Железная дорога – зона повышенной опасности

Заместитель начальника дирекции инфраструктуры Мичуринского региона ЮВЖД Юрий Желтиков рассказал о причинах непроизводственного травматизма на железной дороге и профилактических мерах по предупреждению транспортных происшествий, вызывающих угрозу жизни и здоровья людей

Непроизводственный травматизм на железной дороге. За этой сухой формулировкой – десятки трагедий, потерянного здоровья и жизней. Основной причиной травматизма граждан на железной дороге является переход через пути в неустановленных местах перед идущим составом, пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения в зоне движения поездов. За 12 месяцев 2019 года на объектах железнодорожной инфраструктуры в границах Мичуринского региона ЮВЖД зафиксировано 22 случая травмирования, 16 человек погибли. В 2018 году на железной дороге пострадали 38 человек, 23 из них — со смертельным исходом. Несмотря на то, что в 2019 году количество случаев травмирования снизилось на 43% к уровню предыдущего года, проблема непроизводственного травматизма по-прежнему остается актуальной.

Особенно важен этот вопрос сейчас, в период школьных каникул, когда каждый день приходится видеть детей и подростков, которые, располагая свободным временем, используют его, находясь в местах повышенной опасности, в том числе вблизи железнодорожного полотна.

Что на железной дороге представляет особую опасность для человека?

Прежде всего — это интенсивное движение поездов, а также высокое напряжение в контактной сети. Отсюда и исходят основные риски: наезд подвижного состава при нахождении на пути в неустановленном месте, падение с высоты и поражение электрическим током. В большинстве случаев, последствия таких травм очень тяжелые, вплоть до смертельных исходов. Существуют также травмоопасные участки железной дороги, как правило — это перегоны и станции, вблизи которых расположены жилые массивы, дачи или гаражи. Именно на этих территориях чаще всего происходит травмирование граждан.

Как по Вашему мнению можно добиться снижения травматизма детей и подростков на железной дороге?

Особую тревогу вызывают случаи травмирования среди несовершеннолетних. Подростки пытаются перебежать через рельсы, потому что им лень идти до пешеходного перехода, сделать эффектные фотографии на железнодорожных мостах или крыше вагонов. Любопытство, попытка обратить на себя внимание, и, в первую очередь — незнание элементарных правил поведения на железной дороге часто приводят к беде. В этом всегда есть вина взрослых, которые не разъясняют детям реальность угрозы и возможные трагические последствия неосмотрительности. Зачастую и сами взрослые подают плохой пример, нарушая правила безопасности.

Знакомить детей с основами безопасного поведения на железной дороге, формировать культуру личной безопасности необходимо начинать с раннего возраста, обучение должно носить системный характер и проводиться консолидировано со всеми причастными ведомствами. Необходимо включать в планы работы всех образовательных учреждений занятия по выработке навыков безопасного и законопослушного поведения на железной дороге, в повестку дня родительских собраний вопросы по профилактике детского травматизма, с разъяснением ответственности родителей за жизнь и здоровье детей. Роль семьи в данном вопросе, пожалуй, решающая. Во многом именно от поведения родителей зависит, выберет ли их ребенок для себя столь экстремальное увлечение.

Какие мероприятия по профилактике непроизводственного травматизма реализованы и запланированы?

Работа по предупреждению непроизводственного травматизма ведётся нами в двух основных направлениях, первое – это техническое содержание и обустройство инфраструктуры, которая способна обеспечить безопасное пребывание граждан на железной дороге, второе – информирование людей об опасности при их нахождении в зоне движения поездов.

В результате анализа случаев непроизводственного травматизма в Мичуринском регионе ЮВЖД выявлены травмоопасные участки дороги: перегоны Богоявленск-Хоботово, Цна-Рада, железнодорожные станции Кочетовка и Мичуринск-Воронежский. Было проведено обследование этих участков и разработаны меры, которые включены в программу организационно-технических мероприятий 2020 года. Сюда входят установка и обновление плакатов и знаков безопасности, ремонт платформ, восстановление целостности ограждения вдоль железнодорожного полотна, улучшение освещения платформ и пешеходных переходов, вырубка кустарников у пешеходных переходов и в местах с плохой видимостью. Кроме того, в рамках инвестиционного проекта «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» предусмотрено строительство ограждений вдоль железнодорожного полотна и пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией. В настоящее время в границах Мичуринского региона ЮВЖД такие переходы функционируют на станциях Избердей, Кирсанов, Никифоровка, Вертуновская, Усмань, Колышлей. В 2020 году обустройство пешеходных переходов запланировано на станциях Умет, Селезни и Борисоглебск.

Кроме этого, локомотивные бригады регулярно проходят специальные инструктажи о действиях при ведении поезда по травмоопасным участкам, правилам проезда мест массового перехода людей через железнодорожные пути. В ходе оперативных мероприятий совместно с сотрудниками транспортной полиции выявляются и ликвидируются несанкционированные переходы через железную дорогу, проводятся беседы с нарушителями, пренебрегающими правилами безопасного перехода через железнодорожные пути.

Что касается информационной работы, то каждый год на всей территории железной дороги реализуется разъяснительная кампания «Безопасность на железнодорожном транспорте», в рамках которой проводятся информационные кампании в средствах массовой информации, мероприятия для детей и взрослых. Наряду с традиционными уроками безопасности в образовательных учреждениях и рейдами по несанкционированным переходам через железнодорожные пути, мы стараемся найти новые формы профилактической работы и поддержать конструктивный интерес подростков к объектам железнодорожной инфраструктуры. Для школьников и студентов регулярно организуются экскурсии на железнодорожный вокзал Мичуринск – Уральский с осмотром территории станции и рассказом о правилах безопасности, в локомотивное депо Кочетовка, где каждый имеет возможность попробовать себя в роли машиниста на тренажере локомотива, управляя виртуальным поездом в сложных метеорологических условиях.

В период летних каникул реализуется проект «Безопасное лето» в оздоровительном лагере «Иловайский». В программе данного мероприятия –квест – викторина, показ видеороликов, распространение информационных материалов.

И это, конечно, далеко не все, что проводилось, реализуется или планируется. Наша задача – достучаться до каждого человека, донести до сознания детей и взрослых простую истину: соблюдение правил безопасности на железной дороге – это жизненно важная необходимость.

Какие пути решения вопросов безопасности на железной дороге будут на Ваш взгляд наиболее эффективны?

Проблема травматизма на железной дороге имеет еще и обратную сторону – мало кто задумывается о том, что в среднем на одну локомотивную бригаду за ее трудовую деятельность приходится порядка 3 несчастных случаев со смертельным исходом. Каждый случай смертельного травмирования человека на путях, по мнению психологов, серьезный стресс для машиниста. Этот факт еще раз говорит о том, что железнодорожники являются самой заинтересованной стороной в борьбе с непроизводственным травматизмом.

Наряду с комплексными мерами, которые принимают железнодорожники для недопущения случаев травмирования граждан, наши инициативы должны быть всесторонне поддержаны администрациями муниципальных образований. Например, участие органов местного самоуправления в софинансировании строительства ограждений вдоль железнодорожного полотна, пешеходных дорожек, освещения объектов инфраструктуры. Также мы должны иметь возможность размещать бесплатные ролики и выступления на местном и региональном телевидении, на рекламных щитах и баннерах, делать публичные обращения в средствах массовой информации на правах социальной рекламы.

Подводя итог, хотелось бы обратиться ко всем гражданам, и сказать, что весь комплекс этих мер будет работать в полную силу лишь тогда, когда люди будут более внимательны к предупреждающим плакатам, к звуковым сигналам оповещения и поймут, что невнимательность может привести к трагическим последствиям.

Читайте также: Проходящая через Тамбовскую область Юго-Восточная железная дорога стала лучшей в «РЖД»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*