Супруги Уваровы
И ведь знал, куда и к кому ехал, и всё равно с трудом поверил, что голуби бывают такими разными. По вольеру расхаживали, откинув головку на предхвостье и распустив веерами многоцветные хвосты, маленькие, но от этого не менее важные павлины, в капюшонах, поднимающихся над головой, прогуливались солидные якобины, с осознанием своей неповторимости поворачивались то одним, то другим боком курчавые особи, словно только что вышедшие из рук парикмахера. Космачи неспешно переступали крупными, в размер ладони ребёнка, мохнатыми лапками.
«Мы занимаемся разведением декоративных голубей, и наша птица всегда производит такое впечатление на дилетантов, — говорит хозяйка голубиной фермы Елена Уварова. — Не забуду, как отреагировала на голубей сестра, приехавшая из Подмосковья с семейством на выставку, организованную федерацией голубятников в Москве. Она долго ходила по павильону и наконец заявила, что не видела ни одной птицы, которая бы в её представлении походила на голубя. Смотри, говорю, вот архангельский снегирь, она долго и внимательно вглядывалась в его чёрно-красное оперение и сказала: наверное, и снегири такие бывают. У кучерявых или курчавых голубей перья закручены, как кудри. Женщины всегда любопытствуют, не бигуди ли это. Нет, отвечаю, такая порода».
Любовь и голуби
Голуби
В семидесятые годы, пожалуй, вся сельская глубинка увлекалась голубями, во всяком случае на Тамбовщине. Заядлым голубятником стал и Владислав Уваров. В школьные годы с азартом гонял по крышам голубей, не считалось за грех переманить птицу у соседей. Голуби были самые обычные, николаевской породы. После армии увлечение то сходило на нет, заслоняемое житейскими заботами, то вновь возвращалось. Окончательно голуби вошли в жизнь Уварова, когда молодая семья переехала на дедовскую усадьбу.
Елена Уварово
«Когда выходила замуж, знала, что муж не только голубятник, но и страстный охотник, — вспоминает Елена Викторовна. — Но это, поверьте, не самые серьёзные недостатки в мужчине. Сама к голубям отношения не имела, у меня на руках маленький сын, училась заочно, потом на работу вышла. Муж кормил и ухаживал за птицей. А я разве что любовалась, когда он поднимал стаю на крыло, это красиво».
В 1990 году родился Артём, через четыре года — дочь Юля. Особого достатка в семье не было, поэтому строились долго — десять с лишним лет. И только в новом веке увлечение вышло на совершенно другой уровень. А всё началось с того, что Владислав решил съездить в Воронеж на выставку голубей. В Уварове полсотни голубятников, которые, как и он, занимаются николаевской породой, а его заинтересовала декоративная птица.
«Муж вернулся сам не свой, говорит, такая красота, — рассказывает Елена. — Включаем видео, а на экране одни ноги. Слава был настолько ошеломлён, что забыл направить камеру на голубей. Но я тоже загорелась, и мы решили уже вдвоём съездить на выставку, посмотреть вживую элитные породы».
Павлины, говоришь?
С первого взгляда Елену Уварову покорили павлины. Павлиний голубь — он из Европы, красивый структурный хвост, крупный зоб. Стоила такая красота пять тысяч рублей, для семьи это были огромные деньги. В конце концов знакомые подарили ей павлина. Но, как выяснилось позднее, больного.
Ждала, ждала Елена, когда у него откроется хвост, и не дождалась. И предложила мужу, как бы дорого ни было, обзаводиться своей птицей. Знакомство со стандартом — закреплённым описанием голубей в федерации голубеводства, изучение особенностей редких пород позволило им выйти на профессиональный уровень. К павлинам со временем добавились курчавые голуби и якобины, американские кинги и китайские чайки, московские монахи и русские статные голуби, архангельские снегири и римские великаны.
«Декорации — это уже совсем другой уровень для голубятников, — считает Владислав. — Серьёзно занимаемся ими последние восемь лет. Видим свой интерес в том, чтобы завести качественную птицу, отвечающую стандарту. Для этого вступили в воронежский клуб голубятников. А потом и сами решились поучаствовать в выставке».
Это было в 2013 году. На выставку привезли павлинов, не решились сразу выставляться, хотели осмотреться, но организаторы настояли, чтобы они выставили голубей. Расставили клетки, закрепили стандарты с описанием. Голубятники стали подходить.
«Удивлялись, что женщина голубями занимается, — вспоминает Елена Уварова. — Мы, говорят, вас не знаем. Ещё узнаете, отвечаю. И что же вы думаете, наши павлины заняли второе место. А через какое-то время моя самая любимая павлинка стала международной чемпионкой. Дело даже не только и не столько в первом месте, мы стремились добиться, чтобы наша птица была лучшей, наиболее полно отвечала стандарту. Теперь мы выставляем сразу три-пять, а то и больше пород».
Микроволновка на кухне Уваровых густо заставлена кубками, которые вручают только за первые места, тут же две связки медалей. Среди самых памятных наград — объёмный труд «Стандарт и описание отечественных и зарубежных пород голубей» с дарственной надписью автора Александра Пешкова: «Голубеводу с большой буквы, первой женщине, занимающейся разведением и содержанием голубей в РФ в настоящее время, неутомимой помощнице в организации проведения выставок голубей по многим регионам России, первой женщине-судье голубей».
Уваровы скоро вышли на такой уровень, что их стали приглашать в судейскую коллегию. Владислав от судейства воздерживается, зато Елена с удовольствием участвует в работе конкурсного жюри.
Раз в два года Федерация голубятников проводит в Сокольниках международные выставки, на которые съезжаются любители-птицеводы не только из России, но и из ЮАР, Америки, Германии. Помимо Москвы и Воронежа, Владислав и Елена Уваровы возили голубей в Саратов, Челябинск, Карелию, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар. Все эти города, а также юг страны, Уваровы объездили на своём транспорте. И у себя гостей нередко принимают.
Сохранить породу
Голуби
Уваровы мечтают о возрождении и сохранении отечественной породы голубей. Прежде русскую птицу вывозили в Германию, другие страны. Теперь породистых голубей вынуждены покупать за границей.
«Русские статные голуби прежде летали стаями на воле, как воробьи, — рассказывает Владислав. — А сейчас это редкая птица, которую содержат только в вольерах. Среди её разновидностей — красная ленточная, ростовские жуки, чёрные статные, лебеди статные, сибирская и омская статная птица, всего более двух десятков».
Якобины пришли к нам из Испании, где монахи-якобинцы носили капюшоны, такой же капюшон нависает над головой голубя. Римская декоративная порода сходна с николаевской птицей, размером только в два раза больше, размах крыльев достигает метра. Когда на выставках видят этого голубя, удивляются, где Уваровы откопали таких гигантов. Владислав на полном серьёзе заявляет, что размер зависит исключительно от питания. Китайская чайка — это вовсе даже не чайка, а домашний голубь, который попал в Европу, но не из Китая, а из Африки — вот такая путаница. Название «китайская чайка» неизвестно почему возникло более ста лет назад в Париже, да так и осталось.
Всего в хозяйстве Уваровых более двадцати редких декоративных пород, а количество голубей перевалило за две сотни.
Танцуют все
«Для меня голуби — это отдушина, я отдыхаю на голубятне после рабочего дня, — говорит Елена Уварова. — Когда убираюсь у них, обязательно включаю музыку, и — представляете — голуби начинают танцевать. У них исключительный музыкальный слух, и они будут кружиться до тех пор, пока не закончится мелодия. Поэтому они и в цирке востребованы. Слава познакомился с артистами Ярославского цирка, когда они гастролировали в Уварове, и теперь наши голуби выступают под куполом».
«Кто понимает толк в живописи, кто музыкой увлекается, — продолжает Владислав. — Я вижу красоту в голубях и слышу музыку в нескончаемом их ворковании под крышей».
Владислав Анатольевич четверть века отработал водителем в пожарной охране. Елена Викторовна — директор лицея имени Александра Данилова. Выросли и встали на ноги дети. Артём окончил Тимирязевскую академию, живёт и работает в Суздале. Юля после Тимирязевки поступила в аспирантуру, по специальности она кадастровый инженер. Дети сейчас редкие гости, но когда приезжают, без упоминаний — так воспитаны — включаются в хозяйство.
Голуби — увлечение не из дешёвых, качественная птица стоит от пяти до пятидесяти тысяч рублей. За редкую породу они тоже выкладывали большие деньги. И тем не менее голуби для Уваровых — не бизнес. Хотя и продают птицу на выставках, затраты практически не получается оправдать. На Покровской ярмарке не продали ни одного голубя, а Владислав вернулся довольный, рассказывал, как много было народа, особенно детей.
«Я иной раз подшучиваю над мужем: над домом две мои шубы летают. А если, не дай бог, насморк, говорю: шубы надо срочно привести в порядок», — улыбается Елена.
Самые страшные враги голубей — скопцы, кошки и всевозможные болезни. Осенью перелётная птица улетает, и скопцы переключаются на голубей. Выручают охотничьи навыки Владислава. Он же справляется и с болезнями. Вакцины импортные, дорогие, зато после прививок хозяева могут быть спокойны: болячки не пристанут. А от чужих котов и кошек свою территорию и голубей оберегает кот Барсик.
«Лет пятнадцать назад на город обрушился ураган, — вспоминает Елена Уварова. — Шквалистый ветер валил деревья, сносил крыши, от ливня стало темно. Шифер битый летит, ветки падают, а мы с мужем собираем голубей. Если оперенье намокло, голуби летать не могут, они становятся беспомощными. Всех тогда спасли».
И птичье молоко
У хозяина постоянно не хватает средств и времени, чтобы доделать второй этаж, зато он построил во дворе капитальную в два уровня голубятню, осталось вольер оборудовать. Второй этаж тоже не пустует — и там голуби живут.
В одном помещении обитают разные породы. Бывает, что в нарушение законов природы павлин начинает встречаться с чайкой, их тут же рассаживают, находят ему подружку, близкую по крови, а он вновь и вновь возвращается к старой любви.
«Не допускаем межпородное скрещивание, — говорит Елена Уварова. — Я видела, что получалось, когда скрещивали кучерявых с павлинами. У каждой птицы должна сохраняться её особенность».
Голуби держатся парами, у каждой своё гнездо, которое оберегают от чужаков. Самки сами выкармливают своё потомство, голубиное молочко сохраняется до 18 дней. Но случается, что самки отказываются от птенцов. Тогда их выкармливает Владислав. Специальным шприцем вводит питательные смеси в рот.
О чём говорят голуби
На скотном дворе Уваровых привольно разгуливают гуси, утки, куры — кохинхины и брауны, декоративные и обычные, а ещё есть кролики, свиньи, охотничьи собаки, кошки. Более двадцати лет Владислав Уваров занимается пчёлами, летом на два месяца с пасекой уезжает в поле.
«Я работаю сутки через трое и с утра до вечера провожу во дворе — кормлю, убираю, чищу, — рассказывает голубятник. — И целыми днями слушаю, о чём говорят и поют голуби. О чём? Каждый слышит своё».