Виртуоз гуаши: к 75-летию народного художника России Виталия Попова

Выставка мастера

Известный в стране и мире художник Виталий Попов в июне 2021 года отметил юбилей. К этому дню рождения на родине Виталия Борисовича в Мичуринске, в выставочном зале Музея-усадьбы А. М. Герасимова состоялось открытие персональной выставки мастера «Душой написанные картины». Художник с супругой в эти дни приехал в родной город из Подмосковья, где проживает много лет, и стал героем юбилейной выставки.

«Я считаю, что сегодня — большой праздник. Здорово, что на протяжении всей жизни Виталий Борисович со своими творческими отчётами всегда приезжает в родной Мичуринск, – отметил председатель Мичуринского городского Совета депутатов Илья Платицын. — Виталий Борисович – большой художник. Мой папа Аркадий Васильевич Платицин, учитель Виталия Борисовича, всегда им очень гордился. Они всё время переписывались. В папином архиве сохранилось много писем, которые приходили ему, а вот тех, что писал он сам, не было. Я очень благодарен Виталию Борисовичу за то, что он передал мне несколько писем. Виталий Борисович, хочу пожелать Вам творческого долголетия».

Мичуринскую экспозицию Попова составили более семидесяти картин из фондов Герасимовского музея. Пять полотен, которые недавно народный художник России преподнёс в дар музею-усадьбе, сейчас оформляются и будут, как сказали искусствоведы, выставлены в следующий раз.

Виталия Попова называют тонким пейзажистом-рассказчиком. И все, кто видел его полотна, и те, кто придёт на выставку в Герасимовский музей ещё раз убедятся, что это правда, настолько трепетны уголки и среднерусской, и северной природы на холстах мастера. Те пейзажи, которые Виталий Попов рисовал, к примеру в южных странах, конечно же, совсем иного колорита, но и в них присутствует свойственная именно этому художнику воздушность и прозрачность письма.

Гуашь всерьёз

Живописец Виталий Попов работает и маслом. Но предпочтение всё-таки отдаёт гуаши. Художественная гуашь — очень сложная краска. Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя её

«детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной техникой. Хотя в современном искусстве среди профессиональных художников является довольно редкой. Ибо не каждый из них решится рисовать в таком темпе, какого требует гуашь.

Как рассказывает Виталий Борисович, художник, работающий с этими красками, чем-то напоминает снайпера, стреляющего по цели. Если попал, отличный результат на лицо. Но если попал… При работе с гуашью нежелательно большое наслоение красок, ведь при высыхании они становятся светлее. Художник вспоминает:

«Очень хорошо высказался в своё время на эту тему наш земляк, академик, прекрасный офортист, рисовальщик, мой друг Станислав Никиреев. Мы с ним часто бывали в творческих поездках по зарубежным странам. Он писал о гуаши: «Этот материал не очень популярен у художников, ибо сопряжён с капризами при писании, проявляющимися от избытка и недостатка влаги, температуры, терпения и быстроты письма. Нужно молниеносно сообразить, в какие краски окунуть кисть, чтобы ещё быстрее превратить это в цвет. Исправлять ошибки сложно и нежелательно».

Образ России

Но у Виталия Попова это получается. От его работ трудно оторваться. Я была на нескольких выставках художника, и персональных, и коллективных, результат всегда один — зрители подолгу стоят у виртуозных гуашевых полотен Попова, всматриваясь в каждую деталь.

И такая картина наблюдается не только на родине художника, но и повсюду, где выставляются его работы. Вот, к примеру, искусствоведы Музея русского искусства, арт-пространство «Усадьба Струйских», где не так давно экспонировалась выставка Попова «Образ России», написали о Виталий Борисович как об авторе тонких лирических работ, воспевающих русскую природу, русскую северную деревню. Они считают, что для его творчества характерны чистота и поэтичность, любовь к своей земле, к истокам древнего искусства.

Да и сам художник признаётся: «Без работы мне не интересно. Творчество – это двигатель, оно открывает большие возможности, знакомит с хорошими людьми – художниками высшего пилотажа, общение с которыми обогащает. Жизнь подарила мне возможность поездить по миру, но лучше России ничего нет. Россия сделала меня художником».

Становление

А ещё немаловажную роль в становлении будущего художника сыграли родители и замечательные учителя. Виталий Борисович из семьи с глубокими художественными корнями. Его отец был в Мичуринске известным фотографом. Его авторитет считался непререкаемым. К тому же, заметив способности у сына, родители отдали его под опеку замечательного художника, заслуженного работника культуры РСФСР Аркадия Платицина, который вёл кружок изобразительного искусства при мичуринском Доме пионеров. Именно этот талантливый график и педагог стал наставником не для одного поколения будущих выдающихся художников.

Будучи сам потрясающим графиком, Платицин и в ребят вложил страсть к тонким и сложным работам. А, главное, дал все необходимые навыки для творческого роста и возможности учиться дальше. Определив окончательно свой выбор в профессии Виталий Попов сначала окончил с отличием Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а затем факультет монументального и декоративного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища, всемирно известной Строгановки.

С народным художником СССР Николаем Жуковым, сыгравшим большую роль в становлении молодого художника, Виталий Попов познакомился в 1968 году. И после окончания училища Николай Николаевич пригласил Виталия работать в свою мастерскую. Жуков сразу отметил «истинно русский» талант Попова, «свято любящего искусство», и усвоенное им от Платицина умение «любить и видеть родную землю не через призму заморского искусства, а в духе таких замечательных певцов русского пейзажа, как Похитонов, Саврасов…»

Николай Николаевич однажды сделал молодому художнику подарок — блокнот для рисования. На нём народный художник СССР написал:

«Виталию Попову – преемнику всех моих жизненных и творческих правил поведения в наш беспокойный XX век».

Художник и журналист

Интересно, что в жизни Виталия Попова очень тесно переплелись две составляющие его творчества. Ведь помимо того, что Попов талантливый художник, он не менее способный журналист. Причём, в Союз журналистов СССР он вступил за три года до того, как стал членом Союза художников СССР.

Это объясняется тем, что Виталий с юных лет стал не только рисовать, но и писать заметки в газету. Старшеклассника Попова редактору «Мичуринской правды» порекомендовал Аркадий Платицин. Виталий по заданию редакции написал пробную заметку о небольшом городском предприятии. Она оказалась неплохой, и её опубликовали. Помимо заметок в газете стали появляться и рисунки Виталия Попова. В газете юнкор обрёл ещё одного учителя. При редакции журналист Леопольд Израелович вёл для начинающих корреспондентов литературный кружок. В нём Виталий и постигал секреты журналисткой профессии.

Всё это очень ему пригодилось, когда в конце 70-х годов прошлого века он стал художественным редактором еженедельника «Неделя», воскресного приложения к газете «Известия», а через несколько лет — главным художником журнала «Студенческий меридиан». Сотрудничал Виталий Попов и с рядом других издательств. В тот период он проиллюстрировал около 20 книг.

В нулевых, став уже заслуженным художником России, обладателем серебряных медалей ВДНХ СССР за серию работ «Пейзажи России» и Академии художеств России за серию работ «Русский север», Попов был приглашён преподавать на кафедру академической живописи в родную Строгановку. А с 2005 года Виталий Борисович — профессор кафедры живописи Московского государственного областного университета.

Жизнь в искусстве

Но чем бы не занимался Виталий Попов, на первое место в жизни он ставит художественное творчество. Однажды в интервью он признался, что посвящает ему всё своё время, забывая даже поесть, чем огорчает супругу, которая всегда старается приготовить ему что-то вкусное.

«Я не представляю себя без живописи, — признаётся художник. — Ею живу, дышу. И в мыслях часто окружающее переношу на холст или бумагу».

Виталий Попов очень любит путешествовать и увиденное запечатлевает в своих работах. Перечислить страны, где побывал художник, очень сложно. Это и государства Европы, страны Америки и Азии, Австралия. Причём, чаще всего это не обычные, а рабочие путешествия.

Так однажды несколько российских художников, в том числе Виталий Попов, посетили страны Юго-Восточной Азии и проработали там три года, написав огромное количество полотен. Проект был поддержан Министерствами иностранных дел стран АСЕАН, дипломатическими миссиями, аккредитованными в России, которые оказывали неоценимую помощь и создавали все условия для плодотворной работы художников. Отчётом творческой экспедиции стала выставка «Все краски АСЕАН», которая была показана в различных выставочных залах, среди которых был и зал Музея-усадьбы А. М. Герасимова.

Посетители выставки в 2018 году смогли совершить путешествие и увидеть на полотнах Индонезию, Таиланд, Малайзию, Камбоджу, Филиппины, Сингапур, Мьянму, Вьетнам.

Я помню, как выступая, Виталий Попов рассказал, что в поездке мастера получили массу новых впечатлений и эмоций, узнали много преданий и легенд, познакомились с коренными жителями, и всё это нашло отражение на холстах. «Например, находясь в Таиланде, мы устроили пленэр недалеко от храма, посвящённого королю Наресуану. И каково было наше удивление, когда мы увидели рядом с храмом тысячи скульптур петухов. Оказалось, петух здесь – символ свободы. Во время войны сын короля Сиама (нынеТаиланд ) попал в плен к бирманцам. Долгое время он там провел и даже дружил с принцем Бирмы. Мальчик вырос и захотел на родину. Тогда были устроены петушиные бои. Мол, победит твой петух, проси у короля все, что хочешь. Проиграет — не обессудь. Петух у пленника был немощный. Что делать? Насыпал он ему в рот перца чили. Петух взъерепенился и выиграл бой! Бирманцы сдержали слово, отпустили Наресуана домой и долгие годы не нападали и не собирали дань. Спустя годы именно он стал королем и освободил свою страну от бирманского ига», — такую легенду поведал гостям на выставке Виталий Попов, сделав презентацию по-журналистки интересной.

По городам и странам

В том же 2018 году большой резонанс в художественной России получила персональная выставка Виталия Попова «С этюдником по странам и континентам». Искусствоведы тогда писали, что художник в своих работах демонстрирует профессиональное мастерство в различных техниках, отдавая предпочтение редкой технике гуаши.

Его пейзажам присуще тонкое, изысканное чувство цвета. Они наполнены солнечным теплом, воздухом и спокойствием, одновременно напоминая зрителям о непреходящих человеческих ценностях, о величии ушедших столетий, оставивших в наследство прекрасные архитектурные творения. Главной же особенностью произведений Попова, выполненных в лучших традициях русской пейзажной школы, они назвали эмоциональность и искренность.

Два года назад на родине Виталия Попова, в мичуринской школе, где он учился, был открыт музей народного художника. Здесь разместились не только фотографии и материалы о Виталии Борисовиче, но 15 картин, которые он подарил школе.

Сегодня работы Виталия Попова находятся не только в музеях Москвы, Тамбова, Мичуринска, Красноярска, Пятигорска, Липецка, но и Австрии, Англии, Бангладеш, Болгарии, Ватикане, Германии, Индии, Китае, США, Франции и многих других странах.

И хотя художник объездил полмира, более всего, по его признанию, он любит рисовать в России:

«Здесь красота. Летом – многотравье, зимой – пушистые сверкающие на солнце сугробы. Здесь ты родился. И это главное!».

Читайте также: Виктория Дзидзан: «В театр я пришла из любви к слову»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*