Художник Ирина Пугачёва-Миронова: «Я счастливый человек, и вы это видите»

Педагог из Тамбова вошла в число лучших преподавателей детских школ искусств по итогам Всероссийского конкурса Минкультуры РФ

Цикл персональных выставок под названием «Дыхание природы», демонстрировавшихся в областной картинной галерее, Пушкинской библиотеке, краеведческом музее города Рассказово и на других площадках, член Союза художников России Ирина Пугачёва-Миронова подготовила к своему полувековому юбилею — как определённый итог творческой деятельности. В самом же процессе творчества, если сюда приплюсовать и детскую художественную школу, Ирина Ивановна вот уже четыре десятка лет.

Первые шаги
Учиться в Тамбовской художественной школе № 1 Ирина захотела сама. Её мама, Валентина Антоновна, педагог-биолог по образованию, это решение одобрила. Так как она, хотя и не занимается творчеством, широко образованна, очень любит и всегда посещает выставки изобразительного искусства. Несколько лет Ирина с успехом обучалась рисованию, но в какой-то момент наступил кризис. Однажды девочка в слезах пришла домой и заявила, что бросает художественную школу, так как у неё в классе никто там не учится. А она же решила стать или как старшая сестра медиком, или как папа – юристом.

«Муж не возражал: да пусть не ходит. Я же сказала дочке: «Ты сама начала учиться, ты и закончишь». А вдруг это твой будущий кусок хлеба? И как обрекла её, — говорит Валентина Антоновна. – А теперь я рада, что из дочки получилась такая замечательная художница. Имя Ирина означает «мир». Она у меня ангел по характеру. И при этом прекрасный завуч-организатор. Под её руководством 700 учащихся и 38 преподавателей. Но она и прекрасная мама, подарила мне внука. К тому же и лично всю жизнь успевает заниматься творчеством».

Валентине Мироновой действительно есть чем гордиться. Но прежде чем её Ирина пришла к этим результатам, потребовались годы упорного труда. Хотя чего-чего, а трудолюбия ей не занимать.

Бывая на выставках этого замечательного мастера декоративно-прикладного искусства, любуясь, к примеру, её гобеленами или же изделиями в стиле нунофелтинг (нановойлок — приваливание шерсти к ткани), которые весьма энергозатратны и трудоёмки, я всегда поражалась, как их может создавать столь хрупкая с виду женщина? И сама себе отвечала: да просто трудолюбие у Ирины Ивановны сочетается с огромным терпением и ещё большей любовью к своему делу.

Школа мануфактуры
А учиться этому делу, работе с различными видами ткани, Ирина стала, окончив восемь классов. Девушку привлекало декоративно-прикладное искусство. Но возможности получить среднее специальное образование в этом направлении в Тамбове не было. Поэтому Мироновы решили, что Ирине надо ехать в столичное училище. Так как к этому времени её старшая сестра уже обучалась медицине в Москве, и она всегда бы помогла и поддержала Ирину. Прошло четыре с половиной года, и Ирина Миронова с отличием окончила Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина по специальности «художественное ткачество».

«Так случилось, что текстиль меня окружает, начиная с училища, — объясняет Ирина Ивановна. — Сначала я не понимала, что это такое — ткачество. Потом мне это очень понравилось, особенно жаккардовые ткани. В них рисунок создаётся при помощи различных переплетений. Это и технически, и творчески интересно. В дальнейшем все мои предпочтения были связаны именно с текстильным творчеством. Это батик, гобелен, войлок. Всё хотелось попробовать».

Выпускница Миронова в 1987 году была распределена в Эстонию на Кренгольмскую мануфактуру. Это было одно из крупнейших ткацких производств Советского Союза, которое располагалось в городе Нарва. В его состав входило девять фабрик, выпускавших жаккардовые ткани – одеяла, махровые полотенца, мебельную обивку.

«Жаккардовая ткань мне была интересна своей сложной технологической стороной, — рассказывает Ирина Ивановна. — Ты не только создаёшь рисунок и подбираешь переплетение. Тебе нужно подобрать переплетение так, чтобы свою творческую задумку воплотить. Определённый цвет получился в том месте, где именно ты задумала. Очень сложное строение у этих тканей: это мне и нравилось».

Работу с жаккардовыми тканями Ирина освоила на «отлично». К 19-летнему технологу Мироновой даже направляли студентов, приезжавших на практику из Московского государственного текстильного института имени А. Н. Косыгина, которым не давалась эта технология. Эти ребята и уговорили Ирину поступить к ним в институт. Так Миронова в 1994 году получила ещё один красный диплом. К тому времени, правда, институт стал академией имени Косыгина. После обучения девушку оставили работать на одной из московских фабрик.

Педагогическая стезя
Середина 90-х была непростым временем в стране, но особенно — в столице. А тут ещё Ирина в одну из поездок в Тамбов познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Пугачёвым. Да и мама начала уговаривать вернуться в родной город: ей так хотелось, чтобы хотя бы одна дочка была с ней рядом. И Ирина решилась. В 1995 год она переехала в Тамбов.

Встал вопрос: где работать? Ведь в Тамбове текстильного производства не было. Поиски привели в Детскую художественную школу № 2. Но тут пришлось пройти конкурс. Правда, два диплома с отличием и специальное образование сыграли свою роль. Ирину Ивановну взяли преподавать… батик. Но с этой технологией Пугачёва-Миронова ещё не сталкивалась. Так что пришлось осваивать батик вместе с детьми. Зато спустя несколько лет Ирина Ивановна стала одним из лучших мастеров по этому виду прикладного искусства. Её произведения — украшение любой (от городской и региональной до российской) выставки. Делают успехи в батике и её воспитанники.

«Сейчас всякая роспись на ткани называется батиком, — поясняет Ирина Ивановна. — Это и холодный, и горячий батик, и свободная роспись, и какие-то смешанные техники. И всё это умеют ученики нашей второй школы. Так как программа расписана на четыре года, они успевают попробовать всё. Конечно, у многих есть и очень хорошие работы».

Ученики Ирины Ивановны не просто хорошо осваивают преподаваемую им технологию. Их работы выставляются на различных выставках, побеждают на конкурсах и фестивалях творчества. Некоторые выпускники Пугачёвой-Мироновой выбрали для себя профессии художника или педагога. Но и те, кто работают по другим специальностям, очень признательны педагогу, пробудившему в них видение прекрасного.

Высокие преподавательские результаты Ирины Пугачёвой-Мироновой очень скоро оценило и руководство, и педагогический коллектив. Ей предложили должность заместителя директора по учебной работе детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В. Д. Поленова города Тамбова.

«Ирина Ивановна не только обучила несколько сотен ребятишек весьма непростым навыкам декоративно-прикладного искусства. А ещё она, как ни кто другой из педагогов, разобралась во всевозможных школьных документах и сертификатах. Уходя, к примеру, в отпуск, я всегда спокоен, школа будет в надёжных руках», — особо подчеркнул директор Поленовской школы Михаил Никольский.

Гобелены
К гобеленам Пугачёва-Миронова пришла не сразу. Когда она начала преподавать в художественной школе, отделение гобеленов вела замечательная художница Алла Ладыгина. Но пришло время, и Алла Витальевна ушла на пенсию. Тогда-то и предложили Ирине Ивановне заняться гобеленами. Технологию ткачества гобеленов художнице опять же надо было осваивать. Поначалу она делала небольшие работы. Да так втянулась, что произведения раз от раза становились всё масштабнее и глубже по замыслу.

С 2000 года Пугачёва-Миронова стала членом Союза художников России. И поэтому, когда в Тамбовском региональном отделении СХР Ирина Ивановна получила свою мастерскую, то первым делом она задумалась об установке большого ткацкого станка. Его ей подарила художница Ольга Голунова.

Появилась возможность приступать к крупным гобеленовым полотнам. На этом станке и были вытканы все самые значительные произведения мастера: «Рахманиновские встречи», «Город», «Нюанс», «Светотень», «Дыхание природы» и знаменитый «Тамбовский чернозём». За произведение «Тамбовский чернозём» Ирина Пугачёва-Миронова награждена дипломом первой степени в номинации «Лучшая работа, выполненная в традиционной технике гобелена» II Российской триеннале современного гобелена в московском музее «Царицыно».

Мне всегда казалось, что работа по созданию гобелена очень тяжёлая, пыльная: попробуй с молоточком у рамы простоять несколько часов. Но Ирина Ивановна утверждает:

«Наоборот, гобелен, хотя и длительная техника, меня успокаивает, удовлетворяет, приводит в порядок мысли. Это не просто монотонный механический труд. Ты всегда в размышлении: какую лучше нитку взять, какой цвет добавить. И мне очень нравится сам процесс».

Сегодня гобелены художницы с удовольствием берут на самые различные выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Ярославле, Самаре, Воронеже, Липецке. Очень ценят работы Ирины Ивановны, конечно, и в родном городе.

«Дыхание природы»
Несколько персональных выставок, демонстрировавшихся на различных площадках и объединённых названием «Дыхание природы», включали около 80 работ Ирины Пугачёвой-Мироновой, созданных в разные творческие периоды. И это не только гобелены художницы, но и батик, и графика, выполненная в смешанной технике акварели с цветными и графитными карандашами, и новое увлечение Ирины Ивановны — нановойлок.

Технология валяния позволяет художнице делать самобытные, необыкновенно оригинальные вещи: элементы одежды, сумочки, шали и прочее. Наряды с нунофелтингом носит с удовольствием и сама Ирина Ивановна. Например, подобный наряд она надела на открытие своей выставки «Дыхание природы» в Тамбовской картинной галерее.

Помнится, у каждого, кто только переступал порог выставочного зала, сразу же от многокрасочного пиршества и положительной энергетики, исходящих от работ Ирины Пугачёвой-Мироновой, восторженно перехватывало дыхание. Когда я попала в этот мир диковинных цветов, натюрмортов, декоративных тамбовских пейзажей, то поначалу даже инстинктивно зажмурила глаза, но затем их широко-широко распахнула, чтобы вобрать как можно больше позитива, которым так щедро делилась Ирина Ивановна.

 

На выставке Пугачёва-Миронова призналась, что она счастливый человек. И с этим, глядя на её замечательные работы, невозможно было не согласиться. Только счастливый человек может создавать такой фантастически красивый и гармоничный мир в самых различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

«Знакомясь с яркой, впечатляющей юбилейной выставкой, — сказала кандидат культурологии Кира Рындина, — понимаешь, что Ирина Ивановна не просто великолепный мастер-прикладник, знаток сложных технологий, но и богато наделённый высокими душевными качествами человек, умеющий подарить радость погружения в искусство как себе, так и людям».

На счету Ирины Пугачёвой-Мироновой немало персональных выставок, наград на различных конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного искусства. А уж участия в выставках разного уровня, наверное, и сосчитать трудно. И везде в Книгах отзывов о её работах только слова признания.

«Ваши произведения – само очарование, – написала в книге Анна Гаврилова. – Их можно смотреть бесконечно долго. Они вызывают в душе чувство радости и вдохновляют творить прекрасное».

И действительно, в произведениях художницы так много солнца, оптимизма, ликования души, что они, несомненно, подпитывают сердца зрителей только самыми положительными эмоциями.

Читайте также: Педагог из Тамбова – в финале всероссийского конкурса Лучший преподаватель детской школы искусств»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*