Если читаемая книга – будь то стихи или проза – заинтересовала, невольно ищешь сведения об авторе: кто он, заставивший твою душу дрогнуть, поглубже заглянуть в неё? Как он выглядит? И всегда досадно, когда в книге нет ни портрета автора, ни сведений о нём. Говорят, биография писателя – в его произведениях. Может, это и верно, но лишь отчасти: всё-таки в произведениях – лирический герой, а это не всегда автор, даже если написано от первого лица. И сколько раз бывало так: прочитаешь несколько книг незнакомого писателя, нарисуешь в своём воображении его портрет, а при встрече оказывается, что он совсем-совсем другой.
В 90-е годы прошлого века, когда поэт и прозаик Игорь Лавленцев только-только входил в литературу, часто можно было услышать вопрос: «А кто он такой? Откуда?» В аннотации к первому сборнику стихотворений «Чёрный турман», выпущенному в Тамбове в 1992 году, сказано: «Родился в 1963 году. Стихотворения печатались в журналах “Юность”, “Подъём”». Подобные две-три строки предваряли и вторую его книгу – «Элегия скола» (Москва, 1997). Публикация прозы в журнале «Подъём» прошла вообще без представления автора.
Конечно, были рецензии, небольшие «врезочки» перед подборками стихов в местных газетах, кто-то видел по телевизору передачу с участием автора и его фотографию в газете «Тамбовская жизнь» с подписью, что это Игорь Лавленцев выступает в клубе «Аппарель» при Тамбовском доме милосердия… Захотелось собрать все эти биографические «крохи» воедино, добавить свои впечатления о его творчестве, о встречах с ним, беседах, чтобы дать читателям возможность поближе познакомиться с поэтом, прозаиком, мужественным человеком Игорем Лавленцевым.
Он родился 27 августа 1963 года в Тамбове, жил на улице Набережной, которая была видна ему во всей красе из лоджии, где он весной и летом, иногда и осенью, если она была тёплой, работал, сидя в коляске: с 17 лет, когда, попав в аварию, юноша стал инвалидом, она была единственным средством его передвижения по квартире. В последние годы жизни он подолгу находился в больнице, и 7 октября 2005 года скончался в возрасте 42 лет. Но все, кто с ним встречался, помнят Игоря Лавленцева жизнерадостным человеком. Он никогда не жаловался, не ныл. Вообще разговоры с ним велись о литературе, о музыке, которую он любил, о Библии, которую читал вдумчиво и постоянно… Уже первые опубликованные стихи Игоря удивляли и радовали необычной образностью, философичностью, особым видением мира, свежим его восприятием.
Но примчались тучи с юга, -
Он входил в литературу как-то робко. Имеются в виду не творческий потенциал поэта, а его публикации. Их он не умел и не хотел «пробивать». Был очень самокритичен, всегда прислушивался к советам и с благодарностью принимал редакторскую помощь. Игорь Лавленцев – яркий пример значительных успехов самообразования: он до всех премудростей творчества старался доходить сам. Его комната – это аудитория его литературного института, и своеобразие её в том, что в ней – один студент, не стремившийся быстрее окончить институт, а ощущавший потребность учиться постоянно…
Когда-то поэт Геннадий Попов написал стихотворение «Поэзия не пользуется спросом…» Эту фразу он, по его рассказам, услышал от продавца книжного магазина и был просто потрясён такой несправедливостью:
Поэзия не пользуется спросом –
Что может быть ужасней на Руси?!
Поэзия не пользуется спросом…
О, Господи! Прости нас и спаси!
И, поминая добрым словом всех ушедших поэтов, можно с радостью констатировать: поэзия пользуется спросом, да ещё каким! И прежде всего, поэзия таких творцов, как Игорь Лавленцев. Его книги стихов и прозы с дарственными надписями бережно хранят все, кому он их дарил. В 2001 году в областной администрации проходила презентация сборника Игоря Лавленцева «Смиренная декада». Наверное, сам автор не ожидал такого количества любителей поэзии, собравшихся в зале, особенно молодёжи. Стихи его читали учителя, студенты, учащиеся, товарищи по писательской организации и, конечно, он сам, признававшийся: «Прозреваю с каждым мигом, не на миг, а на года»:
Будто вовсе я не бренный,
Модуль собственный ввожу…
Собственный модуль в уравнение Вселенной он вводил не только стихами, но и прозой. Отдельными книгами, в региональных и столичных журналах в разные годы были опубликованы роман «Круиз на “Запорожце”», повести «Старый», «Осенние утята», «Сны нашей жизни» и другие. Герои прозы Игоря Лавленцева – люди ищущие, неравнодушные, остро переживающие несправедливость, с которой им приходится сталкиваться постоянно. Правда, у них не всегда хватает сил бороться с «мерзостью запустения», характерной для современной жизни, но они, каждый по-своему, протестуют, стремятся подняться над обыденностью и пошлостью. У кого-то это получается наяву, а кому-то снятся сны, насыщенные событиями, далёкими от реальности. Однако часто грань, разделяющая явь и сон, - весьма зыбкая, и писатель поступком одного героя словно пробуждает от спячки других.
Молодой человек Гоша Ломакин из повести «Осенние утята» неожиданно для себя на полном ходу спрыгивает с машины на дорогу, чтобы спасти диких утят, чуть не попавших под колёса. Кому-то покажется смешным и даже досадным этот поступок: из-за чего рисковал жизнью, попал в больницу? Подумаешь, утята! Но это стремление человека спасти живое существо от грубой силы «цивилизации» - символично и поучительно: не всё ещё потеряно, не всё доброе и нежное убито в человеке железной действительностью. Авторское прозрение передаётся и читателям…
Как писатель и как гражданин Игорь Лавленцев болел проблемами века. Он откликался стихами и прозой на все значительные события, по-своему интерпретировал их, без заёмной лексики, без шаблонных образов высказывал своё отношение к происходящему. И чем трагичнее событие, тем короче были стихи. Поэт чувствовал, что многословная «расшифровка» темы не нужна. В этом – мастерство автора и его вера в читателя: поймёт, о чём это: В славянской речи: долг – вина.
Но в чём же были виноваты
Под небом дальней стороны
В восьмидесятых, без войны?
О гибели «под небом дальней стороны» своего друга поэт сообщает так же коротко: под осеннюю сырость он констатирует факт потери друга, но за этой констатацией – сдерживаемые рыдания от бессилия перед убийственной молотилкой, включённой безжалостной рукой и истребившей прекрасную поросль, не успевшую окрепнуть:
Кто-то был из нас моложе,
Жил на свете друг мой Сашка.
И ответ на вопрос «Что такое счастье?» у Игоря Лавленцева был один: «Счастье – это отсутствие беды…» «Песня певцу не всегда благодарна…» - подобных выводов в стихах Игоря Лавленцева немало. Они звучат как афоризмы, в них – боль, но не отчаяние. В них – вера и надежда, любовь и мужество. Под их знаком развивалось его творчество. А оно многогранно.
Наш земляк был лауреатом конкурса Союза журналистов России «Золотое перо» в номинации «Преодоление». Эту высокую оценку он получил за серию публикаций о проблемах инвалидов. Несмотря на ограниченные возможности, Игорь Лавленцев занимался и общественной работой: он несколько лет был руководителем пресс-службы Тамбовской общественной организации молодых инвалидов России «Аппарель».
Главная жизненная дорога, которую поэт обозначил как «судьбы возникновенье», была, конечно, нелёгкой. Но всё-таки, несмотря ни на что, - счастливой. И хоть написал он строки: «Мне небо ближе, чем стихи, мне дерево дороже слова», позволим себе сделать более полный вывод: Игорю Лавленцеву было дорого всё – и небо, и деревья, и трава, и цветы. Они и давали ему нужные слова для выражения сокровенных мыслей. Ведь всё – о т т у д а, из того прекрасного далёка, о котором в каждом из нас детским голосом звучит: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…» Поэзия Игоря Лавленцева значительна, своеобразна, жизненна. Вот такая, она всегда будет пользоваться спросом:
Нельзя. Невиданно. Но странно,
С каких немыслимых времён
Иным неназванным былинам,
Высоким криком журавлиным.
Лишить… Делить на Вы и Ты
Вершину речи не пристало.
И в книгах, верно бы, не стало
Фамильной гулкой пустоты…
Всё верно будто бы, но как
Забыть то имя, за которым
В крови и гари стольких драк,
Квитаясь славой и позором,
Прошли столетья. Но плывёт
Игорем Лавленцевым написано немало стихов на духовную тему. Они вошли в коллективный сборник «Русь, оставайся святой!..», изданный в Тамбове в 2007 году и посвящённый памяти рано ушедшего из жизни поэта. И словно наяву звучит голос Игоря Лавленцева:
Нет, ещё не истлел над моею страной
Окоём золотого её покрова,
Это просто Россия болеет весной,
Это просто весна пред Россией права.
И плывёт над полями и будит сады
И апрелю велит: по дорогам труби –
Я воскрес! О, Россия! Воскресни и ты,
И надейся, надейся, и верь, и люби…
Справка «ТЖ»: Лавленцев Игорь Вячеславович – поэт, прозаик, драматург. Родился 27 августа 1963 г, скончался 7 октября 2005 г. Первые стихи опубликованы в областной молодёжной газете «Комсомольское знамя» в 1983 г. Печатался в журналах «Москва», «Юность», «Сельская молодёжь», «Кредо», «Подъём», альманахе «Поэзия». Автор сборников стихов и прозы «Чёрный турман» (1992), «Элегия скола» (1997), «Смиренная декада» (Тамбов,2002, Москва, 2005). Лауреат конкурса Союза журналистов России «Золотое перо» в 1999 г. В 2007 г. в Тамбове вышел коллективный сборник духовной поэзии «Русь, оставайся святой!..» памяти Игоря Лавленцева, в котором опубликованы и его стихи. Пьеса «Джаз до конца» опубликована в 3-ем выпуске «Тамбовского альманаха» (2007). Член Союза писателей России.