Одухотворенная юность

картина Лимантовой

«Спросите себя относительно любого чувства, сильно овладевшего вами: может оно быть воспето поэтом? Если да, то это благородное чувство. Если же оно воспето быть не может, значит, это низкое чувство. То же происходит во всех областях искусства».
Джон Рёскин

Можно издать несколько увесистых томов, но ничего толком так и не сказать, иногда достаточно тощей брошюрки стихов, чтобы стать явлением в литературе. Почему так происходит? Бог весть.

Так и в живописи. Художник Ирина Лимантова за небольшую творческую жизнь создала не так много живописных полотен. Но несколько из них, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы заявить о себе как о состоявшемся и реализовавшемся художнике.

И не так важно, что сегодня её имя не на слуху. Не пресловутая популярность, к счастью, определяет качество искусства, а время. С одной стороны мелкий песок, перетекая из одного прозрачного сосуда, в другой, засыпает безжалостно всё, на что только попадает. Но одновременно в верхнем сосуде медленно и настойчиво обнажаются или открываются забытые имена, книги, живописные полотна… С них как бы сходит налет времени. И мы видим творение в его истинном подлинном виде, в котором художник сказал о чем-то важном и сокровенном для всех нас…

У Ирины Лимантовой есть чудесная работа «Воскресный маршрут» (1989г.). На полотне изображена юная девушка в прогулочном убранстве. Одной рукой она поддерживает лыжи, в другой — палки, поводок. Рядом домашняя собака. Легко угадывается задняя площадка рейсового автобуса, везущего лыжницу в пригородный лес…

Да, в работе читается стилистика 1960 – 1980 годов. В это время некоторые художники старались отойти от устоявшихся штампов, покончить с парадностью, иллюстративностью существовавших в те годы идеологических установок. Безусловно, для молодых художников, как Ирина Лимантова, это было время надежд и дерзновения, поиск нового типа живописного мышления.

И творческие искания были непростыми. По словам художника Алексея Харитонова, «Воскресный маршрут» создавался на открытой верхней площадке Дома художника. Чтобы добиться эффекта большого замерзшего стекла автобуса, пришлось натянуть тент.

На фоне окна видны тени деревьев, которые похожи то ли на оленей, то ли на жирафов, но эти таинственные преследователи автобуса, создают ассоциации какого-то сказочного леса, в котором вдруг оказалась лыжница.

Художник интересно контрастирует замысловатое природное лекало с геометрически выверенными линиями интерьера автобуса.

Позировала художнику Маша Гущина. Ей тогда было лет 15 или 16. Впоследствии юная лыжница стала архитектором. Алексей Харитонов и Ирина Лимантова дружили с её родителями.

«Ирину долго что-то не устраивало в портрете Маши. Однажды я зашел в мастерскую и немного поправил своей рукой её работу. Через некоторое время узнал, Ирина после моего ухода проплакала, а потом собралась и нашла то решение, которое от неё ускользало. От моих правок не осталось и следа», — делится своими воспоминаниями Алексей Анатольевич.

Но что же хотела выразить Ирина Лимантова? На мой взгляд, — одухотворенную юность. Что может быть прекрасней?

«Воскресный маршрут» вошел в состав виртуальной спортивной выставки, специально подготовленной Русским музеем к олимпиаде в Сочи. Со спортивной тематикой можно соглашаться или нет, но образы, созданные Ириной Лимантовой, действительно завораживают.

На «Воскресный маршрут» я могу смотреть долго, каждый раз открывая для себя какие-то новые оттенки смысла. И не раз пытался понять, чем меня привлекает эта картина. И кажется, нашел ответ. Но прежде, чем поделюсь моим открытием, сделаю еще одно небольшое отступление.

В прозе писателю еще как-то можно «скрыться», завуалировать свою личность. Но в лирической поэзии каждая строка раскрывает внутренний мир автора, даже если его творчество лишено автобиографических черт. Поэтому принято считать: лирика наиболее интимный вид творчества.

На мой взгляд, живописец тот же поэт, точнее, прежде всего — поэт. О художнике его работы могут рассказать гораздо больше, чем его самая подробная биография в каком-нибудь справочнике.

Живопись Ирины Лимантовой вне всякого сомнения лирична. Художник не просто отображает, как раньше говорили, объективную реальность, а выражает, прежде всего, свой глубокий внутренний мир.

Этого нельзя достичь искусственно, за счет техники. Техника, даже самая филигранная – ширма, за которой часто нет человека, масштабной личности. Если художник высок, наряду с одаренностью, то рано или поздно он найдет свой неповторимый язык, интонацию, форму выражения, если нет, то не поможет никакая изощренная техника, она не скроет отсутствие смысла в творчестве.

Ирина Лимантова, безусловно, художник романтического сознания или склада. Она создала свой художественный мир, населив его дорогими ей образами. Поэтому хочется долго «пребывать» в полотнах художника. Мне близка позиция тех, кто говорит, что не жизнь влияет на искусство, а наоборот. Поэтому идеальный мир, созданный художником, хочется перенести в нашу повседневную и грубую жизнь. Так и бывало. Создал в своих произведениях идеальных барышень писатель Иван Сергеевич Тургенев. Через какое-то время их живые голоса вдруг зазвучали во многих дворянских усадьбах.

А. Харитонов. Портрет Ирины Лимантовой,
1990 г.

Во мне прочно убеждение: Лимантова своими работами служит идеалам, красоте. Она сохранила в себе поэтический взгляд на мир, даже детскую непосредственность. Ирина Лимантова еще не ходила в школу, но часто просила маму отвезти её в Русский музей посмотреть иконы. Мама удивлялась, но просьбы дочери не оставляла без внимания. Тогда они жили неподалёку от Русского музея, на знаменитой Мойке Санкт-Петербурга.

Когда Ирине исполнилось десять лет, пришла учиться в художественную школу имени Иогансона при академии художеств. Потом учеба на живописном отделении Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. После получения диплома без сожаления и навсегда переехала из Ленинграда в Тамбов, встретив в институте свою любовь – художника Алексея Харитонова. Кстати, учились они у одного мастера-педагога Александра Зайцева. Казалось, что в провинции Ирина Лимантова должна была затеряться, но, напротив, только здесь она обрела свой стиль, темы — все то, что отличает её работы. В Тамбове пришли к художнику успех и признание.

В 1986 году влиятельные тогда в СССР журналы «Огонек», «Смена» опубликовали репродукцию её картины «Хлеб привезли». До этого картина экспонировалась в Тамбове, потом – в Воронеже, а оттуда отобрана в Москву. Полотно закупила дирекция художественных выставок Министерства культуры СССР. В то время репродукцию этой картины можно было встретить не только в известных журналах, но даже в популярном тогда отрывном календаре. Кроме того, работа побывала на международных выставках в Индии, Чехословакии, Финляндии, на Кипре.

Страна менялась. К СССР пробуждался необычайный интерес. Язык живописи универсален. Мир узнавал о нас через живопись Лимантовой. Образ нашей страны был иной, чем сейчас…


Картина «Хлеб привезли» находится в одном ряду с «Воскресным маршрутом». Но только это уже портрет другой молодой девушки и не в интерьере, а на лоне зимнего пейзажа села Донское Тамбовского района. Но художественный фон двух работ – существенная часть повествования.

Главный секрет работы «Хлеб привезли», на мой взгляд, кроется в контрасте теплого и холодного цветов. На фоне сине-фиолетовых оттенков морозного раннего утра, как-то по-особенному живописны порозовевшие щеки молодой продавщицы и горячий подрумяненный хлеб. Лошадь и сани создают ощущение покоя, умиротворения. Во всем ощущается полнота жизни, гармония, надежда на завтрашний день, человеческое счастье.

Специалисты выделяют и другие работы Ирины Лимантовой: «Ветеран. Портрет А. В. Харитонова», «Октябрь в пригородном лесу», групповой портрет семьи Подсивако, натюрморт «Воспоминание о лете»…

Часто пользуюсь хорошим рецептом, который помогает понять, хороша ли прочитанная книга? Его вполне можно применить к живописи. Когда вы перевернули последнюю страницу книги, прислушайтесь к себе, почувствуйте послевкусие после её прочтения. Оно может быть приятным, необычным, еще каким-то. Если вам через некоторое время захотелось вернуться к книге, значит, вы не ошиблись в собеседнике. Так можно найти и свою картину, своего художника.

После просмотра картин Ирины Лимантовой у меня возникает ощущение утонченности, интеллигентности, деликатности, безупречного вкуса её кисти. Но самое главное – в работах Ирины Лимантовой отразилась чистота её внутреннего мира.

Читайте также: «Чистый холст – как туман или белый дым»: о художнике Алексее Харитонове

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*