Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

73 дня под водой

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Как работают водолазы-спасатели? Они не любуются красотами подводного мира, а выполняют нелёгкую работу – спасают утопающих, ищут утонувших, обследуют и подготавливают пляжи, эвакуируют местных жителей в половодье. Двадцать лет на спасательной станции Моршанска этим занимается Сергей Букин, водолаз шестого разряда.
До этого два с половиной года Сергей Викторович работал слесарем на суконной фабрике. На спасательную станцию пришёл вместе с бывшим коллегой. Около года – водолазом без права работы под водой. После отучился на водолаза 3-го класса. Набрав 500 часов, прошёл аттестацию в Москве, на второй класс. Далее – на первый. А с выходом новых законов, необходимо было пройти переквалификацию. И снова пришлось подтверждать свои навыки и умения.
Сейчас Сергей Букин – водолаз 6-го разряда. Для спасательной станции это максимальный уровень знаний и мастерства. Следующий разряд – это уже получение специализации, к примеру, водолаза-подрывника, которая нашему герою не требуется.
На соревнованиях ЦФО, в которых Сергей Викторович принимал участие, тамбовская команда показывала хорошие результаты и была в тройке лидеров. На профсоревнованиях по водолазному делу среди спасательных станций Пожарно-спасательного центра команда из Моршанска не раз завоёвывала первенство, а судейская комиссия признавала индивидуальные показатели Сергея Букина лучшими.
«Страшно – находить людей»
О выборе, который пришлось сделать в 1998 году, Сергей Викторович не жалеет. Хотя бывает тяжело, особенно когда приходится поднимать со дна утонувших.
«Самое страшное – находить под водой детей, – с трудом говорит моршанский водолаз. – Это нельзя забыть. Был случай, когда двое детей утонули в речке. Одного нашли сразу. А другого пришлось искать с нового года по март. В итоге нашли, но психологически было тяжело».
Бывали в практике и случаи спасения. Их, конечно, в разы меньше. Ещё меньше тех случаев, когда спасённые приходили на станцию, чтобы благодарить. Но они есть, и это всегда приятно. Однажды по ранней весне в холодную воду с моста прыгнул человек, сам из воды вылезти не смог. Сергей Викторович помог, и отогрел, и помощь первую оказал.
Помнит Сергей и первого утопленника, которого нашёл и поднял со дна. Это случилось в Соколовском пруду за аэродромом Моршанска.
«Страшновато было и неприязнь какая-то. Знаете ли, встреча с мёртвым человеком – к этому подготовиться нельзя. Но я себя тогда настроил. Паники под водой не было. Каждый год по несколько человек тонет. Не считаю, сколько их уже поднял. Но всех помню», – признаётся водолаз.
На ощупь
Работать водолазу приходится на ощупь. Вода, в основном, тёмная и мутная. Летом ещё и водоросли – вода цветёт. Только по осени она – светлая, и подо льдом видно немного лучше. Но чаще всего видимость плохая. Никакой фонарь не поможет. Так что водолаз полагается на шестое чувство. К тому же, наткнуться можно на что угодно, попав под водой на настоящую свалку. Поэтому с собой всегда нож. Он крепится на ноге. Очень полезен, если, например, водолаз запутается в сетке.
В сухом герметичном костюме, который весит ни один десяток килограммов, в специальных перчатках, водолаз погружается в воду. А в холодное время ещё и в специальном водолазном термобелье.
Для выездов пришвартован катер. Помимо водолазного дела наш герой по совместительству выполняет работу моториста, управляет судном, а также отвечает за медицинское обеспечение и оказывает первую помощь. Для этого два года назад в Воронеже он прошёл специальное обучение. Для погружения на глубину до 20-ти метров медицинский осмотр не требуется, поэтому Сергей Викторович проводит опрос коллег о самочувствии перед подводной работой.
Будь здоров и чувствуй сигналы
Что касается здоровья водолаза, то здесь есть немало нюансов. Казалось бы, такая мелочь, как насморк, отменяет путёвку под воду. Воспаление мешает продуваться гайморовым пазухам. А значит, давление может повредить барабанные перепонки. Есть ограничения и по питанию – за два часа до спуска в воду не едят.
Перед каждым погружением проверяется оборудование, о чём всегда есть запись в водолазном журнале. Работники продувают лёгочный автомат, чтобы убедиться: баллон открыт – воздух идёт.
В числе пяти водолазов станции наш герой заступает на 12-часовые смены. Дежурят водолазы двое суток через двое. В одной смене – два сотрудника, в другой – три. А всё потому, что спуск выполняет команда из трёх человек. Один работает под водой. Другой страхует и находится в момент спуска в гидрокостюме (в случае форс-мажора). Третий обеспечивает спуск и руководит им, а также держит сигнальный конец. Если требуется ещё один водолаз – приезжают коллеги из Тамбова.
Сигнальный конец – это толстая верёвка, по которой подаются сигналы под воду. К примеру, дёрнуть один раз означает: «Как себя чувствуешь». Такое же движение под водой: «Я на грунте. Чувствую себя хорошо». Потрясти верёвку один раз для водолаза – это знак того, что нужно остановиться: «Стой на месте, не ходи дальше». То же самое в ответ: «Останови спуск (или подъём)». А вот если от водолаза поступают частые подёргивания верёвки более четырёх раз – это тревожный сигнал: «Тревога. Мне дурно. Поднимай наверх». Таким образом, происходит общение в этом трио.
Чисто мужская работа
Не каждый человек может стать водолазом – объясняет Сергей. Во-первых, это должен быть мужчина. Поскольку девушек в водолазы не берут по российскому трудовому законодательству. Во-вторых, недостаточно быть просто физически крепким и иметь хорошее здоровье. Важно быть психологически подготовленным. В-третьих, водолаз должен чувствовать своего напарника – сколько времени может пробыть под водой, как дышит. Пять лет нужно, по мнению нашего собеседника, чтобы освоить эту профессию (не считая учёбы на курсах), научиться работать в команде, ориентироваться в воде, в замкнутом пространстве.
Помнит Сергей Викторович экстренные случаи, которые произошли во время паводка: «Подняли нас ночью по тревоге. Прорвало пруд в селе Пичаево. Тогда затопило моршанский посёлок Зелёный Бор. Людей надо было эвакуировать из домов, в том числе пенсионеров, инвалидов. Работали долго и напряжённо. Это было лет шесть назад. А этой весной в селе Екатериновка Моршанского района с полей пошла вода, и двух мужчин снесло с моста. Один выжил. Другого после поисков нашли мёртвым».
Эта спасательная станция работает на три района – Моршанский, Сосновский и Пичаевский. Работы много, и даже в холодное время. Зимой – рыбаки на реке, тонкий лёд. Удильщики проваливаются, несмотря на предупреждения. Прошлой зимой был такой случай. К сожалению, со смертельным исходом.
Шесть минут на спасение
Всего шесть минут есть у водолаза, чтобы спасти человека. После этого времени можно запустить сердце, но не мозг, он умирает.
«Что входит в эти шесть минут? – рассказывает Александр Галкин, начальник спасательной станции Моршанска. – 30 секунд даётся на оповещение. Ещё 30 – на сборы. Две минуты – на ход катера (в это время надо ещё успеть одеть водолаза). 3 минуты – на поиск человека».
При этом важно не паниковать и не спешить, иначе и сам водолаз может погибнуть.
«Подниматься нужно постепенно, – рассказывает Сергей Викторович, – не обгоняя свои пузырьки. Если быстро выйдешь на поверхность – получишь травму, да ещё какую, профессиональную. Лечат баротравмы только в мобильной барокамере. Ближайшая такая камера есть в Воронеже. В барокамере искусственно погружают на ту же глубину и плавно уменьшают давление. На нашей станции таких случаев не было. Да и глубины у нас небольшие – 10-12 метров максимум. К тому же, баротравма для водолаза – это, как правило, конец работе».
Когда папа – водолаз…
Наш герой и не представлял даже, что выберет эту профессию. Но выбрал её, и в другой себя уже не видит. Трое детей гордятся отцом-спасателем. Двое сыновей уже взрослые – один военный, служит по контракту, второй – работает администратором в продуктовом магазине. Дочка учится в первом классе. С семьёй он старается проводить свободное время. С младшенькой занимается по учёбе, отвозит на кружки и забирает, если получается. А занимается девочка танцами и английским языком. Супруга трудится в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приходится Сергею Викторовичу держать себя в форме. Он следит за здоровьем, не имеет вредных привычек – не курит, а спиртное – разве только по праздникам, да и то редко. Работа обязывает – быть подтянутым и крепким. В том числе для этого водолазы периодически проводят тренировочные спуски.
«Алло. Спасательная станция!»
Во время нашей беседы раздался звонок. Сергей Викторович сразу же снял трубку и ответил: «Спасательная станция. Всё нормально. Галкин, Букин». Это звонили из единой диспетчерской службы, диспетчер интересовался обстановкой, сколько людей и кто дежурит. По телефону тем, кто заступил на смену, регулярно сообщают о состоянии погоды, куда нужно выезжать, если что-то случилось. Причём, один телефонный аппарат находится в здании, а второй на улице, чтобы, находясь у воды, водолазы не пропустили звонок.
Проводят водолазы и другую важную работу – профилактическую – встречаются со школьниками и студентами. На занятиях рассказывают, как вести себя во время купального сезона, или когда перволедье. Кроме того, в конце весны обследуют пляжи, готовят их к купальному сезону. В этом году они проверили около 20-ти пляжей, а это порядка 5000 квадратных метров.
Есть у опытного водолаза высокая награда – медаль МЧС России «Маршал Василий Чуйков». Но лучшая награда для человека подводной профессии – это успеть на помощь, спасти жизнь. И чтобы число спусков равнялось числу подъёмов.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: