Городу Мичуринску несказанно повезло, в его истории немало имён выдающихся людей, родившихся или работавших в нём и прославивших его. Но, безусловно, два имени принесли городу воистину всемирную славу – это учёный Мичурин и художник Герасимов. Но Мичуринску повезло ещё и в том, что в нём живут две потрясающие женщины, которые большую часть жизни посвятили созданию двух музеев-усадьб в память об этих столпах науки и культуры. Причём музеи не только российской, но и мировой известности.
Они неразрывны
Не будет никакой натяжки в том, когда перефразируя известную фразу, я скажу: «Если мы говорим о Музее-усадьбе А. М. Герасимова, то подразумеваем деятельность заслуженного работника культуры РФ Тамары Вороновой. Если мы возьмёмся говорить о Тамаре Ильиничне, то никуда не уйдём от темы Герасимовского музея». Они неразрывны – музей и его бессменный, вот уже на протяжении 45 лет, директор. Благодаря Тамаре Ильиничне, неугомонному музейщику, энтузиасту своего дела и существует Герасимовский музей, жива память о выдающемся художнике.
А ведь бывали времена, когда кому-то очень хотелось скинуть Герасимова с «корабля российского искусства», обвиняя его в том, что он являлся любимым художником Сталина. К сожалению, российских людей частенько кидает из одной крайности в другую. Ещё при жизни и Герасимову выпала участь стать в определённой степени «изгнанником». Впрочем, как и его картинам. В последние годы к художнику, отлучённому в хрущёвские времена от Академии художеств, приезжали в основном только родственники, да земляки из Мичуринска.
И всё же Герасимов в те годы напишет:
«Я любил жизнь, казавшуюся мне рядом прекрасных мгновений, любил солнечную яркость и реалистическое искусство».
И его реалистическое искусство оказалось живо и востребовано. Нынче по его портретам, вновь ставшими не просто ценными, а «зеркалами» того периода мы видим какими были Ленин, Сталин и их окружение. Большое число картин художника сохранено и сегодня находится в уникальном Герасимовском музее, созданного трудами Тамары Вороновой, её коллег, друзей и сподвижников.
Тамара Ильинична не только собрала более 140 работ Александра Герасимова, но и сделала музей центром реалистического искусства малых городов России. И поныне беззаветный, кропотливый труд директора, научных сотрудников, хранителей, смотрителей музея прославляет не только искусство выдающегося художника ХХ века, но и родной город Мичуринск, которому в 2020 году исполнилось 385 лет. Я много раз встречалась с Тамарой Ильиничной. Во время наших бесед мне всегда было интересно услышать о пути становления музея, создании богатейшей мемориальной и художественной коллекций.
Дом на картине мичуринского художника А. Платицина
Дело жизни
Тамара Воронова, уроженка села Козельщино на Полтавщине, стала жительницей Мичуринска, когда поступила в местный педагогический институт. Получив диплом, девушка работала учителем биологии, пропагандистом в городском саду, научным сотрудником Мичуринского краеведческого музея.
Воронова вспоминает:
«Однажды приятельница спросила: а не хотела бы ты пойти работать в музей? Именно она привела меня в краеведческий музей, к моему потом уже учителю, лучшему краеведу области, человеку, очень увлечённому музейным делом, Анатолию Парамонову. Когда мы познакомились, он сказал: «Выходите завтра на работу. Нас не будет. Мы уезжаем на семинар в Тамбов. А вы здесь будете со смотрителем работать».
Тамара очень удивилась, что Анатолий Васильевич, не зная её, мог предложить такое. Но именно так начался первый день начинающего музейщика. И он длится по сегодняшний день. Когда я выпытывала у Тамары Ильиничны: были ли потом у неё мысли о другой профессии, она категорично отвечала «нет».
«Мне предлагали очень много мест. Например, преподавать в профтехучилищах. Даже, ещё не будучи коммунистом, получила предложение работать в городском комитете партии, предлагали работать в облисполкоме заведующим отделом. Но я никогда не изменила своей профессии. Это моё любимое дело, которому я отдала всю свою жизнь. И если бы начать жизнь снова, то я вновь стала бы музейщиком», - утверждает Тамара Воронова.
Тамара Воронова (в центре) на открытии выставки
Становление
После смерти сестры художника Александра Герасимова, которая была наследницей его дома, долгие годы в нём жила домработница семьи Герасимовых Дарья Нагина. В конце 60-х годов прошлого века Дарья Митрофановна была уже пожилой женщиной и не могла ухаживать за домом. Все постройки разрушались. Каретный сарай стоял без крыши, от мастерской остался один потолок. Да и сам дом всё больше ветшал. В 1971 году и сама Нагина, и городская общественность начали ходатайствовать о том, чтобы в доме открыть музей первого президента Академии художеств СССР, народного художника СССР Александра Герасимова.
Сначала обращение было оставлено без внимания. Но многочисленные обращения большого друга и почитателя таланта Герасимова, краеведа Николая Иванова дали положительные результаты. В сентябре 1975 года вышло постановление Тамбовского областного Совета депутатов о создании Дома-музея, как филиала областной картинной галереи. Руководить новым музеем предложили одному из активных и знающих сотрудников краеведческого музея — Тамаре Вороновой. Перед ней поставили цель - срочно делать ремонт дома Герасимова.
«Одним словом, когда начали создавать музей, - вспоминает Тамара Ильинична, - сотрудники областной картинной галереи работали в архивах и собирали материалы, а я занялась ремонтными работами. Надо было восстановить усадьбу, свет, тепло, канализацию, покрыть все крыши, сделать ремонт помещений. В доме не было воды, отопление - печное. 16 марта 1977 года музей открылся. Помню, как в один из месяцев прошло 64 тысячи посетителей. Люди шли потоком. А штат был маленький. Директор, два сотрудника и смотритель».
Тем не менее музей зажил весьма активно. Тем более, что сотрудникам было чем гордиться и что показать. Отец художника, козловский купец «средней руки» (как писал потом в своих мемуарах живописец), занимавшийся продажей скота Михаил Герасимов построил свой двухэтажный особняк в 1886 году. В нём Александр Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. Уехав в Москву, художник связи с родным городом не терял, приезжал сюда постоянно, подолгу работал.
Дарья Нагина трудилась в семье Герасимовых с 16 лет. Была бесконечно предана художнику и после его смерти. Благодаря ей сохранилось очень много вещей, которые впоследствии стали мемориальными музейными экспонатами. Когда было принято решение о создании музея, Дарье Митрофановне дали новую квартиру в центре Мичуринска. Нагина очень помогла музейщикам в воссоздании обстановки дома. Она максимально точно воспроизвела интерьеры, которые был при жизни художника.
Помогли её советы и при воссоздании двора мемориальной усадьбы, на территории которого расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, погреб и амбар, приспособленный самим художником в 30-х годах под мастерскую, — ныне самостоятельный объект музейного комплекса. Восстановлена была и знаменитая терраса, где в 1935 году художник написал известный пейзаж «Мокрая терраса. После дождя», который представлен в Третьяковке.
Мастерская на картине А. Платицина
Выставочный зал
Однажды Герасимовский музей посетил секретарь обкома партии Василий Черный и, посмотрев экспозиции, сказал:
«Этот музей не стыдно показать не только президентам, но и королям».
А затем он спросил Воронову: что ещё необходимо музею? «Выставочный зал, – ответила Тамара Ильинична. - Нужны картины, чтобы люди знакомились с творчеством Герасимова». Василий Черный тут же подозвал (а его сопровождала огромная свита), директора института «Тамбовгражданпроект» и приказал за три месяца спроектировать выставочный зал.
Тамара Ильинична выразила желание возвести его на соседней территории, так как, по её мнению, после строителей в музейной зоне ничего не останется. Но на соседней территории находились жилые дома. Поэтому, когда был спроектирован выставочный зал, учли все особенности.
Индивидуальный проект разработал тамбовский архитектор Александр Лунькин. Когда началась стройка, неоценимую помощь оказала Академия художеств СССР, так как в Академии трудился референт, который сотрудничал ещё с Герасимовым - Александр Шабельников, муж дочери Герасимова Галины.
Через Академию Воронова выходила на Министерство капитального строительства. Сам министр был заинтересован в том, чтобы к 100-летию художника здание выставочного зала было введено в строй. Музею была дана «зелёная улица». Как только ослабевала работа, Тамара Ильинична ехала в Москву к Шабельникову, и он шёл с ней в министерство. Министра же всегда интересовало, как идёт строительство в Мичуринске. Так что огромный прекрасный зал построили за два с половиной года. Открылся он 12 августа 1981 года. В нём была развернута персональная выставка Александра Герасимова из фондов разных музеев страны.
«Какова же была радость Александра Шабельникова, когда он приехал на столетний юбилей художника и увидел великолепный зал, в котором разместилась богатая постоянно действующая экспозиция произведений Герасимова», - отметила Тамара Ильинична. - Александр Михайлович тогда же подарил музею произведения из своей личной коллекции, среди которых было несколько работ его тестя и учеников Герасимова. Всего же Шабельников подарил нашему музею более 60 произведений».
В год 100-летия со дня рождения Адександра Герасимова на площади перед его домом-музеем так же был установлен бронзовый бюст художника работы народного художника СССР Евгения Вучетича.
Коллекция
Собрать художественную экспозицию, которая сегодня составляет гордость Музея-усадьбы, было очень сложно. Начало коллекции положили 45 произведений Герасимова, которые принадлежали Мичуринскому краеведческому музею. Когда ещё шло строительство выставочного зала Тамара Воронова обратилась к своему любимому учителю Анатолию Парамонову, с убедительной просьбой: для музея необходимы картины живописца.
Парамонов ответил:
«Тамара Ильинична, я посвятил всю жизнь собиранию картин. Очень люблю творчество Герасимова, ездил к нему, а он дарил мне картины». «Но какой музей без картин?» – настаивала Воронова. И разум победил. На основании приказа Министерства культуры Анатолий Васильевич передал произведения в Герасимовский музей. И это послужило основой музейной коллекции. Потом были и другие дарения. В общей же сложности Парамонов передал Музею-усадьбе 56 произведений Александра Герасимова.
Остальные картины для музея Воронова собирала везде, где было возможно: в частных коллекциях, в разных музеях Москвы, Петербурга и других городов. Но не особо охотно музеи расставались с картинами. Только Воронежский музей изобразительного искусства с лёгкостью отдал картины Герасимова. Директор не любила «позднего», а только «раннего» Герасимова. Она говорила Вороновой: отдай одну картину «раннего», а я за неё всего «позднего» передам. Но Тамара Ильинична отказалась: «Можете - передайте к нам в музей картины. Но «раннего» Герасимова не могу отдать. Потому что все ранние работы художника создавались в Козлове».
Благодаря неугомонному и настырному характеру директора Герасимовского музея, картины Александра Михайловича передала в
Мичуринск и Челябинская картинная галерея. А остальные полотна Воронова покупала у частных коллекционеров. Как только она узнавала, что у кого-то есть картина Герасимова, писала ходатайство в Министерство культуры и за счёт него приобретала холст. Покупать полотна помогали так же спонсоры и друзья музея.
Поэтому сегодня Музей-усадьба А. М. Герасимова обладает самой большой коллекцией картин художника в мире. Основную часть коллекции горожане и гости Мичуринска могут увидеть в постоянной экспозиции выставочного зала. Другие же работы Герасимова экспонируются во время тематических и временных выставок. Сотрудники Музея-усадьбы ведут большую экспозиционную работу, готовя до десяти выставок в год. Музей, являющийся жемчужиной Мичуринска, принимает в год десятки тысяч посетителей и является популярнейшим туристическим объектом региона.
Читайте также: Кризис — новые возможности для развития