Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Виза для «Круиза»: как в 80-е на Тамбовщине зарождалась рок-музыка

Культура
Фото: Фото Павла Васильева

Для тех, кто далёк от рок-музыки — это трудно понять. Но для людей, кому эти рвущие душу аккорды навсегда запали в сердце, рок-музыка стала способом переживания действительности, а порой, и самой жизнью. Явление это для нашей страны стало совершенно особым, а наш славный город Тамбов на роковой карте России может быть обозначен весьма заметным кружком. Тем более что начало рок-движению на Тамбовской земле положила наша легендарная команда «Круиз» более 40 лет назад. Это было символичное и многообещающее время, несмотря на все его противоречия. Но старт был дан, а «Круиз» стал неким «предчувствием космоса» для всех, кому повезло впервые увидеть это явление на сцене, определившее будущее.
«О, высота, мне сердце ужасом объяло.
Внизу толпа застывшая стояла.
Так начал я, так начал я круиз,
Так начался, так начался «Круиз»!..»
Эту фразу из композиции «Круиза» под названием «Путешествие на воздушном шаре» можно считать символичной. Потому что она действительно отражает то настроение риска и свободы, что обреталась музыкантами внутри себя. А музыканты «Круиза» в том далёком 1980 году были участниками вокально-инструментального ансамбля Тамбовской филармонии под типичным для тех времён названием «Молодые голоса». Впрочем, оно вполне отражало реальность — все были молоды и полны творческого энтузиазма. А энтузиазм проявлялся в стремлении создавать совершенно новую и революционную для советской сцены рок-музыку. Причём не просто рок-музыку, а рвущий страсти в клочья хард-рок с завывающими гитарами и пробирающими до костей барабанами. Музыкантам «Молодых голосов» повезло — руководство Тамбовской филармонии не просто с пониманием отнеслось к их творческим поискам, но и создало все условия для обеспечения будущей рок-группы мощной аппаратурой и эффектным световым оборудованием. Просто в Тамбове чувствовали дух времени.
Что интересно, ещё в составе «Молодых голосов» была создана и поставлена рок-опера «Звёздный скиталец», сочетавшая новую музыку и беспрецедентное по тем временам психоделическое шоу, которым тамбовская группа настолько поразила оргкомитет «Олимпиады-80», что рок-оперу включили в культурную программу этого грандиозного события. Правда, не в Москве, где всё же придерживались официоза, а в Таллине, где проходила Олимпийская парусная регата, и нравы были значительно либеральней.
В конце концов, руководителю группы Матвею Аничкину пришлось выбирать между ВИА «Молодые голоса» и рок-группой «Круиз», состоящей фактически из тех же музыкантов. Первый концерт команды состоялся в зале филармонии осенью 1981 года. Как рассказывал очевидец этого знакового события, в первом отделении выступали «Молодые голоса», а затем вышел Матвей Аничкин и скромно объявил: «Вот тут наши ребята решили поэкспериментировать и представить вам новую рок-программу, как группа «Круиз». Послушайте, надеемся, вам понравится».
«После концерта мы с приятелем вышли на улицу, пребывая в полном шоке, от филармонии мы шли в полном молчании, не замечая ничего вокруг, и когда дошли до площади Ленина, то, повернувшись друг к другу, одновременно воскликнули: «Что это было?!», — дав затем волю переполнявшим эмоциям».
Шок был понятен, потому что в Советском Союзе такой музыки и такого шоу не делал ещё никто. Конечно, в стране уже были всем известные «Машина времени», «Воскресенье» и даже профессиональные «Аракс» и «Афтограф», но такого крышесносящего хард-рока не выдавал никто. И это, не говоря уже о внешнем облике музыкантов, где фронтменом был длинноволосый и разодетый в пух и прах вокалист от Бога Александр Монин. А рядом с ним виртуозный король гитары Валерий Гаина, харизматичный басист Александр Кирницкий и гениальный клавишник, обладающий вокалом, похожим на Элтона Джона Сергей Сарычев, и опять же поющий барабанщик неповторимого стиля Всеволод Королюк. Здесь каждый был оригинальной личностью, а вместе они составляли коллективную личность по имени «Круиз».
С тех пор выступления группы стали регулярными, тамбовские мальчишки, толпами ходившие на концерты «Круиза», массово взялись за гитары, и именно из этой массовости потом начали вырастать весьма интересные тамбовские группы, которых не было ни в Питерском, ни в Свердловском рок-клубах. Эти традиции так называемой «музыкальной музыки», где на первом месте были гармония и исполнительское мастерство, стали отличительной чертой тамбовского рока на долгие годы.
Правда, до «Круиза» в Тамбове случилось одно чудо, когда к нам заехала культовая группа из Восточной Германии «Karat», тогда гремевшая по всей Восточной Европе. В Тамбове группа выступала целых пять дней, и все пять дней был не просто аншлаг, а филармонию брали штурмом, а для соблюдения порядка привлекались целые отряды милиции. Это был действительно настоящий рок, с мощным звуком и фантастическим светом, но то были неземные гости «из-за бугра», а «Круиз» был нашей тамбовской командой, и ничуть не хуже. При этом, несмотря не бешеную популярность, музыканты понятия не имели о звёздной болезни, заправски общаясь с фэнами и щедро делясь секретами мастерства с начинающими рокерами.
Конечно, музыканты «Круиза» были родом из разных городов, но именно Тамбов их объединил и дал путёвку на широкую сцену. Здесь создавались их знаменитые хиты, и здесь же на третьем этаже филармонии были записаны на настоящей японской аппаратуре, правда, бытовой, а не профессиональной, два первых альбома «Послушай, человек!» и «Крутится волчок», моментально разлетевшиеся на кассетах по всей стране.
Группа исколесила множество городов, давая концерты с неизменными аншлагами, и успела даже сняться в фильме Свердловской киностудии «Путешествие будет приятным» (12+). И хотя «Круиз» там показывают всего полминуты во фрагменте песни «Не позволяй душе лениться», из-за этих секунд счастья фэны по многу раз шли смотреть эту картину.
Впрочем, счастье было недолгим. В 1983 году в стране кое-что изменилось, к руководству пришёл глава КГБ Юрий Андропов, нравы стали суровее, а рок объявили чуждым явлением.
Профессиональные группы начали расформировывать приказами министерства культуры, а по поводу «Круиза» в Тамбов приехала целая комиссия из Министерства, включая высокопоставленных деятелей Союза композиторов СССР. Они должны были принимать новую программу «Круиза» «Путешествие на воздушном шаре». Но прекрасная музыка и даже громадный воздушный шар на сцене не помогли — программу предсказуемо зарубили. Одновременно вышло постановление правительства, предписывающее профессиональным группам иметь в репертуаре и исполнять на концертах не менее 85 процентов песен, написанных членами Союза композиторов, что не оставляло рокерам никаких шансов.
Лет 15 назад в разговоре с Сергеем Сарычевым, ныне живущем в Америке и иногда приезжающим в Россию навестить отца, я спросил: «А насколько те андроповские запреты затормозили развитие рок-музыки в России?».
«Затормозили навсегда! Да, конечно, потом пришла перестройка с гласностью и свободой, появилось много рок-групп, но тогда, в 1983-м нашу рок-музыку подрубили на взлёте, когда она открывала для себя новые, причём именно свои горизонты. Потом, когда всё разрешили, это было уже второе дыхание, и в основном — подражательство уже сделанному на западе. Куда-то исчезло наше своеобразие, а здесь пара-тройка потерянных лет, порой оказывается решающими», - грустно ответил никогда не теряющий оптимизма Сергей.
С этим доводом можно поспорить, но у Сергея были для него все основания.
Наверно, не зря говорят — разбитую чашку не склеишь, и пути музыкантов золотого состава разошлись. Сергей Сарычев создал свою группу «Альфа», Александр Монин — команду «ЭВМ», а Валерий Гаина под продюсерством Матвея Аничкина организовал в конце 80-х новый металлический проект под старым названием «Круиз». Железную программу команда обкатывала опять же в Тамбове целой серией аншлаговых шоу, которые стали для тамбовской молодёжи неким символом перестроечной эпохи. А манифестом тех настроений явилась статья одной из поклонниц Елены Лисициной в газете «Комсомольское знамя» под названием «Если мы пошли на «Круиз», кстати, разошедшаяся тогда тиражом в 300 тысяч экземпляров. Что же касается музыки нового железного «Круиза», то её по достоинству оценили не только в России, но и в Европе. Группа записала в Германии альбом, который выпустил на виниле один из ведущих мировых лейблов – знаменитая фирма «RCA».
Одновременно с этими концертами под эгидой «Круиза» на площадке областной филармонии проходил первый рок-фестиваль начинающих тамбовских групп. Но об этом разговор впереди.
Что же касается попыток возродить «Круиз» в изначальном составе и со своим неповторимым стилем, то они в полной мере так и не удались. К 25-летию группы Александр Монин с товарищами перезаписали свои старые песни в новой аранжировке, выпустив ностальгический альбом на CD. Собирались продолжить творческий путь уже с новыми песнями, но уход из жизни харизматичного фронт-мена Александра Монина поставил на этом точку.
Впрочем, несколько лет назад неугомонный Матвей Аничкин собрал новую группу, дав ей старое название «Круиз», хотя из музыкантов, когда-либо игравших в этой группе, здесь уже никого нет. Но нестареющие песни по-прежнему звучат, добавляются и совсем новые. И многие люди открывают эту музыку для себя, хотя прошло уже более 40 лет с тех пор, как страна впервые услышала аккорды «Музыки Невы», «Красной книги» и неудержимого «Волчка», который продолжает своё бешеное вращение, несмотря ни на что.
Авторы: