Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Телекомпания «строгого режима»

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

В тамбовской исправительной колонии №4 по телевизору показывают новости собственного производства. Сюжеты готовят сами осужденные, в качестве операторов - сотрудники колонии. Это одна из форм «терапии», помогающая перевоспитать хронических преступников, за плечами которых уже по две-три, а то и шесть ходок.
«Здравствуйте. В эфире новости четвертой студии», - именно так начинается практически каждый выпуск наших программ», - рассказывает об особенностях журналистской работы за колючей проволокой Сергей Наумов. - Никаких особенных "фишек", как, например, у Малахова - "Берегите себя и своих близких", в конце сюжетов мы не используем. Всё сдержанно, доверительно.
Наумов – высокий, коренастый мужчина в очках. Автор, редактор и монтажёр в одном лице, за решетку попал за кражу. Это его второй срок. Первый был по той же 158-ой статье. На этот раз получил два года, отсидел лишь треть из них. Впрочем, как и все здесь, Наумов рассчитывает на условно-досрочное освобождение.
Тюремное начальство, да и сами осужденные, называют его «Программистом».
- У меня неоконченное высшее образование Московского института радиоэлектроники и автоматики. На свободе работал по специальности, занимался программированием, дизайном. Поэтому работа в ТВ-студии мне очень близка и интересна. Я когда первое наказание отбывал, тем же самым в колонии занимался – фильмы, ролики снимал, так что опыт есть, - объясняет Наумов.
По словам замначальника ИК-4 подполковника внутренний службы Владимира Егорова, кабельное телевидение в колонии существует уже очень давно. Основной контент – федеральные новости, программы развлекательного характера, различные документальные фильмы.
- Боевики, триллеры, ужасы или программы, где демонстрируется насилие, жестокость, аморальное поведение – категорически запрещены к просмотру. Все это у осужденных с избытком было на воле. Наша задача - попытаться перевоспитать людей. Поэтому перед тем, как пустить в эфир что-либо, материал отсматривается. Сетка вещания составляется и утверждается специальной комиссией. Разрешаются программы развлекательного характера, исторические фильмы, документальные, - рассказывает Владимир Егоров.
Идея транслировать по кабельному ТВ не только общероссийские новости, но и «колониальные» у руководства ИК-4 витала давно. А потому, когда месяц назад здесь появилась своя телестудия, опыт заключенных, имеющих навыки работы с компьютером, пришёлся как нельзя кстати.
- Контингент у нас, конечно, тяжелый, с большими сроками, и мы заботимся, чтобы они всегда были заняты делом. Всем даётся шанс встать на путь исправления, - уточняет Егоров.
Телестудия представляет собой небольшую комнату с двумя столами. На стенах бордовые обои с шелкографией в стиле а-ля барокко, камин с горящим очагом, витые колонны и светильники в виде золотых подсвечников. Из всего этого благолепия выбивается лишь пол: деревянные доски, покрытие оргалитом, предательски скрипят.
В своих новостных сюжетах Сергей Наумов в качестве ведущего программ обычно появляется как раз на фоне этого камина. Из техники у съемочной группы – ноутбуки, микрофон и мышки. Видеокамерами они не пользуются, не положено. Всю видеосъемку ведут сотрудники колонии. Осужденные работают с уже собранным материалом: режут его, обрабатывают, накладывают звук.
- Все тексты новостей и программ я готовлю самостоятельно, - объясняет Сергей. – По сути, на мне вся творческая часть. Новостной блок предвосхищает анонс, как в обычных новостийных передачах, затем идут сами сюжеты. Пытаемся выстроить их очередность по степени важности, рассчитывая лишь на собственную интуицию. Новости монтирует у нас Антоха.
Антону Шагаеву 32 года. Крепкий голубоглазый парень с улыбчивыми глазами не создает впечатления преступника. Но нет! Парень мотает уже второй срок.
- За что сидишь?
- За наркотики, ст. 228, хранение, - как бы извиняясь отвечает мужчина. – У меня нет специального образования. Но на свободе я неплохо управлялся с компьютером, сейчас на подхвате у Сергея, учусь у него. Может быть, когда выйду на свободу, всё это потом и пригодится.
- А новости, которые готовят ваши журналисты тоже рецензируются? – интересуюсь я у начальника.
- Безусловно, исключений быть не может.
Работа в редакции — дело кропотливое. Съемочная группа может работать над передачей целый день. Проблема только в одном: новостей в зоне маловато. Хорошую информацию необходимо найти, а показывать все подряд уже неинтересно, никто не смотрит. Ведь зона - пространство ограниченное, да и жизнь осужденных однообразна. Рутина, одним словом. Аудитория немногочисленная, заключенных всего чуть более 1200 человек. Хорошие события - в дефиците. Не рассказывать же в новостях о том, что в одном из отрядов кто-то устроил дебош.
Впрочем, культурную жизнь осужденных пресной не назовешь. За "колючкой" - свои таланты. Спортсмены, певцы, танцоры, писатели и передовики производств.
- Делаем репортажи с цехов, со школы, ведь осужденные тоже учатся, получают среднее образование, профессии. Рассказываем о поощрениях и дисциплинарных взысканиях, о церковных праздниках. Вот и о вас тоже сюжет сделаем, как вы к нам на интервью приезжали, - улыбаясь говорит Сергей.
- А у сотрудников телекомпании есть какие-то преференции относительно других осужденных?
- Если в течение девяти месяцев у осужденных отсутствуют дисциплинарные взыскания, то по истечение этого срока он переводится на облегченные условия содержания, которые дают возможность получать больше свиданий и посылок. Это, своего рода, мера поощрения за их прилежное поведение, - объясняет мне условия пребывания на зоне начальник.
- А на условно-досрочное освобождение такие осужденные могут рассчитывать?
- Конечно, но это все решает специальная комиссия исправительного учреждения, - объясняет Егоров.
- Рано или поздно парни освободятся, где будете искать замену для вашей редакции? – спрашиваю я.
- Мы к тому времени обучим новую смену, — легко включается в разговор "Программист" Наумов.
Вообще напряжения и нервозности между осужденными и начальством не чувствуется. Если на миг забыть, где ты находишься, можно подумать, что перед тобой стоят педагог и студент. Вот только один в камуфляже, а другой - в черной робе. Люди в форме спокойно слушают рассказы своих "подопечных". Не перебивают, а деликатно уточняют в ходе разговора отдельные моменты. А порой даже радостно делятся их успехами.
- Наумов у нас сейчас работает над документальным фильмом для всероссийского конкурса. Сергей, расскажи подробнее, - обращается начальник к редактору телестудии.
- Да, фильм мы планируем отправить на кинофестиваль «Надежда. Челябинск-2018», который состоится весной 2019 года. Время еще есть. Сценарий к нему уже написан, сейчас я работаю над музыкальным сопровождением и видеорядом.
- Откуда достаете необходимый музыкальный или фотоматериал, ведь у вас нет доступа в Интернет.
- Всё, что мне нужно, заказываю начальству. Они предоставляют это на флешке.
- О чём будет ваш фильм?
- Фильм «Два пути» о том, что наша жизнь – это выбор. Кем стать, как принять правильное решение, как осознать опыт прошлого и выстроить перспективы на будущее. Это попытка найти в душе верную точку отсчета для добрых дел, подключиться и остаться в ней.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: