Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Экономика

Врачеватель тепловозных сердец

Экономика
Фото:

Виктор Гончаров (в центре) с товарищами по цеху
Виктор Александрович Гончаров — человек скромный и немногословный. «Ну что говорить о себе? Я просто работаю. Не волшебником, как пелось в известной песне, а ремонтником. Это независимо от должностей, но всё равно мы в этом цехе все ремонтники, которые дают тепловозам новую жизнь, если так можно сказать.
Такая у нас работа, всегда нужная, а значит, важная. Просто её надо делать как положено, только и всего», — считает ветеран Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем» Виктор Гончаров, который начал здесь свой трудовой путь ровно 40 лет назад. Причём всё это время в одном цехе — электромашинном, который он возглавляет последние пять лет. Завидное постоянство и завидная судьба человека, нашедшего своё призвание раз и навсегда.
Мичуринск — город садов и железных дорог. Всем известно, что, помимо всероссийской садоводческой славы, это ещё и крупнейший железнодорожный узел, где сходятся магистральные пути страны с севера на юг. Так что к гудкам паровозов Виктор Гончаров привык с детства. Они манили в дальние пути, но так вышло, что свой жизненный путь он нашёл именно здесь, в родном городе, на заводе, который отправлял в путь локомотивы, ведущие за собой поезда в самые разные дальние края.

От самых основ

В 1979 году он пришёл в электромашинный цех учеником слесаря. Пришёл, ничего не умея, но имея большое желание научиться.
«Просто тянуло к технике. Было интересно узнать, что движет этими огромными тепловозами, хотелось быть с этой техникой «на ты». Наверное, обычное мальчишеское желание, и, возможно, оно со временем могло пройти, но... Меня здесь встретили как своего, отнеслись очень тепло, помогали во всём, не жалели времени на объяснения, если что-то в работе было непонятно. И атмосфера здесь была настоящая, дружеская, отношения без всякой задней мысли, и работа интересная. Вот и весь секрет», — вспоминает Виктор Александрович.
Так что совсем неудивительно, что, отслужив в армии, он уже твёрдо определился с выбором и, не раздумывая, вернулся на завод, в коллектив, который уже стал своим.

Страты мастерства

Хотя сама работа в этом цехе совсем не простая и не лёгкая. Тепловоз — машина сложная. И хотя горючим для него является дизельное топливо, но сам дизель лишь вращает генератор, вырабатывающий ток для электродвигателей, которые и мчат тепловоз вперёд по рельсам. Эти тяговые электродвигатели, а также сами главные генераторы, включая вспомогательные агрегаты тепловозов разных типов, и являются объектом внимания коллектива цеха.
Здесь проводят капитальный ремонт электрических машин не только локомотивов, работающих на ближайших магистралях, но и выполняют заказы железных дорог всей России и ближнего зарубежья. Что не случайно — цех оснащён специализированным технологическим оборудованием и стендами для испытаний. А четыре года назад здесь началась реконструкция, были приобретены новые станки, в частности, для балансировки якорей электродвигателей и генераторов. Так что марку «Милорема» знают в самых дальних краях, и в этом огромная доля труда Виктора Гончарова и его товарищей по цеху.
Он хорошо помнит, как узнал, что якорем называется важнейшая деталь огромного, как ему тогда показалось, двигателя тепловоза. Но так получилось, что свой жизненный якорь Виктор Александрович бросил именно тут, пройдя путь от слесаря до начальника цеха. Причём окончив в своё время Мичуринский аграрный университет по специальности «Механизация и переработка сельхозпродукции».
Казалось бы, на первый взгляд это совсем не связано с железной дорогой и ремонтом локомотивов. Но для Виктора тогда было важно, не уезжая из родного Мичуринска, получить техническую специальность, позволяющую разбираться в самых разных механизмах и электроагрегатах. И не прогадал. Хотя, конечно, здесь без творческого подхода к делу и постоянного самообразования вряд ли можно было достичь каких-то успехов.

Глядя в будущее

Но как поётся в песне, «нам рано жить воспоминаниями», в этом Виктор Александрович уверен. При этом откровенно говорит о том, что тяга к технике сейчас у молодых ребят, даже тех, что приходят в цех на производственную практику из технического колледжа, всё же оставляет желать лучшего. По крайней мере из десятка приходящих лишь один-два парня действительно намерены посвятить себя работе на заводе. Но зато это ребята, которые действительно увлечены своей профессией и хотят свои знания умножать.
Ну а что касается самой работы, то её здесь хватало всегда. Причём сейчас заказов стало больше во многом потому, что старый парк тепловозов изнашивается и они требуют всё большего ремонта. Новые машины стоят весьма недёшево, и далеко не всегда на них есть средства у перевозчиков. Но пока есть такие мастера, как Виктор Гончаров и его коллеги по цеху и заводу, локомотивы практически любого возраста не прекратят свой бег.
Ну а техника делается руками людей. И эта работа с людьми сейчас для Виктора Александровича является главной. А их в его цехе более двухсот человек, с разными характерами и разными судьбами. Но он хорошо помнит, как принял его этот цех сорок лет назад, и очень хочет сделать так, чтобы для каждого, кто здесь работает, он был территорией счастливой судьбы. Несмотря на все сложности. Что для этого нужно от каждого?
По мнению ветерана, просто честно работать, а за это тебе обязательно воздастся. Такой простой вещью, как счастье в жизни, которое он здесь нашёл. А гудки поездов, как в детстве, по-прежнему зовут в дальние пути...
Читайте также:
Авторы: