Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Русалка в море прозрачной музыки: молодая певица из Тамбова завоевывает сердца меломанов

Культура
Фото: архив исполнительницы

Когда слышишь эти песни, трудно поверить, что их автору и исполнителю, выступающей под сценическим именем Ондина, всего 22 года. За внешней простотой композиций кроется внутренняя глубина и текстов, и музыкального мышления. Да и простота этих песен только кажущаяся. Они легки для восприятия, но сделаны далеко непросто. Каждая нота здесь на своем месте, нет ничего лишнего, но вся эта прозрачная музыка рождает атмосферу бескрайнего ночного океана и восходящего над ним солнца, полета над зелеными островами, где на прибрежный песок накатывают белопенные синие волны, и все это — настроение мечты о чем-то вечном. Такая вот музыка рождается в Тамбове и скромно живет, иногда радуя своих слушателей на редких концертах. Хотя в вездесущем интернете проект Ондина можно услышать на разных ресурсах. 

Фото: архив исполнительницы

Долгая дорога к истине

Вообще, Ондина — это несколько измененное имя из скандинавского эпоса, которое носила волшебная русалка. Она жила среди холодных скал и фьордов, поклоняясь ветру и морю и надеясь найти в этой стихии вечную истину. Может ли музыка стать путем к этой истине? Многие пытаются по нему идти, но найти ее удается далеко не всем. Да и удается ли – тоже доподлинно неизвестно. Но скольжение по этим волнам уже имеет свой смысл, потому что все преходяще, а музыка вечна. Так считает Анастасия, певица и композитор, чьи песни романтичны и удивительно взрослые в самом лучшем смысле этого слова.

Хотя увлечение музыкой пришло к Насте в самом раннем детстве. Когда родители, видя разносторонние увлечения дочери, отдали ее в детскую студию Дома культуры «Знамя труда», где она занималась гимнастикой, актерским мастерством и вокалом. Именно пение тогда девочке больше всего полюбилось и увлекло. Впрочем, петь Настя любила всегда, благо родители, хоть и не были профессиональными музыкантами, но петь любили, а папа неплохо играет на гитаре.

Фото: архив исполнительницы

Так что занятия в музыкальной школе по классу фортепиано тоже стали для Насти неслучайными. И привело ее туда не обязательное желание родителей, а исключительно свое собственное желание, и семь лет занятий за клавишами тоже не прошли даром. Может поэтому, когда папа купил дочери гитару, она самостоятельно освоила инструмент буквально за неделю.

Совмещая несовместимое

— И вот как раз тогда, когда я научилась более-менее уверенно брать разные аккорды, и начали рождаться песни, а вместе с мелодиями и стихи. Не знаю, что здесь стало толчком, но мелодии эти как будто ждали своего часа, и этот счастливый час настал, — делится Анастасия. — А еще, наверное, помогло настроение. Наверно, я по природе романтик, и люблю одиночество, как внутреннее состояние. Отсюда и рождаются песни. Они почти все немного грустные, но грусть эта светлая.

— И стиль этот можно определить как инди-поп и даже как инди-рок. И от всего этого веет той романтичной грустью, что можно услышать в музыке таких мировых звезд, как Виктор Ласло, и особенно Шаде. Анастасия, естественна ли такая музыка на российской почве?

— Не скрою, что Шаде – это одна из моих любимых певиц, и я поражаюсь ее чувственности, выразительности, сексуальности в голосе и глубине ее творчества. Это – вечная музыка, независимо от моды. Подражать ей невозможно, но создавать свое, зная такой пласт музыки – это настоящее счастье. И оказалось, мои песни нравятся очень многим, при том что, как не удивительно, большинство слушателей составляют люди 30-35 лет, и в основном — мужчины. Артист не выбирает аудиторию, но так случилось. Очевидно, аудитория выбирает артиста. 

— Это действительно говорит о многом. И потому просто невозможно не задать вопрос по парадоксальному факту: после школы вы поступили не в музыкальное училище, и не в институт культуры, а выбрали медицину и работаете сейчас именно по этой специальности. Почему?

— Действительно, я поступила в медколледж при медицинском институте университета им. Г.Р. Державина. Окончила его, и сейчас работаю медсестрой в Тамбовской областной больнице. А еще одновременно учусь в университете по специальности «дошкольная дефектология», то есть, говоря понятным языком, после окончания получу профессию логопеда. В медицину я пошла под влиянием моей прабабушки, которую я очень люблю, ей сейчас уже 97 лет. В детстве, когда меня спрашивали, кем хочешь быть, я уверенно отвечала: «Хочу, как баба Тоня!». Вообще, я люблю детей, люблю с ними общаться, и, конечно, хочется им помочь говорить красиво и правильно. Но профессия эта, конечно, нелегкая и очень ответственная.

Фото: архив исполнительницы

— А как же музыка? Как удается находить время?

— Непросто, но удается. Дежурю я в больнице в основном по ночам, хотя, бывает, и на целые сутки. А днем учусь, однако выспаться тоже надо. Но музыка – это особая жизнь. Она не отпускает, при этом на жизнь нужно зарабатывать. А музыкой это сделать пока не удается. Так что, приходится совмещать. Мне просто повезло, когда познакомилась с прекрасным музыкантом и звукорежиссером Денисом Уваровым. Он отвечает за аранжировку, звук, запись песен, решает все организационные вопросы. Мы, конечно, иногда спорим по поводу песен, но по большому счету нет никакого диктата ни с чьей стороны, у нас музыкальная свобода в согласии. Мне нравится, что предлагает он, а ему нравится, что делаю я. В такой гармонии и рождаются наши песни.

За два года, что мы работаем вместе, удалось записать мини-альбом. Там всего четыре композиции, но мы считаем, что дело не в количестве, а в качестве музыки, которая не терпит суеты.

Фото: архив исполнительницы

Музыка, которая не по заказу

— Анастасия, ваша музыка все же явно не рассчитана на массовую аудиторию, от чего зависит коммерческий успех. А не было ли соблазна написать что-нибудь попроще, что называется, для широкой публики, и, таким образом, создать себе определенную популярность?

— Такого соблазна нет, да и быть не может. Хотя бы просто потому, что у меня так не получится, я должна быть в атмосфере, потому что песни рождаются от настроения. По заказу написать я вряд ли смогу – я должна сделать от души и как считаю нужным для себя. Я уверена, что для каждой музыки найдется свой слушатель, которому она нужна. И пускай таких слушателей будет не очень много, но они все твои. Ведь не зря сказал герой одного старого фильма – счастье это когда тебя понимают.

— В таком случае, ощущаете ли вы конкуренцию на тамбовской сцене?

— Да нет тут у нас никакой конкуренции, потому что все музыканты разные, у каждого свой репертуар и своя индивидуальность. И здорово, что музыканты могут встречаться на площадках, видеть и слышать друг друга. И главное – чтобы люди слушали больше самой разной музыки. Но у нас в Тамбове, к сожалению, нет системы организованной клубной культуры. То есть очень мало площадок для выступлений, и, к сожалению, очень редко организуются концерты. А без этого невозможна нормальная музыкальная жизнь в городе. Один или два фестиваля в год, где можно выступить, не решают проблемы дефицита концертных выступлений. И здесь еще очень много надо сделать. Очень хочется, чтобы в Тамбове появилась системная концертная практика, в этом есть огромная потребность и у зрителей, и у музыкантов. 

Фото: архив исполнительницы

— Но если пробиваться наверх, то, очевидно, не обойтись без заключения контрактов с музыкальными лейблами. Не пробовали это сделать?

— Пока нет, и честно говоря, я отношусь к этому скептически. При нынешней системе шоу-бизнеса, если таковым это можно назвать у нас, сотрудничество с лейблом мало, что даст. Хотя хотелось бы, конечно, чтобы какая-нибудь фирма обратила внимание на наше творчество и помогла с продвижением. 

— Это можно считать заветной мечтой?

— Ну а кто из музыкантов не мечтает об успехе? И кто не любит свою музыку? Но я еще, конечно, мечтаю о совершенно простом и обыденном – иметь счастливую семью и детей. Кто-то скажет, что это трудно совместить с серьезным занятием музыкой, а я считаю, что все возможно при желании, когда и возникает настоящая гармония, и в музыке, и в жизни.

Авторы: