Рок-музыка – вещь не простая, впрочем, это совсем не вещь, а целое явление и разделить судьбу рокера, а значит, войти в этот страстный, и порой, непредсказуемый мир – очень непростой выбор для подруг, и тем более жен музыкантов. Но не зря говорят, что мужчину делает женщина. По крайней мере, от ее отношения к увлечению музыканта порой зависит не только его судьба, но и сама музыка. И тамбовские рокеры – не исключение, а потому стоит отдать должное влиянию их избранниц на творчество, что остается достоянием вечности. Ни больше, ни меньше!
Роковая роль
«Хорошая музыка от хорошей жизни не рождается», — так сказал один из основателей великой группы «Pink Floyd» Роджер Уотерс. Сказал он это в тот период жизни, когда переживал душевную трагедию в связи с разрывом с любимой женщиной, и как раз в то время создавал, пожалуй, самое эпохальное произведение группы – альбом «Стена» (16+). Произведение получилось действительно потрясающее, но при этом крайне мрачное. И лишь в финале забрезжил свет в конце тоннеля, где зловещая стена отчуждения с грохотом рушится. Как ни странно, именно этот совпало с проблеском света в личной жизни. Потом музыкант признавался, что в состоянии душевной драмы можно создать одно, два очень крутых произведения, но творить так все время просто невозможно. И на то у Роджера были основания в виде печальной судьбы первого гитариста «Pink Floyd» Сида Баррета, которому они в свое время посвятили знаменитую композицию «Сияй, сумасшедший бриллиант» о том, как светлые мечты превращаются в подобие черных дыр в космосе.
Не секрет, что своему успеху многие известные рок-музыканты были обязаны своим вторым половинам. К примеру, продюсерские заботы для Оззи Осборна взяла свои плечи его супруга Шерон, которая не только успешно решала финансовые и организационные проблемы, но и могла очень жестко объясняться, не стесняясь крепких выражений, с руководством фирм грамзаписи. Нередко жены становились членами коллективов своих знаменитых мужей. Так профессиональный фоторепортер Линда Истмэн стала не только женой Пола Маккартни, но и клавишницей в его группе «Wings», хотя до этого никогда на инструменте не играла. Но Пол научил и чувствовал в этом немалую поддержку на сцене, игнорируя подколы музыкальных журналистов, которые писали, что «Линда не очень портит звучание группы».
Бывали случаи, когда жены лидеров групп сыграли роковую роль в истории. Бытует упорное мнение критиков, что причиной распада «Beatles» стала жена Джона Леннона Йоко Оно, убедившая Джона в преимуществах его сольной карьеры. Но, думаю, Йоко была скорее поводом, а причина крылась гораздо глубже, и, как говорится, треснувшую чашку уже не склеишь.
А вот вторая жена Ричи Блэкмора Кэндис Найт тихо и ласково превратила короля хард-роковой гитары в лютниста, играющего средневековую фолк-музыку в группе, где она стала солисткой. Фэны были, конечно, в ярости (нас на бабу променял!). Но, обычно не терпящий обид Ричи, остался верен супруге, а значит и себе, утверждая, что мечтал играть такую музыку всегда. Такие дела.
Любовь рождает песню
Что же касается нашего славного города, то здесь гармонии музыки и гармония отношений между музыкантами и их женами, как правило, всегда шли рука об руку. Точнее, иначе они просто не могут идти. В противном случае люди просто расстаются. Потому что для гармонии необходимо взаимопонимание, а для рок-музыкантов с их подругами это качество важно втройне. Приходит оно, возможно не сразу, но если приходит, то надолго, и даже навсегда.
«Я просто знаю, что при всех повседневных делах и заботах, от которых никуда не уйти, музыка для мужа – это необходимая часть жизни. Точнее, даже сама жизнь, и это здорово, - считает Юлия, супруга бас-гитариста группы «Train Brain» Александра Петрова. – Музыканту как творческому человеку необходима поддержка, но не просто голая похвала, а объективное мнение. А кто еще, кроме жены, самого близкого человека, который реально переживает за его успехи, скажет ему откровенно обо всех недостатках? А главное, мне его увлечение интересно. Мы вместе ездим на концерты и фестивали, и я всегда рядом, и всегда переживаю, когда он на сцене. Это целый мир, и он мне также близок, как и ему. Но повторю, не исключая всех повседневных забот. И одно другому здесь совсем не мешает».
А вот супруги Александр и Елена Журавлевы – не просто неразлучная пара, а костяк тамбовской фолк-группы «Клинопись». Команде уже семь лет и ребята вместе плывут по бурным волнам рока, уже давно не представляя себя в другой ипостаси. Елена – это голос группы и надежное плечо для Саши, автора композиций «Клинописи». Группа дает концерты довольно часто и супруги могут смело сказать, как поется в песне, «музыка нас связала».
«А иначе и быть не может. Потому что творческий человек всегда поймет другого творческого человека, тем более, когда он самый близкий для тебя, – делится Елена, – конечно, музыка требует своих расходов. И их приходится закладывать в семейном бюджете. Но стараемся это делать в разумных пределах. То есть не просто сразу же приобретать инструмент, если Саше вдруг захотелось новую, более крутую гитару, а когда в этом действительно возникает реальная необходимость. И решаем это вместе, а как же иначе?».
Благодаря и вопреки
Жизнь музыкантов, конечно, не сахар. Это и долгие репетиции, часто на арендуемых базах. Это и записи, на что также уходит и время, и деньги, и поездки на концерты и фестивали, но все это жизнь, которую они выбирают и не на что не променяют. Мелочей здесь не бывает, хотя и мелочи могут играть свою немаловажную роль.
Например, когда с группой «Моби Дик» мы в очередной раз отправились на скромной газели на свой концерт в Москву, то в спешке даже не взяли с собой что-нибудь перекусить. А искать магазины и кафешки по дороге было просто некогда, мы и так опаздывали. И что бы мы делали, голодные и злые, если бы подруга нашего басиста Артема не собрала ему в дорогу любовно приготовленные бутерброды, пирожки и прочие вкусности, причем, не только своему любимому, но и всей группе, понимая, что музыка дело общее.
Да что там пирожки, бывали случаи, когда путь к сердцу рок-музыканта лежал не через желудок, а через пищу духовную в виде крутого инструмента, например, бас-гитары «Reekenbacker», естественно, при наличии такой возможности. Такая вот любовь, если она любовь.
Ну а что касается супруги автора этих строк то, когда мы познакомились, Лена казалась мне большой фанаткой тяжелого рока. Она ходила на наши тусовки, концерты, что было вполне естественно, но потом оказалось, что эта музыка в силе хэви-метал ей не только не близка, но она ее терпеть не может. Но все же терпела, когда репетиции «Аризоны» проходили у нас дома, а нетерпеливые бабушки у подъезда, напуганные воплями вокалиста из открытого окна, даже вызывали милицию. Правда, милиционер оказался верен букве закона и объяснил соседям, что ребята в дневное время имеют право творить свою музыку. А Лена, несмотря на несовпадающие с моими, собственные музыкальные пристрастия, поняла серьезность нашего увлечения, и сама предложила мне приобрести свой рабочий барабан и железо – «тарелки» для выступлений на фестивалях и концертах. К моему немалому удивлению. И это уже не говоря о ее советах по делам группы, к которым грех не прислушаться. Такие вот парадоксы.
Возможно, глядя со стороны, кто-то спросит: «Ради чего все это, что это вам дает, кроме расходов?». Ответ всем сразу – творчество дает энергию жизни, определяющую восприятие этого, пускай и не самым лучшим образом устроенного мира. Того самого мира, где есть он и она, и вечная музыка.