Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Что таят могильные холмы на Тамбовщине? Рассказывает археолог Николай Моисеев

Культура
Фото: Андрей Хворостов. Николай Моисеев в мордовском панаре (рубахе) на выставке артефактов мордвы-мокши

На днях различные медиаресурсы Тамбовщины опубликовали информацию о том, что тамбовские археологи, специалисты департамента по государственной охране объектов культурного наследия, создали план защиты Глазковского и Староюрьевского курганов. У многих тамбовчан в связи с этим стали возникать вопросы, от кого и зачем надо защищать эти памятники глубокой старины. Ведь ни золота скифов, ни подобных ценностей в них не обнаружено, и маловероятно, что туда могут явиться грабители. Так от кого и зачем нужно эти курганы спасать?

Археолог Николай Моисеев возле Бурнакского кургана
Фото: Андрей Хворостов

Об этом автор этих строк на днях поговорил с известным тамбовским учёным Николаем Моисеевым, который сейчас трудится старшим научным сотрудником в Межрегиональном центре археологических исследований.

В 2015 году мы вместе с ним ездили в Жердевский район на защиту подобных курганов. Николай Борисович тогда работал ведущим археологом Центра по сохранению историко-культурного наследия Тамбовской области. Что же угрожало могильным холмам? Увы, хозяйственная деятельность человека, а вовсе не расхитители гробниц.

Тогда к археологам обратилась компания «Тамбовский бекон», которая собиралась построить свинокомплексы на 15 площадках. Она запросила информацию о наличии или отсутствии памятников археологии на месте будущей застройки. Николай Моисеев осмотрел участки и обнаружил рядом с тремя из них курганные могильники.

Компания тогда передвинула два участка застройки, однако третьему кургану – Бурнакскому – опасность по-прежнему угрожала: прямо на нём планировали установить столбы электропередачи, и как-либо иначе провести линию не получалось. Археологи провели переговоры с «Тамбовским беконом», как спасти хранящиеся в могильнике артефакты. Было решено в срочном порядке начать раскопки.

Археолог Олег Миронов с черепом воина абашевской культуры
Фото: Андрей Хворостов

Курганы открывают тайну колесниц

Как впоследствии выяснилось, курган относился к эпохе средней бронзы, то есть появился тогда же, когда в Египте ещё строились пирамиды (правда, не Великие, а более поздние). Насыпали этот могильный холм люди абашевской археологической культуры. До пирамид холмику, конечно, было очень далеко. Да и вообще в технологическом отношении этому народу до египтян было, как до неба. Однако у абашевцев было нечто такое, чего тогда ещё не знали египтяне, да и вообще больше никто на земле. Это боевые колесницы с двумя спицованными колёсами.

Эти люди не сидели на месте. Они были как перелётные птицы, на сотни километров кочуя по Великой степи вместе со скотом: весной мигрировали на север, осенью на юг.

Внешне они мало отличались от современных жителей Тамбовщины. Обычная восточноевропейская наружность. Судя по генетическим исследованиям, абашевцы весьма далеки от современных западных европейцев и очень близки к древнейшему населению Южного Урала – людям синташтинской культуры (это Аркаим), а также к актогайским культурам на юге Казахстана и фатьяновской культуре в районе Москвы и Твери. Представляете географию их миграций?!

Девушка синташтинской культуры (это близкие родственники абашевцев) . Реконструкция Герасимова в музее Аркаима
Фото: Андрей Хворостов
Та же девушка, реконструированная Герасимовым по останкам
Фото: Андрей Хворостов

Конечно, никто из современных людей не разговаривал с живыми абашевцами, однако по приметам их культуры очень многие археологи уверенно отождествляют их с индоиранскими племенами. То есть, теми самыми ариями, которые в древности расселились по всей Великой евразийской степи и дошли  до Индии через Южный Урал и Центральную Азию. И помогли им в этом боевые колесницы.

К слову, это никакая не сенсация. Просто по понятным причинам информация не афишируется: в научных изданиях она присутствует, а вот в прессе встречается реже.

Археолог Олег Миронов показывает обломки костяного псалия (детали колесничной упряжи)абашевцев
Фото: Андрей Хворостов
«Детали колесниц и специфической конной упряжи, отпечатки колёс я находил в наших курганах неоднократно. В Тамбовской области их больше, чем в любых других регионах. А в Воронежской области, например, раскопаны сотни курганов, но только в трёх или четырёх есть признаки наличия у древних людей колесничного транспорта. У нас же они были найдены в семи из тридцати раскопанных курганов. В процентном отношении это больше, чем даже на Южном Урале! Абашевцы были подвижным и воинственным народом, преимущественно скотоводческим. Довольно богатым по тем временам. Скорее всего, они грабили другие племена, например, примокшанских финнов, предков мордвы, которые укрывались от них в лесах»,

– говорит Николай Моисеев.

Автор этих строк с Геннадием Здановичем, исследователем Аркаима, автором монографии «Синташта. Арии на Урале»
Фото: Андрей Хворостов

О межплеменных контактах тех времён говорит довольно большое количество индоиранских слов у мордвы-мокши, хотя её говоры относятся к волжско-финской группе финно-угорских языков, и к индоевропейцам она отношения не имеет.

К слову, в русском языке намного больше совпадений с индоиранской лексикой. Например, «двара» в санскрите и древнеперсидском означает «дверь», «вартана» в санскрите «поворот», «брата» в древнеперсидском «брат», «брова» в нём же «бровь», «бага» в древнеперсидском и авестийском «бог», «знатака» в авестийском – «знаток». Примеры можно приводить очень долго, и они вкупе со структурным сходством свидетельствуют о глубинном родстве индоиранских и славянских языков. Впрочем, поздние заимствования в русском тоже есть.

Археолог Олег Миронов с горшком срубной культуры
Фото: Андрей Хворостов

Чума на Русской равнине и рождение Персии. Связаны ли они?

Артефакты Староюрьевского кургана, который тамбовские археологи принялись недавно спасать, относятся уже к эпохе поздней бронзы. Это три-три с половиной тысячи лет назад. Абашевцы к тому времени из наших краёв уже укатили, и в наших степях на их месте расселился народ срубной археологической культуры. Её тоже отождествляют с ариями, но другой ветви. Некоторые именитые исследователи, например, Эдвин Грантовский, считали этих людей предками западных иранцев – персов и курдов, а также скифов. Николай Моисеев согласен с этими учёными.

Срубники были уже не чистыми скотоводами, а отчасти земледельцами. Они надолго оставались возле пастбищ, сажали неподалёку злаки (в основном просо) и овощи, строили полуземлянки с мощными очагами, необходимые для того, чтобы зимовать. Покойников они хоронили в коробах из рубленых брёвен, а поверх насыпали курганы. Поэтому их культура и называется срубной. Некоторые исследователи видят в этих обычаях предтечу зороастризма, мол, срубы строились для того, чтобы защитить священную стихию земли от соприкосновения с трупной скверной. Так или нет, сейчас уже никто не скажет наверняка.

Артефакты срубников в Эрмитаже
Фото: Андрей Хворостов

Найденные в курганах срубников предметы свидетельствуют об очень скудной их жизни. Лепные, изготовленные без гончарного круга глиняные горшки. Бронзовые ножи, кремнёвые наконечники стрел, костяные псалии (деталь конской упряжи, используемая для управления боевыми колесницами)…

Лишь в одном захоронении срубной культуры (правда. не на Тамбовщине) была найдена височная подвеска из золотой фольги. Несомненно, она принадлежала какой-то важной даме – верховной жрице или жене вождя.

Височные кольца древних ариев из золотой фольги. Музей Аркаима в Южном Урале
Фото: Андрей Хворостов

Больше в курганах срубников не удалось отыскать никаких золотых украшений. Тем более таких богатых, которые были найдены в курганах их потомков - ираноязычных сарматов и скифов.

Золото сарматов из кургана Хохлач под Новочеркасском. Эрмитаж
Фото: Андрей Хворостов
Золотая гривна сарматов из кургана Хохлач под Новочеркасском. Эрмитаж
Фото: Андрей Хворостов

Вот и в курганах Староюрьевского района никаких драгоценностей не оказалось, однако там была откопана бесценная для науки находка – специфические наконечники стрел, которые говорили, что срубники уже начали переходить от бронзового к железному веку.

Ушли эти люди из наших мест внезапно на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры – как раз примерно тогда, когда арийские племена пришли на территорию нынешнего Ирана, принеся туда свой язык, религию и название местности: «Иран», «Эран» – это поздние варианты произношения слова «Айрияна».

Современные потомки срубников: два перса из Шираза
Фото: Андрей Хворостов

Почему же срубники покинули здешние места?

«Многие археологи говорят о перемене климата, однако наши исследования свидетельствуют и о другой причине исхода. Мой коллега Олег Миронов раскопал под Кузьмино Гатью восемь курганов срубной культуры, открыл 50 или 60 захоронений. Мы отдали в Институт антропологии останки тридцати человек. Результаты анализов нас поразили. Выяснилось, что все эти люди умерли от чумы. Потом анализы перепроверялись в Германии, и выводы москвичей подтвердились. Получается, срубников из Русской равнины выгнала эпидемия»,

– рассказывает Николай Моисеев.

Археолог Олег Миронов на раскопках в районе Кузьмино Гати
Фото: Андрей Хворостов
«После их ухода плотность населения здесь резко упадала, и из лесов начали выходить люди примокшанской и подобных ей археологических культур. Это уже не индоевропейцы, а финны. Они стали основными жителями здешних мест почти на три тысячелетия, вплоть до прихода русских в XVII веке. Правда, набегами сюда приходили ираноязычные племена скифов и сарматов, а потом и тюрки. Все они немножко примешивались к финнам. Так возникла городецкая культура, предки мордвы-мокши»,

– продолжает Николай Моисеев.

Сюльгамы (фибулы) и кольца волжских финнов, предков мордвы-мокши. Эрмитаж
Фото: Андрей Хворостов

Финны, однако, не хоронили своих покойников под курганами, поэтому поговорим о мордве в другой раз.

Мокшанка молится мордовским богам
Фото: Алексей Медведев Картина Алексея Медведева на выставке «Сокровища древней мордвы»

Курганы ждут системных исследований

Николай Борисович с семидесятых годов участвовал в археологических экспедициях и сейчас может бесконечно долго рассказывать о далёких временах, когда жители нынешней Тамбовской области ещё не знали письменность, и теперь об их быте можно судить лишь по предметам обихода, украшениям, оружию. Однако сейчас Моисеев в раскопках уже не участвует, лишь изредка выезжает на археологические разведки, а в основном пишет отчёты за монитором компьютера. К сожалению, эта работа мало связана с наукой.

По закону любые хозяйственные работы должны предваряться археологическими исследованиями. При планировании любых земельных или строительных работ, даже подводных, археологи должны дать заключение о наличии либо отсутствии объектов историко-культурного наследия на участках будущей застройки.

Николай Моисеев на археологической разведке
Фото: Андрей Хворостов
«Допустим, строят дорогу, Мы выезжаем и проводим государственную культурную экспертизу. Эта деятельность оплачивается заинтересованными предприятиями, вот мы ей и занимаемся. К сожалению, современный мир настроен на коммерцию. Открытые листы на чисто научные исследования запросить крайне трудно, зато они без лишних вопросов выдаются на всё, что приносит деньги. Мне очень жаль, но археология утрачивает научность. Чтобы продолжить хоть как-то заниматься исследованиями, некоторые археологи бросились в шарлатанство, начали высасывать из пальца сенсации. Например, один из них нашёл древние коньки, на которых якобы катались люди каменного века. Я видел эти «коньки». Осколок трубчатой кости то ли лошади, то ли коровы, который использовался как лощило для мездрения шкур. Скоро тут и древних биатлонистов найдут. Я такой «наукой» заниматься не хочу»,

– говорит Николай Моисеев.

Останки человека срубной культуры
Фото: Олег Миронов

В Тамбовской области найдены сотни курганных могильников. Раскопана лишь крохотная их часть, и они ждут крупных, системных исследований. Дождутся ли?

Авторы: