Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Экономика

Уроки для поколения Z

Экономика
Фото: Фото Анатолия Жалнина

Помочь школьникам в выборе востребованных профессий в сфере цифровой экономики и общественной жизни, в получении качественно новых знаний - это основная задача созданного класса.
В течение учебного года преподаватели знакомят ребят не только с современными цифровыми технологиями, но и объясняют принципы их работы на практике. Специалисты IT-сферы доступно рассказывают, как интернет приходит в обычный дом, как обеспечивается информационная безопасность, знакомят с основами функционирования робототехники, веб-дизайна и Интернета вещей (IoT). Кроме того, ученики узнают о работе системы «умного дома»: контроле доступа, видеонаблюдении и многом другом.
Решение о подготовке будущих конкурентоспособных кадров в цифровой сфере в школе «Сколково» было принято региональным управлением образования и науки, администрацией областного центра и тамбовским филиалом «Ростелекома». Они работали над созданием этого проекта несколько месяцев. А осенью минувшего года класс был укомплектован наиболее подготовленными учениками.
Первый урок о цифровых технологиях в современном мире для восьмиклассников провёл директор Тамбовского филиала «Ростелекома» Сергей Мордасов.
«Ребятам надо помогать осваивать инновационные технологии, без которых невозможна будет комфортная жизнь в цифровом обществе. Занятия в классе помогут школьникам составить относительно полную картину цифровой среды. Постараемся привить им навыки разработки и проектирования различных систем, а также подготовить их к соревнованиям уровня Juniorskills в компетенции Интернет вещей», - рассказал о задачах Сергей Анатольевич.
Программа обучения в классе цифрового образования подготовлена специалистами «Ростелекома». Они в основном и проводят занятия совместно с преподавателями ТГТУ. Каждый урок проходит в интересной и доступной для ребят форме.

Должен знать каждый подросток

По словам преподавателя Александра Старкова, дети сейчас овладевают интернет-знаниями значительно быстрее, чем представители старшего поколения. Для них жизнь в сфере IT-возможностей стала общественной нормой. Но цифровой мир приносит не только большую пользу в их развитии, но и содержит много опасностей, от которых нужно уметь защищаться.
Как не стать жертвой интернет-мошенников? Такой актуальный в наше время вопрос стал одной из тем очередного занятия в классе цифрового образования. Так, Александр Старков подробно объяснил учащимся, как безопасно и грамотно вести себя в социальных сетях, рассказал о видах мошенничества и способах защиты компьютера от вредоносных программ.
Затем речь зашла об интернет-зависимости. По статистике каждый пятый ребёнок проводит выходные за компьютером, а каждый десятый отдаёт предпочтение виртуальному миру, забывая о реальной жизни. Это негативно сказывается на формировании личности, наносит большой вред психическому и физическому здоровью подростка.
При этом преподаватель особо подчеркнул, что компьютерной зависимостью не страдают те, чья жизнь насыщена и разнообразна, наполнена делами, встречами, интересными поездками и чтением хороших книг. Поэтому он настоятельно рекомендовал ребятам большую часть свободного времени посвящать занятиям спортом, прогулкам на свежем воздухе, различному творчеству и домашним делам.

Специалисты будущего

На другом уроке дети узнали, как интернет приходит в дом. Об этом сложном процессе ребятам рассказал ведущий инженер электросвязи Тамбовского филиала «Ростелекома» Андрей Жданов.
«Ранее я проводил занятия в студенческой аудитории, а урок для школьников – это мой первый опыт. Хочу отметить любознательность детей – задавали очень много вопросов. Особенно приятно, что подростки уже обладают довольно-таки неплохими интернет-знаниями», - поделился впечатлениями специалист.
Восьмиклассница Агния Ярощук, как и её сверстники, уже всерьёз задумывается о выборе будущей профессии. Она пока не определилась, но уверена, что цифровые знания помогут ей добиться успехов в любой перспективной отрасли.
«На этом уроке нас познакомили с процессом сварки оптических волокон. Благодаря интерактивной доске SMART board, экран видеомикроскопа сварочного аппарата транслировался на «умную» доску. Всё это было необыкновенно интересно», - рассказывает школьница.
Для таких практических занятий «Ростелеком» оснастил класс всем необходимым оборудованием, в том числе обучающими наборами «Йотик» для демонстрации возможностей интернета вещей (IoT): «Умная теплица» и «Умный дом». Всё это позволит детям погрузиться в цифровой мир в доступной интересной форме.

Сколковцы запустят IT-проекты

Впереди у учащихся класса цифрового образования будет ещё много интересных занятий - по промышленному Интернету вещей, проекту «Умная школа», беспилотным летательным аппаратам, робототехнике, а также по информационным технологиям в медицине. В частности, на одном из занятий школьникам продемонстрируют возможности так называемого «медицинского чемоданчика». Это не просто ящик со средствами оказания первой медицинской помощи, а инновационный телемедицинский прибор, с помощью которого проводятся онлайн-консультации с врачом, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.
Одна из учениц класса Алёна Миткевичева, решившая посвятить себя медицине, с нетерпением ждёт таких занятий.
«В будущем хочу стать хорошим врачом, и для этого мне также необходимы знания в цифровой сфере. К счастью, региональная медицина не стоит на месте, а активно развивается. Например, в Тамбовской областной детской больнице создан телемедицинский центр, что позволяет дистанционно оказывать помощь населению и проводить обучение специалистов», - говорит Алёна.
Организаторы нового класса поясняют, что по результатам обучения из числа его учеников будут набираться группы наиболее способных и активных ребят, для которых проведут экскурсии и мастер-классы в производственных помещениях Тамбовского филиала «Ростелекома». Под руководством ведущих IT-специалистов области наиболее одарённые учащиеся будут допущены к созданию собственных инновационных проектов.
Это особенно важно, ведь в минувшем году правительство России утвердил программу «Цифровая экономика РФ», задача которой заключается в переходе народного хозяйства страны к новому технологическому укладу.
Согласно плановым показателям, к 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%. Поэтому, уже в начальной и средней школах, этому направлению уделяется особое внимание.
«Необходимо активное внедрение информационных технологий в образовательные дисциплины. Только постоянная ориентация на инновационные решения позволит нам выпускать из стен школ молодых людей, которые в дальнейшем будут конкурентоспособны для работы в сфере инновационной экономики», - подчёркивает начальник управления образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова.
Классов цифрового образования в России пока единицы. В Тамбовской области и ЦФО такой класс открылся впервые. Недалеко то время, когда цифровым образованием будут заниматься многие другие образовательные учреждения, а опыт школы «Сколково» в Тамбове станет хорошим примером.
Авторы: