С глубокой к музыке любовью

К 90-летию музыковеда и краеведа Олега Казьмина

Заслуженного работника культуры РСФСР, известного музыковеда и краеведа Олега Казьмина всегда отличало завидное трудолюбие и так необходимое исследователю неиссякаемое любопытство. И сегодня, когда Олег Алексеевич отметил свой 90-й день рождения, общаться с ним – одно удовольствие. Олег Алексеевич интеллигентен, умён, весьма эрудирован. Он очень корректен в оценках и интересный собеседник.

Казьмин всегда открыт для общения. Ещё совсем недавно, пока по состоянию здоровья Олег Алексеевич не ушёл на заслуженный отдых, он был в гуще всех культурных событий. При этом продолжал неустанно трудиться за письменным столом над написанием статей и подготовкой различных изданий. На счету Олега Казьмина, помимо нескольких десятков авторских книг и буклетов, участие в подготовке краеведческих сборников, энциклопедий и справочников, а также свыше полутора тысяч статей в местной печати.

Богатейшим опытом Казьмин с удовольствием делился с молодёжью. Так было на протяжении всей его педагогической деятельности в Тамбовском музыкальном училище, а затем в ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, и общественной жизни. В советские времена — он неизменный лектор общества «Знание». Многие годы Казьмин вёл музыкальный клуб при областной Пушкинской библиотеке. Сейчас этот общественный пост занимает его дочь Елена.

Становление

Путь Казьмина в музыку оказался предопределён наследственностью. Семьи его отца и матери были необычайно музыкальными. Все играли на каких-либо инструментах. Родители Казьмина, хотя и не были музыкантами, но старались любовь к музыке и пению привить мальчику с детства. Олег Алексеевич помнит, как летом по случаю какого-нибудь семейного торжества в саду у дома накрывались столы и взрослые, организовав инструментальный ансамбль, дружно под него весь вечер пели. Неудивительно, что в детском саду Олег Казьмин играл в шумовом оркестре, а, поступив в первый класс, сразу же принял участие в школьном утреннике. Он дебютировал на сцене с популярной тогда песней «Шла машина из Тамбова, под горой котёнок спал».

Будучи школьником Олег посещал хор Дома пионеров. Затем педагог рекомендовала его в хор Дома учителя. В этих коллективах подросток получил первые навыки хорового пения. Это помогло подростку в девятом классе второй мужской школы, где он обучался, самому организовать хор. В архиве Олега Алексеевича хранится газетная вырезка за 1949 год, в которой сказано, что хор под управлением десятиклассника Олега Казьмина занял первое место за исполнение советских песен. Сам же руководитель солировал с произведениями «Где же вы теперь, друзья однополчане» и «Море шумит».

«Всему лучшему в себе я обязан песне, — признаётся Олег Алексеевич. – С детских времён песня воспитывала во мне любовь к родному краю, природе. В пионерском возрасте – крепкую дружбу. Песня учила всегда быть трудолюбивым, честным. Эти темы перешли и в комсомольскую песню. Я её исполнитель и проводник. Поэтому, когда я пел песни о новостройках, о героизме молодёжи, моё сердце наполняла любовь к Отчизне, к жизни, неустанное стремление вперёд».

В то лето, когда Олег Казьмин закончил школу, весь Тамбов был обклеен объявлениями о конкурсе на вокальное отделение Московской консерватории. Прослушивание проходило в Тамбовском музыкальном училище. И Олег вместе с другом по хору решил попытать счастья.

После экзамена педагог музучилища Мария Ростропович начала уговаривать юношей написать заявление на дирижёрско-хоровое отделение и прийти в училище 30 августа. Заявления-то они написали и… забыли о случившемся. Олег этим же летом поступил на историко-филологический факультет Тамбовского педагогического института, а его друг в техникум. Но оказалось, что ребят зачислили и в музыкальное училище. Посоветовавшись, они решили, что будут обучаться в двух учебных заведениях параллельно.

До четвертого курса проблем у Казьмина не было. Но затем стали совпадать расписания. К тому же началась практика в школе, где надо было находиться целый день. На занятия в музыкальное училище Олег не успевал. Молодому человеку надо было определяться с выбором учебного заведения. И Казьмин остался в пединституте. После окончания учёбы молодого учителя русского языка и литературы распределили в село Шепелёвка Турковского района Саратовской области.

Начало карьеры

Вернувшись через два года в Тамбов, Казьмин устроился учителем пения в 21-ю школу и параллельно закончил-таки дирижёрско-хоровое отделение музучилища. А затем окончил ещё и Одесскую консерваторию. За свою богатую творческую жизнь Олег Алексеевич был организатором и руководителем многих хоровых коллективов, и все хористы вспоминают учителя с необыкновенной теплотой. И сам Казьмин признаётся: «Ко всем моим хоровым коллективам у меня отношение, как к детям. Ко всем отношусь одинаково, все они мною любимы». Олег Алексеевич, начиная с 1961 года, не одно десятилетие возглавлял Тамбовское хоровое общество.

Рассказывая об Олеге Алексеевиче, нельзя обойти стороной и его огромнейшую просветительскую деятельность. Тем более, что коллектив редакции «Тамбовская жизнь» гордиться, что Олег Казмин является его внештатным корреспондентом на протяжении более полувека. А начал Олег Алексеевич свою дружбу с журналистикой ещё, обучаясь в школе. Как секретарь комсомольской организации писал много заметок о жизни старшеклассников в школьную газету.

В профессиональной же газете Олег Алексеевич дебютировал в 1953 году. Приехав по распределению в Шепелёвку и взяв классное руководство в девятом классе, он вместе с воспитанниками включился активно в жизнь школы, в том числе и спортивную. В тот год к школе сделали новую пристройку — спортивный зал и ещё две классных комнаты. Но оборудования в зале не было. Что-то — турник, «стремена», — молодой учитель сделал вместе с ребятами. Но, как воздух, необходим был спортинвентарь. И тогда пришла идея о трудностях шепелёвской школы написать в газету. Заметку подготовил Казьмин и послал её в саратовское областное издание. Реакция на критику была незамедлительной. Школе выделили средства на приобретение брусьев, матов, спортинвентаря. В конце учебного года удалось оборудовать летнюю спортплощадку. На учительскую карьеру Казьмина заметка тоже повлияла. Помимо словесника, он стал ещё и физруком.

Вместе с «Тамбовкой»

Уже работая преподавателем Тамбовского музыкального училища в 1960-х годах Олег Алексеевич начал печататься в местных средствах массовой информации, рассказывая о деятельности бесплатного лектория, организованного в училище музыковедом Ниной Емельяновой, в котором и сам активно выступал с лекциями о композиторах и хоровом искусстве. Будучи председателем Тамбовского хорового общества более 25 лет на страницах «Тамбовской правды», а затем «Тамбовской жизни» Казьмин рассказывал о деятельности организации. Так он навсегда связал свою жизнь с «Тамбовкой». Олег Алексеевич бережно хранит удостоверение внештатного корреспондента за № 36.

На страницах главной областной газеты Олег Алексеевич освещал всю музыкальную жизнь Тамбовщины. Ни одни гастроли музыкальных театров не оставались без его рецензий, причём, весьма подробных и обширных. Одними из первых были статья Казьмина о гастролях Горьковского театра оперы и балета и рецензия на спектакль «Орлеанская дева» Пермского театра оперы и балета.

Много в «Тамбовку» Олег Алексеевич писал о жизни музыкального училища. Он первым для тамбовских читателей открыл имя композитора Агапкина, о котором к тому времени практически забыли даже на российском уровне. Судьбой музыканта заинтересовался двоюродный брат Казьмина, живший и работавший в Москве военным инженером. Он тоже в свободное время занимался журналистикой. Так братья вышли на супругу Агапкина, которая с ними поделилась уникальными документами о композиторе. Людмила Владимировна прислала письмо, а Казьмин и Овсянников опубликовали его в «Тамбовке». Затем, в 1973 году, Олег Алексеевич написал большую статью о жизни и творчестве Агапкина.

Именно с подачи Олега Алексеевича читатели впервые узнали о наших землячках, народных артистках России Татьяне Догилевой и Ольге Яковлевой, народной артистке РСФСР, солистке Саратовского оперного театра Нелли Довгалёвой, у которой мама работала в Тамбовском архиве. Казьмин освещал работу, начиная с первого, Рахманиновских международных фестивалей, рассказывал о судьбах музыкантов и композиторов, связанных рождением или творческой деятельностью с Тамбовщиной.

Так, например, тамбовчане узнали о жизни всех Реентовичей: Марка Наумовича, Марии Моисеевны, Бориса и Юлия. Читатели всегда следили за материалами Казьмина о великом пианисте Викторе Мержанове, с которым он дружил и всегда встречался во время приездов Виктора Карповича в Тамбов. Любопытно, что документы и ходатайство на присвоение Мержанову звания «Народный артист СССР» оформило именно Тамбовское хоровое общество, под руководством Казьмина.

Исследователь

Олег Алексеевич оказался по призванию не только прекрасным педагогом, но и талантливым музыковедом и краеведом. Став преподавателем Тамбовского музыкального училища, он интенсивно занялся исследовательской деятельностью. И особым предметом любви Казьмина стала тема: «Композитор Сергей Рахманинов и его

творчество». Статьи в «Тамбовке» о Сергее Васильевиче на протяжении нескольких десятков лет открывали читателям множество неизвестных страниц из жизни композитора. Вместе с журналистом Дмитрием Калашниковым Олег Алексеевич написал большую книгу о Рахманинове «В Ивановку я всегда стремился…».

«Рахманинов для меня – своеобразная стезя творческой мысли в области литературных изысканий», — напишет музыковед.

Практически до Олега Казьмина на страницах «Тамбовки» никто так глубоко не исследовал тему «Рахманинов и Тамбов». Все больше говорили об Ивановке. Олег Алексеевич отыскал в областном центре немало уголков, связанных с именем Сергея Васильевича, которые краевед описал в буклете «Памятные места Рахманинова в Тамбове». Казьмин изучил ещё одну тему, связанную с родом Рахманиновых и селом Старая Казинка, где проживал просветитель Иван Рахманинов.

Другой большой темой в судьбе краеведа несколько лет являлась жизнедеятельность современника Рахманинова Мстислава Добужинского. Имя этого великого художника так же оказалось тесно связано с тамбовским краем. Он на протяжении 20 лет летом гостил у матери в Семёновке под Инжавино.

Приступив к исследованиям, Олег Алексеевич убедился, что и здесь немало неизвестных страниц. Одна из первых работ Олега Казьмина о художнике книжка «Тамбовский край в жизни и творчестве Мстислава Добужинского» вышла в 2005 году в рамках проекта, осуществлённого общественной организацией «Молодёжные инициативы».

Эта организация благодаря областным грантам смогла опубликовать и большой труд музыковеда, который он создал вместе с дочерью Еленой Казьминой, — трёхтомник «Созвездие «Тамбовская лира». Страницы этой своеобразной энциклопедии о людях культуры, посвящены тем, кто жил и работал на Тамбовщине, кто родился здесь, а своим творчеством обогащал или ныне обогащает культуру страны, трудясь в других городах. Впрочем, и сам заслуженный работник культуры РСФСР Олег Казьмин достойно представлен в «Тамбовской энциклопедии» и справочниках, как истинный гражданин и просветитель земли тамбовской.

Читайте также: Заведующая гематологическим отделением облбольницы Елена Воронова удостоена областной премии имени Войно-Ясенецкого

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*