Виктор Корнеев: «Художник должен стремиться к планетарному восприятию»

Скульптуры нашего земляка украшают музеи и парки России, Швеции, Норвегии, Китая, США и Германии.

Степенный, моложавый (ему никак не дашь его за шестьдесят), крепкого телосложения, со шведской бородкой и по-скандинавски сдержанный Виктор Корнеев больше напоминает благополучного европейца-буржуа, чем ваятеля, да ещё огромных монументальных скульптур. И, тем не менее, Виктор Иванович на сегодня один из крупнейших в мире мастеров современной фигуративной пластики, который живёт на две страны — в России и Швеции.

«Но больше всё-таки в России, — признаётся Виктор. — В Швеции у меня условная мастерская. Это вроде художественного комбината, как у нас в Москве от Союза художников. Там я могу работать с большими объемами, в основном с гранитом».

А ещё мастер ваяет из базальта, диабаза, мрамора и дерева. Для того, чтобы воплощать масштабные проекты Виктор Корнеев даже сдал на права, чтобы работать на больших подъёмниках, если ему надо повернуть многотонные камни.

Корнеев любит Родину. У него и в мыслях нет отказываться от Отечества. Но хорошо работается ему и на Скандинавском полуострове. К тому же и его супруга — шведка, и то же скульптор. Виктор убеждён:

«Художник живёт без границ. Если человек духовно беден, то не важно, где он живёт, — в России или в Швеции. Там, где художнику легче выразить своё внутреннее состояние, где нет искусственных преград к самовыражению, там легче работать. Тем более моя работа с камнем — тяжелый физический труд».

Так что, Виктор Корнеев — человек мира. Мира искусства. Как и его работы, которые прописались в музеях, галереях и парках России, Швеции, Норвегии, Китая, Германии, США, Хорватии, Кипра и многих других стран.

В тамбовской галерее

Работы Виктора Корнеева с удовольствием и часто выставляют самые крупные музеи и галереи мира. А сегодня и у тамбовчан есть уникальная возможность познакомиться с работами мастера непосредственно в Тамбовской областной картинной галерее, где работает его персональная выставка «АртРитмия». Воистину это редкая возможность. Во-первых, потому что это первая персональная выставка скульптора с мировым именем в родном городе. Во-вторых, экспозиция весьма обширная – около 100 произведений станковой и монументальной скульптуры. Вот такой роскошный подарок от земляка.

Здесь портреты великих мастеров прошлого и детские портреты, монументальные скульптуры и будто парящие фигурки балерин, части обнажённых тел с каким-то обострённым чувством пластики и композиции с глубоким философским смыслом. Каждый зритель сможет отыскать в этой богатой экспозиции такую работу, какой хотелось бы любоваться бесконечно. Меня очень многое поразило среди произведений Корнеева. Но к одному произведению из мрамора или какого-то полупрозрачного камня я возвращалась несколько раз.

Скульптура как будто бы излучает внутренний свет и завораживает. Конечно, как можно увидеть из видеоролика, демонстрирующегося здесь же на мониторе в зале, к примеру, в галерее шведского Тролльхеттана для каждой скульптуры Виктору предоставлялись чуть ли не зал или большая его часть. Чтобы по-настоящему насладиться работам Корнеева, почувствовать их энергетику, поразмышлять над их глубинным смыслом, нужен воздух, простор. Но Тамбовская галерея, к сожалению, не располагает такими площадями. И всё же огромное спасибо её сотрудникам, что проект корнеевской выставки всё-таки состоялся. И мы сейчас, как и жители мировых художественных галерей, или Санкт-Петербургского музея, или Третьяковской галереи можем познакомиться и полюбоваться творениями большого мастера.

На открытие выставки заслуженного художника России, почётного члена Российской академии художеств Виктора Корнеева приходили как коллеги-художники и любители изобразительного искусства, так и вся его многочисленная родня, которая проживает в Тамбове. Родная сестра Виктора привела его матушку, которой уже за восемьдесят. Но разве она могла пропустить такой праздник в честь её сына. Смотрели экспозицию и первая супруга Корнеева, с которой он до сих пор поддерживает хорошие отношения, дочь от этого первого брака и четверо внуков, а так же другие родственники.

Истоки

Родился Виктор Корнеев в простой тамбовской семье: отец – токарь, мать – бухгалтер.

«Для каждого человека, если детство даже было тяжёлым, оно остаётся светлым. Мое детство было светлым. Учился я неплохо, был крепким ударником, как говорится. Но всё время проводил на улице. Она стала для меня школой жизни. Хулиганил в меру, но в милицию не попадал», — вспоминает Виктор.

Скульптор сделал несколько своих автопортретов в детстве. Чаще они выполнены в дереве. Дерево более одухотворённый, тёплый материал, отвечающий светлым воспоминаниям мастера:

«В произведении «Дети нашего двора» две мои деревянные скульптуры — мальчик в песочнице и девочка. Это автопортрет. Наверно, я, как и он, замкнут, но это свойственно художнику. Девочка — это портрет моей сестры. Я взял за основу нашу старую фотографию. У меня не было задачи добиться абсолютного сходства оригинала со скульптурой. Больше я хотел передать эмоциональное ощущение детства».

Маленький Витя ещё в детском саду очень много рисовал и лепил. Воспитательница говорила, что быть ему художником и устраивала в детском учреждении его персональные выставки. Но родители отдали сына в музыкальную школу, где он пять лет обучался игре на аккордеоне. Призвание Корнеев нашёл не сразу. Пробовал себя в разных профессиях, был даже тренером по стрельбе из пистолета.

Но однажды двадцатилетнего парня Его Величество случай познакомил с девушкой, которая училась на худграфе в педучилище. Как-то девушка выполняла задание – что-то рисовала. И Виктор рядом с ней начал тоже рисовать. Да так, что, по мнению друзей выходило у него куда лучше, чем у девушки. Для Корнеева этот случай оказался судьбоносным. Виктор вдруг понял, чем хочет заниматься в жизни.

Вскоре Виктор Корнеев стал студентом Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, славящегося серьёзной профессиональной школой. Правда, выбрал он здесь для изучения не рисование, а ваяние. «Скульптура – это мой универсальный, не требующий перевода язык общения со зрителем. Через скульптуру художник выявляет, акцентирует значимость человека в мире. Человек мера всех вещей», — признается позже художник.

В 1983 году Виктор окончил училище. А позже и знаменитую московскую Строгановку. В академии Корнеев занимался в мастерской скульптора Александра Бурганова. Его он и считает своим истинным учителем. После вуза художник быстро обрёл собственную стилистику и по праву вошёл в круг творцов, определяющих атмосферу артистической Москвы.

В мире искусства

Академик Бурганов высоко оценивает творчество ученика. После посещения в Третьяковской галерее его персональной выставки, где полсотни корнеевских работ были объединены под названием «В поисках света» Александр Бурганов сказал:

«Творчество Виктора Корнеева не вписывается в один жанр, но непременно отсылает к классикам. Уже известные сюжеты и формы он интерпретирует так, что они становятся неожиданными и открывают новый мир. Когда смотришь его выставку, то вроде бы многие вещи сходны – обнаженное тело, — но потом ты чувствуешь всю полноту восприятия жизни».

А заведующий отделом скульптуры XX-XXI века Третьяковской галереи Людмила Марц так прокомментировала выставку Корнеева в 2011 году:

«Это очень современный по мироощущению человек, от каких-то вещей у меня даже перехватывает дыхание, настолько это чётко и ясно».

Виктор Корнеев действительно завораживает сразу необычностью и какой-то многоуровневостью своего творчества. Он из тех редких скульпторов, произведениями которого надо не просто любоваться, а при этом обязательно думать. Рядом с его искусством нельзя не быть интеллектуалом. Деталь, неожиданный поворот, изгиб – в этом его миры, в этом его собственный космос. А он сам – немногословен, интересен в разговоре. Очень внимательный, человечный. И главное, бездонно талантливый.

От малых до великих форм

Как определяют искусствоведы, Виктор Корнеев – скульптор-символист. Ему присуще особое видение, проникновение в сердцевину явлений. Его произведения – сплав драматургии и философии. В художественном мире Корнеева главенствуют не сюжеты, но понятия: В поисках света, Полнолуние, Равновесие, Прикосновение, Воображение, Воспоминание, Великодушие. Скульптуры с эпическими именами образуют героическое пространство, открытое для каждого.

Но работать с ландшафтной скульптурой в московской мастерской, по признанию мастера, невозможно. Свои гигантские, многотонные замыслы из гранита и мрамора он осуществляет в пространственной мастерской на открытом воздухе в Швеции.

Однажды, 20 лет назад, Виктор Корнеев поехал в Швецию на конгресс скульпторов. Во время работы форума он и познакомился со своей нынешней женой, шведским скульптором. С той поры у него и появилась ещё одна творческая площадка. В Швеции осуществляется приверженность скульптора работать в вечных материалах, на открытом воздухе, в природной среде величественного северного ландшафта.

На вопрос, находят ли крупные скульптуры реализацию в России, художник отвечает отрицательно.

«Крупные скульптуры я здесь не делаю, — объясняет Виктор Корнеев. — Только на нескольких симпозиумах представлял большие парковые работы. Одна установлена в Парке искусств ЦДХ. А официальных заказов я не делаю, работаю так, как мне нравится. Для Европы норма, когда какой-то городок проявляет интерес к парковой скульптуре и приобретает её просто для красоты. Монументы 3-3,5 метра, которые я показывал на выставках парковой скульптуры, были куплены и установлены разными городами Швеции и Норвегии. У нас же перебор с официальной, политизированной скульптурой. Отсюда нехватка красивых монументов. Не важно абстрактных или фигуративных. Тех, которые просто радуют глаз. Без привязки к истории или личности».

И тут мне подумалось, что у нас в Тамбове вряд ли бы решились как за рубежом поставить в парке скульптуру Корнеева типа «Прикосновение». В этой работе Виктор изобразил гигантскую ступню, будто бы скользящую по поверхности воды. Она парит в воздухе, слегка касаясь пальцами постамента. «Прикосновение» — одна из самых известных работ Виктора Корнеева.

Чтобы усилить впечатление, художник часто использует фрагментацию, укрупнение формы.

«Ты отсекаешь лишнее и даёшь зрителю возможность домысливать, – говорит скульптор. – Фрагмент в истории искусства давно используется. Например, китайцы, японцы, изображая листик или стрекозу, открывают целый мир».

Если кто-то возмутится таким выбором Корнеева, пусть вспомнит, что античная скульптура до XXI века во многом дошла в виде обломков. Но мы же умеем абстрагироваться и любоваться этими фрагментами античных произведений.

Виктор Корнеев – многогранный художник. И что самое важное, он всё время ищет новые акценты, формы, философские смыслы. Его скульптуры — камерные или монументальные, — как яркие вспышки света, в поисках которого постоянно пребывает художник.

Читайте также: Испытание на прочность

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*