Из спортсменки — в актрисы

Детство артистки с мировым именем Надежды Маркиной прошло на Тамбовщине

У актрисы Надежды Маркиной в творческом багаже много самых престижных российских и зарубежных наград – «Ника», «Золотая маска», признание жюри Каннского фестиваля, Азиатско-Тихоокеанская кинопремия и многие другие. Сегодня она очень востребована, в год снимается в нескольких ролях. Но при этом в актрисе по-прежнему ни грамма звёздности. Надежда Константиновна проста и в общении (всегда терпеливо отвечает на все вопросы журналистов и обычных зрителей), и во внешнем облике. Маркина не любит ни ярких нарядов, ни броского макияжа. И всё же зритель обязательно выделит её из толпы.

А уж когда человек оказывается рядом и начинает разговаривать с Надеждой Константиновной, то непременно попадает под её обаяние, испытывая на себе теплоту и отзывчивость её души. Недаром, очень многие зрители образ актрисы ассоциируют с образом «Родина-мать». Кинопублика в соцсетях так и пишет:

«Маркина спокойная, терпеливая, как Родина-мать. Всё вынесет, всё стерпит… Игра актрисы настолько филигранна, (как хороший огранщик обрабатывает грани алмаза, так и Надежда Константиновна в своих перевоплощениях), ничего лишнего, никакой фальши, веришь ей на все 100 процентов».

Но самое удивительное в судьбе Маркиной то, что популярность у миллионов кинозрителей и в России, и мире ей принёс вовсе не положительный, а отрицательный персонаж.

Слава

К мировой славе Надежда Маркина шла долго. Первые кинороли она сыграла в 26 лет в 1985 году. Правда, это оказались эпизоды в трёх фильмах, которые сейчас никто не помнит. Потом были роли в театре и сериалах. Но звездой Маркина проснулась после выхода на экраны в 2010 году фильма Андрея Звягинцева «Елена». Картина ошеломила. Она была очень высоко оценена и российскими, и зарубежными кинокритиками. И все сходились в едином мнении, что самой большой удачей фильма является игра актрисы Надежды Маркиной, хотя рядом в паре с ней был такой знаменитый мастер, как Андрей Смирнов.

Картина повествует о взаимоотношениях пожилых супругов, принадлежащих к разным социальным кругам. Они поздно встретились. У каждого из них есть дети от предыдущих браков, претендующие на богатое наследство мужа главной героини. Вся суть ситуации в том, что Елена решается на страшный поступок ради своего сына-дармоеда. Но будет ли ею достигнуто счастье?

Звягинцев снял жёсткую психологическую драму с открытым финалом. Кинолента получила приз жюри Каннского фестиваля «Особый взгляд». Так как режиссёр отразил не только российскую, а общечеловеческую проблему. Подобное поступку немногословной Елены, могла совершить и женщина в Германии, и Австралии, Франции и США, Индии и Канаде. Вот почему великолепную актёрскую работу Надежды Маркиной по достоинству оценили и критики, и простые зрители в этих и других странах. В России актриса получила «Нику» «За лучшую женскую роль» в фильме «Елена». Награды «За лучшую женскую роль» ей же вручили в Индии, Испании, Германии и так далее.

Всех, без исключения, подкупил не только талант актрисы, но и её естественность, органичность. Безусловно, зрители не ассоциируют актрису с отрицательным персонажем. Но публика с облегчением вздохнула: наконец-то, увидела героиню фильма с внешностью не силиконовой голливудской куклы, а женщины из народа.

И не мечтала

А Надежда Маркина действительно талант из народных глубин. Она родилась в 1959 году в крошечной деревеньке Каменка Никифоровского района Тамбовской области. Вскоре деревню — несколько домов у озера — посчитали бесперспективной. Жителей расселили по другим сёлам, а это место распахали под поля гречихи. Семья Маркиной переехала в районный центр. Дмитриевка и стала для Надежды центром сосредоточения счастливых воспоминаний.

«Детство — это самый большой витамин на всю жизнь, — убеждена Надежда Константиновна. — Во-первых, ты обласкан родителями. Во-вторых, тебе ничего не грозит, тебя накормят, оденут, вовремя спать уложат. У меня было шикарное детство. В деревне было много ребятишек одного возраста. Мы без устали играли в разные игры. И ролевые были — в разведчиков, в почтальонов играли, — и в круговую лапту, «картошку», «казаки-разбойники». Детство — кладезь всех моих воспоминаний. Счастье одним словом».

Родители Нади — Параскева и Константин — были простыми людьми. Отец прошёл войну и много рассказывал детям (а их семеро, Надя — младшая) о службе в разведроте.

«Мама была верующей. Отец — нет, но они никогда не спорили об этом, — вспоминает Маркина. — В деревне не было церкви, но мама знала, когда какие праздники, молилась на ночь, и под образами лампады светились. Мама меня всегда благословляла и решение моё уехать приняла спокойно — лишь бы я была здорова».

Об актёрской карьере Надежда и не мечтала. Она была крепкой, физически развитой девочкой. В школе увлекалась лёгкой атлетикой. Поэтому после восьмого класса, решив серьёзно заниматься спортом, поехала в областной центр поступать во второе Тамбовское педагогическое училище на физкультурное отделение.

Из спортсменки в актрисы

В педучилище Надя подружилась с девушкой, которая посещала театральную студию. Однажды из любопытства, придя с подружкой на репетицию, так увлеклась этим творческим процессом, что тоже записалась в студию.

«Мне повезло, я повстречала Веру Александровну Товму, — рассказывала мне при встрече Надежда. — Она великолепный педагог, грамотный, интересный, умный. Многому меня научила. Своим примером учила. Вера Александровна так трепетно любит театр, что передаёт такое же преклонение и своим воспитанникам. Мы не просто играли, репетировали. Всё делали вместе: сочиняли, шили костюмы, мастерили декорации. Это было настоящее сотворчество. Если бы можно было бы заниматься 24 часа, я бы занималась. Я очень благодарна Вере Александровне».

Впечатляли девушку и встречи с воспитанниками Веры Товмы, которые уже учились в разных вузах Москвы и Петербурга. Приезжая к родителям на каникулы в Тамбов, они непременно приходили и к своей второй маме с рассказами, как учатся во ВГИКе или ГИТИСе. Тогда-то и определился путь Маркиной прямиком в актрисы. Она подумала: а почему бы и ей не поступить в ГИТИС? Вера Александровна поддержала устремление Надежды и подготовила с ней программу для творческих туров.

После экзаменов Маркину приняли во все театральные институты, да ещё и в эстрадно-цирковое училище. Надя выбрала последнее. Ей показалось, что во время учёбы в училище удастся совместить спорт и сцену. Через год, осознав свою ошибку, Маркина поступила в ГИТИС.

Через терни

На режиссёрско-актёрском факультете она училась у великих мастеров — Иосифа Туманова, а после его смерти, у Анатолия Эфроса. На курсе преподавал и выдающийся режиссёр Анатолий Васильев. Кстати, именно его звонок с приглашением в Театр на Таганке изменил планы выпускницы Маркиной. Надежда уже ждала вызов в Таллинский театр. Но Васильев предложил заменить актрису Таганки, которая ушла в декрет.

На Таганке актриса сыграла много интересных ролей. Но более всего Надежде были дороги роли Тани Песоцкой из чеховского «Чёрного монаха», Лизы Бричкиной из «А зори здесь тихие», Василисы из «Деревянных коней» по Абрамову (эту роль ей передала Алла Демидова) и небольшую роль в спектакле «У войны не женское лицо», который поставил её учитель Анатолий Эфрос. После отъезда Юрия Любимова, а затем и смерти Эфроса Театр на Таганке претерпел жесточайший кризис. Надежда Маркина перешла в Театр на Малой Бронной.

Как и у большинства россиян, 90-е годы по судьбе актрисы прошлись невзгодами. Когда не было ролей в театре и кино, Маркина бралась за любую работу.

«Так что у меня много профессий, — говорит с горькой улыбкой артистка. — Была и медсестрой, и поваром, и уборщицей, и нянькой, и воспитательницей, и секретаршей, и в церковной лавке работала. Разные были времена, и мне приходилось за всё в своей жизни отвечать. И дворником, и уборщицей в ВТО работала, перед Пляттом расстилала коврик и обувь протирала. Он благодарил, а я не знала, куда шарахнуться, чтоб ему не помешать».

К концу 90-х театральная жизнь начала оживать. Надежда Маркина сыграла такие заметные роли, как Анну в «Пучине» Островского, Епанчину в спектакле «Идиот» по Достоевскому, Соню в чеховском «Лешем», Регану в «Короле Лире» Шекспира, Тамару в володинской пьесе «Пять вечеров». Роль Тамары принесла актрисе первую престижную награду — «Золотую маску». А в роли шекспировской героини Маркину увидел Андрей Звягинцев. Актриса запомнилась. Это впечатление и помогло Надежде Константиновне позже попасть в фильм «Елена».

Сериалы

В эти же годы актрисе удавалось, хоть и немного, но получить роли и в сериалах. Самой заметной стала роль Христины в «Петербургских тайнах». Поначалу режиссёр позвал Маркину на эпизодическую роль. Но зритель да и съёмочная группа так полюбили героиню, что для Надежды специально досочиняли сценарий.

В начале нулевых в российском кинематографе начался сериальный бум. И Маркина оказалась задействованной в трёх-четырёх ролях в год. Напряжённый съёмочный график заставил актрису расстаться с театром. Но Надежда не жалела, так как работала с интересными режиссёрами. Да и картины у публики имели успех. Зрители запомнили Маркину в сериалах «Гражданин начальник», «Вокзал», «Участок», «Московская сага», «Штрафбат», «Хиромант», «Братья Карамазовы», «Пелагея и белый бульдог», «В тумане», «Оттепель», «Гагарин», «Бесы» и многих других.

Когда Надежду Константиновну спрашивают: долго ли её не отпускает роль, ведь такая нагрузка весьма тяжела, она отвечает:

«Мне кажется, ролью нельзя жить долго. Это не я. Я сыграла и закрыла дверь. Конечно, что-то для роли беру от себя — пользуюсь своими эмоциями. Я всегда считала, что надо оставаться самой собой. Не надо ни на кого походить. Если мы будем походить друг на друга — какой в этом смысл? Мы жизнь-то проживаем свою. Я пользуюсь своими красками».

Я счастлива

При встрече с Надеждой Маркиной, всегда убеждаешься насколько она гармоничный человек. Годы её не меняют. Так было несколько лет назад. Сейчас, правда, не часто, но актриса старается приехать на малую родину, чтобы подышать деревенским воздухом, встретиться с родственниками. Эти приезды, как шутит Надежда, её подзаряжают. Своя личная жизнь у актрисы не сложилась, но есть многочисленные дети и внуки близких, о которых она всегда помнит и любит.

А ещё у Надежды Маркиной есть маленькие радости:

«Люблю раннее утро. Стараюсь по утрам почаще подходить к окну и смотреть на улицу. Такой покой, редкий человек пройдёт, троллейбус проедет. Люблю время года, когда начинается весна или заканчивается осень. Ни с чем несравнимы запахи оттепели или жухлой листвы, поддёрнутой первым морозцем. Радостно и тогда, когда что-то исправишь или извинишься перед кем-то. В этот момент на душе становится счастливо и мирно».

О таких моментах мы разговорились с Надеждой во время прошлогодней встречи. Тамбовское отделение Союз театральных деятелей России пригласило Маркину на церемонию закладки звёзд в честь актёров на Аллее Звёзд. Актрису мероприятие привело в восторг. Подобного она нигде в провинции не встречала. Умилил Надежду и преобразившийся Тамбов. В этот раз ей удалось побродить по местам юности. И она не могла скрыть своего восхищения Набережной, клумбами, ухоженностью улиц.

«Город стал краше, интереснее, — делилась впечатлениями Маркина. — У него есть своё лицо. В городе много нового. Я отметила для себя, что город развивается. Особенно впечатлил шикарный, когда заезжали со стороны Пригородного леса, вид. Когда я жила в Тамбове, всё иначе было. Сегодня город мне нравится».

Своими планами, чтобы не сглазить, Надежда Маркина не стала делиться. Она лишь заметила: «Судьбой надо быть довольной всегда, как бы она не складывалась. Живёшь, и всякое бывает. Не всё идеально. Но я довольна. Жива, здорова. И я счастлива. Довольна и творческой судьбой».

Читайте также: От простой деревенской девушки до примадонны оперной сцены

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*