Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Васюкова: «Наши проекты — хорошие стартовые площадки для юных музыкантов»

В конце мая текущего года президент России Владимир Путин подписал указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации». В соответствии с ним, почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» присвоено заместителю директора по учебно-методической работе, преподавателю по классу фортепиано Знаменской детской школы искусств Татьяне Васюковой.
Глава администрации Тамбовской области Александр Никитин направил в её адрес поздравительную телеграмму, в которой говорится: «Надеюсь, что ваш профессионализм, знания, опыт и в дальнейшем послужат делу процветания родной Тамбовщины и России».

Тридцать успешных лет

За плечами педагога высшей квалификации Татьяны Васюковой тридцать лет преподавательского стажа. Всю свою трудовую жизнь она посвятила детям, их обучению игре на фортепиано. Уроженка Котовска, Татьяна Анатольевна и сама прошла полностью долгий образовательный путь музыканта. После Котовской музыкальной школы Татьяна утвердилась в мысли, что хочет посвятить свою жизнь музыке. И получив диплом Тамбовского музыкального училища имени С. В. Рахманинова, по распределению поехала преподавать музыку в Сампурский район. А несколько лет спустя она стала педагогом Знаменской музыкальной школы, где и по сей день успешно трудится.
Высшее образование Татьяна Анатольевна получила в Московской современной государственной академии по специальности менеджер, что, безусловно, ей помогло на посту заместителя директора по учебно-методической работе, который она заняла восемь лет назад.
Воспитанники Васюковой все в педагога. Так же активны, как и она. Выступают на районных, областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, участвуют во всевозможных концертах. Только за прошлый год ученики Татьяны Анатольевны не раз становились лауреатами. Буквально перед Новым годом её пятиклассница Агата Фоманина была удостоена диплома I степени открытого зонального конкурса юных пианистов «Семь нот к успеху».
За тридцать лет Васюкова обучила немало девчонок и мальчишек. Она любит и гордится всеми. Но, как и как любому педагогу, ей приятно, что некоторые из них пошли по её стопам. В этом учебном году после Воронежского колледжа имени Ростроповичей в Знаменскую школу пришла преподавать её талантливая ученица Александра Карелина. В прошлом году Московскую консерваторию имени П. Чайковского окончил ученик Илья Лушпа. Сегодня он преподаёт в Москве. Татьяна Родина обучает игре на фортепиано в тамбовской Стариковской музыкальной школе.

«Татьяна Анатольевна ещё и очень грамотный руководитель, — утверждают коллеги. — Она оказывает большую помощь преподавателям в подготовке документации и портфолио для участия в аттестации и в конкурсах педагогического мастерства. За советом к ней обращаются педагоги не только Знаменской ДШИ, но и школ искусств Тамбовской области».

А ещё Татьяна Васюкова умеет разрабатывать и реализовывать успешные проекты. Но прежде чем побеседовать о них, я попросила Татьяну Анатольевну поделиться итогами столь необычного нынешнего учебного года.

Об итогах

— Большую часть весны мы с учениками находились на дистанционном обучении, используя скайп и вотсап. Что скрывать, очень часто, так как мы живём в сельской местности, зависал интернет. Но старались решать проблемы. Конечно, наше обучение требует личного участия. Хотя могу отметить и положительные моменты удалёнки. Часто, когда учитель рядом, ребёнок очень зависим от преподавателя. Карантин же показал, что у детей наладилась самостоятельная работа. Ребёнок, понимая, что я не могу сесть рядом, взять его за руку и показать, пытается сам дойти до сути. И результат порой даже бывает лучше, чем при личном контакте. Но это со старшими. А с младшими учениками пришлось нелегко. Старшие всё-таки многое знают, умеют и контролируют процесс. Маленьким тяжелее. В начале обучения закладываются азы, фундамент музыкальной грамоты. Очень многое надо показывать непосредственно, ставить руку. «Повезло», что самоизоляция случилась к концу учебного года. Если бы она была в начале учебного года, то пришлось бы гораздо труднее.

Сказка в музыке

В Знаменской школе искусств очень популярен конкурс «Сказка в музыке». Он проводится ежегодно 10 лет. А с 2018 года конкурс стал ещё и межрегиональным. В прошлом году участвовало 272 человека. Это только очники, а есть и заочные конкурсанты по сольфеджио. В программе несколько номинаций. В первый день выступают народники, во второй — вокалисты, инструменталисты в третий, художники — в четвёртый.

— Состав жюри разный, поэтому мы всё успеваем, — говорит Татьяна Анатольевна. — Конкурс я задумала для моего класса, когда была ещё преподавателем. А какая тематика ближе всего маленькому ребёнку? Сказка. У детей программное произведение связано со сказочным персонажем либо действием. Тут надо показать в первую очередь не технику исполнения, а образное мышление. Дети должны понимать, что играют. Мне хотелось, чтобы все выступили. Сейчас очень много детей, которых я называю «нехочухи». Они не хотят участвовать в конкурсах. Ведь для того, чтобы быть конкурентоспособным, надо работать более ответственно. Мои дети, например, едут на другие конкурсы не статистами, они знают, что у них всё получится.

Для младшего школьного возраста конкурс как бы стартовая площадка. Во-первых, детям чисто психологически не страшно. Так как конкурс идёт в форме концерта. Есть сценарий, по которому ведущий затрагивает персонажи, что есть в произведениях детей. И в этот момент ребёнок выходит и играет своё произведение. В зале царит живая атмосфера сказочного мероприятия.
Вторая психологическая особенность — все дети-конкурсанты находятся в зале. Очень важно в этом возрасте уметь слушать. Как показывает практика, дети совершенно не умеют слушать сверстников. Да и педагоги часто не дают возможности своим ученикам послушать других. И тогда случаются казусы, когда некоторые педагоги говорят ученику: ты играл прекрасно, это тебя жюри зарубило. А ребёнок не слушал других и не может адекватно оценить свою игру. И он верит педагогу. Чтобы не было таких моментов, я считаю, что все конкурсанты должны быть в зале, слушать друг друга и знать, к чему стремиться. В этом возрасте закладывается и исполнительская культура, и культура поведения. Потом ребёнок может и не быть профессиональным музыкантом, но воспитанным, грамотным и культурным человеком будет.

Десять лет — серьёзная дата. Хотелось провести конкурс более торжественно. И люди специально готовились. Ведь очень мало конкурсов для маленьких деток. А у нас ещё и серьёзное жюри, которое возглавляет заведующий фортепианным отделением Гнесинки Венера Салахидинова. Конкурс должен был состояться в апреле. Но не получилось его провести даже в онлайн-режиме. Потому что домашняя запись будет капитально отличаться от живого выступления ребёнка. В прошлом году, например, конкурсанты выступали в Асеевском дворце. Даже сам факт, что дети из деревень, из отдалённых районов и других городов приезжали просто поиграть в таком прекрасном месте, многое значил. И мы вышли на оргкомитет с просьбой провести конкурс в конце октября. Все преподаватели отнеслись к этому с пониманием.

Профильные лагеря

— В этом году ещё одному моему проекту десять лет. На базе Знаменской детской школы искусств во время летних каникул проводится профильный лагерь с круглосуточным пребыванием для одарённых детей. Я разработала специальную программу деятельности такого лагеря. Она одержала победу на областном конкурсе программ организации отдыха детей в номинации «Программа деятельности оздоровительного лагеря». Профильный лагерь проводится ежегодно. Возможно, в этом году он и состоится, так как запланирован на август.

Лагерь для одарённых детей — это тестовая площадка для ребятишек, которые в обычной жизни не могут проявить себя так, как хотят. У нас в школе дети играют на инструментах. Но, например, ребёнку хочется ещё и рисовать. Но он боится, что у него не получится. Другой боится: а вдруг над ними посмеются, если не получится.

В нашем профильном лагере проводятся мастер-классы по всем направлениям творчества. И этот ребёнок может себя спокойно проявить в рисовании. Здесь не будут над ним подшучивать. Его оценят по достоинству. Всё занятия проводятся в игровой форме. И раскрепощённый ребёнок может проявить себя без страха. На мастер-классах все дети поют, танцуют, рисуют, играют на разных инструментах. А в конце смены проводится серьёзное мероприятие. Дети показывают, чему научились за 14 дней круглосуточного лагеря по всем направлениям.

И у нас очень часто тот ребёнок, которому педагог в лагере сказал: «Да, ты можешь», в сентябре приходит записываться на отделение, которое его интересует. Такие дети начинают у нас в школе заниматься на двух и даже трёх отделениях. Так что лагерь за эти годы показал себя хорошей обучающей и эмоциональной тестовой площадкой.

Барабанщики из Знаменки

— В 2018 году я начала реализацию нового проекта «Барабанщики на службе Отечества. От истории к современности». Этот инновационный проект — моя мечта. Мой сын Игорь с детства бредил барабанами. После Знаменской ДШИ он даже хотел поступать в музыкальное училище на ударные. Но в Тамбовской области мы не нашли ни одного ударника. Игорю пришлось перепрофилироваться на саксофон и поступить в Халиловское училище. А в этом московском военно-музыкальном училище есть известный ансамбль барабанщиков «Фиеста». И попадают туда ребята только те, которые обучались на ударников. Но Игорь, не будучи ударником, так хотел попасть в ансамбль, что добился того, чтобы его взяли. Со второго курса ходил к преподавателям, занимался. И все эти годы он в «Фиесте». В этом году Игорь уже перешёл на пятый курс Военного университета Министерства обороны России.
А к нам в школу в эти годы после окончания Воронежского института искусств пришёл молодой преподаватель-ударник Роман Саталкин. Роман Геннадьевич организовал в школе замечательный ансамбль барабанщиков. И когда Игорь приехал в Знаменку, его как выпускника ДШИ попросили дать мастер-класс юным барабанщикам.

Вот тогда я и задумала проект «Барабанщики на службе Отечеству». У нас очень хороший тандем с Романом Саталкиным. Его ансамбль сегодня — визитная карточка нашего района. Конечно, страшно было начинать новое дело. Но мы хотим воспитывать будущих военных музыкантов, отрабатывать у них выправку. У этих ребятишек в дальнейшем будет возможность поступить в военно-музыкальное училище. А так как рядом со Знаменкой военный городок, то многие дети военных обучаются у нас. Для мальчишек это хорошее дело.
Новизна данного проекта состоит в том, что ансамбль барабанщиков является одним из предметов дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». А создание ансамбля барабанщиков — это ещё и средство для популяризации различных видов ударных инструментов.

В октябре прошлого года проект стал региональной инновационной площадкой, выиграл конкурс, который проводило областное управление культуры. И пришло положение, что есть возможность подать этот проект на президентский грант. Мы написали большую программу на год. Сын отвёз документы в Министерство культуры России. И теперь ждём результат.

В этом году наша школа по нацпроекту получила деньги на новые инструменты и оборудование. Среди прочего закуплен комплект барабанов для ансамбля. Теперь коллектив полностью обеспечен хорошими инструментами, есть на чём и с чем выступать.

Читайте также: Он и поныне вглядывается вдаль

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*