Никита Латенко со своим питомцем бельгийцем Толиком, фото Павла Васильева
Первые шаги
Молодому кролиководу ещё не исполнилось восемнадцати. А своё дело Никита Латенко начал в двенадцать лет. Хотя тогда он вряд ли осознавал, что это станет его жизненным выбором. Кроликов держали и бабушка, и отец – на мясо, и он начал с трёх кроликов, которых рассчитывал или продать, или отправить на семейный стол. Увлечение продлилось всего полтора месяца. До тех пор, пока в интернете не наткнулся на фотографии элитных кроликов, и они сразу и навсегда покорили его.
Новозеландец Алмаз, фото Павла Васильева
Через месяц у него уже появились красные новозеландцы. Со временем к ним добавились белые новозеландцы, голландцы, калифорнийцы и, наконец, бельгийские великаны. Кролики захватили настолько, что подросток потерял интерес к компьютерным стрелялкам и прочим детским играм.
Элитное кролиководство - занятие не из дешёвых, месячный молодняк стоит от 800 до 1000 рублей за экземпляр. На первых порах помогли родители, и не только материально, отец научил делать клетки.
Кролики. Фото Павла Васильева
По интернету Никита установил связи с известными кролиководами страны, они его многому научили, потом и свой опыт появился. Со временем начал торговать крольчатами, появились первые оборотные средства.
BlaBlaCar
Кроликов благородных кровей нельзя купить на рынке, даже в Тамбове. Кролиководы, которые занимаются элитными породами, живут в Волгодонске Ростовской области, Воронеже, Челябинске, Краснодаре, Симферополе.
Никита Латенко и кролики. Фото Павла Васильева
«Кролиководы подсказали сайт попутчиков BlaBlaCar, - рассказывает Никита Латенко. – Едет человек на своём транспорте в какой-то город и набирает попутчиков. Я связываюсь с этими людьми, коробка с кроликом по стоимости равняется пассажирскому месту. По такой же схеме сам отправляю кроликов. Если есть возможность, как в Симферополе, договариваемся с водителем рейсового автобуса».
Перевозят кроликов в ящике, накрытом сеткой, в дорогу дают сено и морковь. Если дорога занимает не меньше недели, кроликам колют комплекс витаминов.
Голландец Митька. Фото Павла Васильева
Таким путём в Кирсанов из Волгодонска переслали чёрно-белых голландцев, из Воронежа - калифорнийцев, из Челябинска, Краснодара — жёлто-белых голландцев. За всё время случилась лишь одна накладка, когда продавец в спешке отправил вместо самки самца. Он исправил ошибку, причём, на самку сделал солидную скидку.
«По-разному получается, из Белоруссии, например, продавец отправляет кроликов с попуткой до Орла, - рассказывает Латенко. – В Орле их встречает друг-кроликовод и пересаживает в машину до Тамбова. Сейчас связей много, в каждой области есть кролиководы, которые не отказывают в помощи. Но бывает, и самим приходится проехать две и три сотни километров, чтобы забрать кроликов».
Никита Латенко и его калифорнийцы. Фото Павла Васильева
Друзья и соратники
Года полтора назад, когда известные в России кролиководы стали покупать у него животных, Латенко почувствовал себя профессионалом.
Но первое признание пришло намного раньше. Четыре года назад он выложил в «Одноклассниках» фотографии кроликов. Первым откликнулся кроликовод из Куксова Александр Мамонтов.
Пособие по кроликам. Фото Павла Васильева
Созвонились, встретились и сдружились, несмотря на разницу в возрасте – новому другу около сорока лет. У Никиты нет ни машины, ни прав, всем этим он планирует обзавестись, когда исполнится восемнадцать.
Для поездок по кролиководческим фермам используют автомобиль Мамонтова.
Никита Латенко и калифорнийка Белка и её потомство. Фото Павла Васильева
Старше Никиты и другие друзья-кролиководы - Владимир Головченко из Симферополя, Вячеслав Морозов из Саратовской области. Объясняется это просто - Латенко за считанные годы вышел на такой уровень, что опытным кролиководам с ним интересно общаться.
Бельгиец Петрович. Фото Павла Васильева
Именно Вячеслав Морозов подсказал, как выйти на зарубежных кролиководов, где, в отличии от России, гарантированно чистая порода. В Россию кроликов отправляют через Украину. Сейчас он ведёт переговоры с кролиководом из Словакии, кролика привезут в Ужгород, а оттуда отправят на Тамбовщину. В ноябре планирует завезти из Харькова новую породу - французских баранов.
День кроликовода
Утро кроликовода начинается с того, что он первым делом проверяет, как кролики провели ночь. Хозяина ушастики узнают сразу - по запаху.
Новозеландцы Васёк и Космос. Фото Павла Васильева
«Если я возьму в руки крольчонка, самка от него не откажется, потому что помнит мой запах, - рассказывает Никита. – Но если это сделает посторонний человек, то погубит крольчонка, самка его кормить не будет».
Во дворе родительского дома в Кирсанове кролики зимуют под навесом, а в соседней Молоканщине Латенко оборудовал тёплый маточник. Сейчас в хозяйстве около 80 голов, и требуется немало времени, чтобы их накормить.
Бельниец. Фото Павла Васильева
До обеда хозяин раздаёт сено и воду. На ферму возвращается в пять вечера, смешивает и раздаёт ячмень с комбикормом, чистит кормушки. Свободного времени у него остаётся не более пяти часов в день. Все выходные Латенко проводит на ферме, ко всем прочим заботам прибавляются вакцинации.
Основа рациона кроликов – сено, кукурузный комбикорм в гранулах и ячмень. Можно побаловать и морковкой, но с ней главное не переусердствовать, чтобы живот не скрутило.
«Нечасто, но случается большой приплод – до 18 крольчат, самка столько не выкормит, - делится секретами профессии Никита. – Тогда я подсаживаю крольчат к самкам, у которых маленький выводок. Даже под другую породу могу подложить. Необходимо только крольчат опрыскать одеколоном, чтобы отбить запах другой крольчихи. Если самка почувствует чужой запах, она не станет кормить ни своих, ни чужих крольчат».
Латенко продаёт молодняк и взрослых особей. Кроме тех, которые оставляет на воспроизводство. Пока репродуктивная активность кроликов не пошла на спад, он сбывает их кролиководам Узбекистана, Таджикистана, которым сложно приобрести кроликов европейских пород. Доволен бывает, если кролики с его фермы уходят в качестве выставочных экземпляров или домашних животных, в дом чаще берут дружелюбных голландцев. Но итог в общем-то один: кроликов выращивают на элитное мясо для тех, кто может его себе позволить. Об этом Латенко предпочитает не говорить. С тех пор, как занялся элитой, не ест крольчатину. Кролики стали друзьями.
Шустрик, Петрович и другие
«Был у меня кролик с неистребимым желанием вырваться на волю, - рассказывает Никита. –Только зазеваюсь, как он уже во дворе. Бегал недели по две, нагонявшись, сам возвращался в клетку, до следующего случая. Назвал его Шустриком. Есть ущё Васёк, Виталик, Толик, Алмаз, иногда даю кролику имя продавца – Петрович. Друг из Куксова назвал кролика, которого купил у меня, Никитой. Кстати, на кличку они не реагируют, только на еду».
Кролики. Фото Павла Васильева
Никита готов часами рассказывать о своих подопечных, но особой любовью у него пользуются бельгийские великаны.
«Бельгийцев впервые увидел года четыре назад, и обалдел: какие они большие и красивые, а какие роскошные уши, - восхищается Никита. – Берёшь кролика на руки и чувствуешь, что это друг. С ними, правда, много хлопот, многие кролиководы отказываются от бельгийцев из-за сложности ухода, но меня это не пугает».
Фотосессию бельгийцы Толик и Петрович не переносят, прячут голову на груди хозяина. Зато калифорнийку Белку и её потомство фотоаппарат не смущает, и они терпеливо позируют.
А девушки потом
«Времени ферма отнимает много, летом разве иногда на рыбалку выберусь, - говорит Никита. – Девушки пока нет: мечтаю встретить ту, которой бы не только я был интересен, но и мои кролики».
В этом году Латенко поступил в инженерный институт Мичуринского университета. Он и учёбу подогнал под своё дело. Преподаватели с пониманием к нему отнеслись: ферму без присмотра не оставишь. Раз в неделю Латенко приезжает в университет, чтобы сфотографировать лекции, получить лабораторные задания.
«Я не случайно инженерную специальность выбрал, - говорил Латенко. – О будущем пора думать. Отучусь, куплю землю, стану фермером, значит, должен уметь работать на комбайне. Думаю со второго курса ещё зоотехнию изучать».
«В России три клуба кролиководов, я ни в одном не состою, потому что они не оправдывают доверия, поборами только занимаются, - рассказывает Латенко. - Если вступлю в клуб, то только в тот, который сам организую, и друзья, уверен, подтянутся – из Орловской, Курской, Тамбовской областей. Участие в нём будет бесплатное, разве что места на выставках придётся оплачивать».