Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

«Аэлита»: группа из Котовска, создающая «музыку серебряных спиц»

Культура
Фото: архив Дмитрия Васяткина

20 лет – это много или мало? Миг для истории, но для рок-группы это целая жизнь. Котовская группа «Аэлита», что под неизменным предводительством Дмитрия Васяткина уже два десятка лет живет своей беспокойной жизнью, стала уже, можно сказать, классикой тамбовского рока. Мелодичные песни с энергичным драйвом, где слились пост-панк, брит-поп и софт-рок, неизменно собирают на концертах сотни фэнов, погружая зрителей в атмосферу мрачноватой, но светлой грусти. «Аэлита» не может похвастаться частыми гастролями, все музыканты зарабатывают на жизнь совсем не музыкой. Но именно музыка делает эту жизнь осмысленной, наполняя душу состоянием полета. И, может, для этого и стоит жить…

Фото: архив Дмитрия Васяткина

Кредо необычной команды

«Мы поем смешные песни о любви, добре и смерти» — это строчка одной из песен «Аэлиты», коротко, но емко раскрывает творческое кредо этой во многом необычной команды. Это тот случай, когда песни от души и для души перекликаются с настроением и переживаниями,  как их создателей, так и слушателей. И когда такая взаимная реакция происходит, то искусство по-настоящему достигает своей цели. Пускай, не для всех, но для каждого, кому повезло почувствовать эту музыкальную химию, непередаваемую словами. 

Путь к этому результату для Дмитрия Васяткина со товарищи не был коротким, но стал совершенно естественным. Еще учась в Котовском индустриальном техникуме, Дмитрий создал группу, которая затем превратилась в ту самую «Аэлиту», которую ее поклонники хорошо знают сейчас. Репетировали ребята в актовом зале общежития этого учебного заведения, и от души гремели на студенческих концертах. Состав группы был очень непостоянным, и не только потому, что тогда музыкантом считался любой парень с гитарой в руках, знавший несколько аккордов. Это были поиски себя и стиля, когда часто менялся состав, и непрерывно формировались новые музыкальные идеи.

Процесс этот продолжался не менее пяти лет, но из всего калейдоскопа людей, прошедших тогда через группу, с Дмитрием Васяткиным оставался тогда и по сей день его друг и соавтор бас-гитарист Владимир Дудышев. Такой вот своеобразный авторский дуэт почти по типу Леннон-Маккартни, фигурально выражаясь.

Фото: архив Дмитрия Васяткина

Истоки будущего пути

— Конечно, все это неслучайно, я все-таки, человек, обремененный музыкальным образованием, в свое время закончил музыкальную школу по классу фортепиано. И хочу сказать огромное спасибо моим преподавателям Лидии Леонидовне Дмитриевой, которая сейчас живет в Белгороде, и Александру Владимировичу Ярушкину, директору музыкальной школы, который сам играл в ансамбле котовского Дома культуры. Именно у него в кабинете я впервые увидел настоящий синтезатор, но он требовал от меня хорошей игры, в первую очередь, на фортепиано, и я потом понял, как он был прав. Все же очень важно, когда в детстве тебя направляют на путь истинный хорошие люди. И еще хочу сказать спасибо Ирине Сергеевне Самородовой, музыкальному руководителю в индустриальном техникуме, помогавшей нам заниматься любимой музыкой в студенческие годы.

— Дима, а твои родители имеют отношение к музыке?

— Мне и здесь повезло — мама преподаватель музыки, сейчас она директор Котовской школы искусств. А папа у меня — настоящий меломан, у которого была куча магнитофонных катушек с записями всей рок-классики. 

Фото: архив Дмитрия Васяткина

— И что-то из этого повлияло на будущий стиль «Аэлиты»?

— Знаешь, еще в довольно раннем детстве мне мозг начисто свернули Битлы. Думаю, роль «Beatles» в музыке — это как роль Пушкина в поэзии. При этом их все уважают, но мало слушают и знают. А у меня собраны все их альбомы, и эта музыка всегда вдохновляет, включая сольные работы участников этой великой группы. Причем, наиболее мне близок Джон Леннон, и не только как музыкант, но и как человек со всеми его несдержанными эмоциями, обостренным чувством справедливости и даже наивной детской непосредственностью. Потом, конечно, повлияла и музыка Джеффа Линна, с его ELLO, и Joy Division, открывших красоту не только в гармонии, но в дисгармонии. И группы стиля брит-поп, что, по сути, являлось современным отголоском тех же Битлз. Ну и конечно, отечественные легендарные питерские команды 80-х и песни о призраках фей на трамвайных путях и музыке серебряных спиц.

Музыка светлой грусти

— Но, положа руку на сердце, тексты песен «Аэлиты», мягко говоря, невеселые. Почему так?

— Мне кажется, что для особого веселья наша планета сейчас не очень оборудована. Это не музыка для отдыха, мне хотелось бы, чтобы люди задумались. И вообще, у нас не Рио-де-Жанейро, где, как считал Остап Бендер, все ходят в белых штанах. Мы живем здесь, и надо, чтобы тебя понимали.  

Фото: архив Дмитрия Васяткина

— А теперь о главном. Девять лет назад вышел первый альбом «Аэлиты». Не на физическом носителе, но попавший в популярный ресурс интернета. Это альбом эффектных песен с броскими мелодиями, записанных с прекрасным качеством звука. И он явно сильнее работ многих всем известных групп подобного направления. Могло ли это вывести группу в звезды всероссийской сцены и сделать для тебя настоящий переворот в судьбе?

— Могло бы?.. Предполагать не имеет смысла. И история не знает сослагательного наклонения. Произошло то, что случилось. Или не случилось. Действительно, записывали мы тот альбом с 2011 года. Вложили в него немало средств, основной материал записали на студии в Питере и добились нужного качества. А цель альбома была — поделиться с окружающим миром тем, что мы о нем думаем. Да, выход релиза в 2015 году не изменил нашу жизнь в плане музыкальной карьеры. Но это не главное, была бы музыка. Наверное, и сыграло свою роль в этом наше непонимание особенностей отечественного шоу-бизнеса, если его можно так назвать. Но себе мы изменять не хотим, как известно — капля камень точит.

— Но, слава богу, тот альбом оказался не последним, и новый вышел в конце прошлого года. А что сейчас с составом группы?

— Точно, спустя восемь лет мы записали новый полноформатный альбом, который называется «Здесь и сейчас» (16+). Название отражает нынешнее время. Мы по-прежнему живем в Котовске, я работаю на заводе, у ребят тоже у каждого своя работа, но без музыки жить невозможно. Что и доказывают эти 20 лет. Что интересно, сейчас мы вернулись к своей изначальной концепции группы, когда «Аэлита» только начиналась – то есть, в составе нет гитариста. Спросишь, почему? Не так просто найти нужного музыканта, а точнее – человека. Группа, это не тот случай, один плюс один равно два, тут обязательно должна быть эмоциональная химия и полное понимание друг друга. И сейчас у нас это есть, и это здорово.

Фото: архив Дмитрия Васяткина

— Дима, но параллельно у тебя есть еще и сольные проекты. Ты выступаешь самостоятельно на разных площадках и квартирниках, а с недавнего времени участвуешь в театрализованном проекте «Кабаре безумных дам». Чем тебя это привлекло? Или ты просто не можешь никому отказать?

— Еще как могу. Но я участвую только в тех проектах, которые мне интересны и перспективны с точки зрения творчества. Кабаре «безУмных дам» это то, что в Тамбове еще никто не делал. Такая театрализованная форма в стиле кабаре может многое дать, когда ты не просто выражаешь себя через музыку, а можешь примерить на себя другой образ. 

— А вообще, на твой взгляд, музыка может изменить жизнь к лучшему?

— Я уже не наивный мальчик, но, наверное, по-прежнему остаюсь идеалистом. И уверен, что музыка может помочь кому-то, придать сил. Не зря поется в песне, что «бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил…». И в такие минуты именно музыка меня очень часто вытаскивала.

— В одной из песен «Аэлиты» есть такие слова «Жаль того мальчишку, что себе придумал сказку». Тебе сейчас жаль его? 

— Конечно, в тот момент я писал про себя самого. А сейчас… Да нет, не жаль. Я все же верю в жизнь, а значит, в будущее. Как спел один хороший музыкант «если бы я мог выбирать себя, я бы остался собой». Главное, не изменять себе, а что может быть важнее

Авторы: