Виктор Фёдорович Петров с сыном Андреем и дочерью Светланой. Жизнь на чемоданах. Дорога в Тамбов...
Семнадцать часов в небе, и солнечный Буэнос-Айрес остался позади. После шесть часов на машине, и тогда уже за плечами Москва. Так Петровы добирались до нового места своего проживания. Почти сутки занял путь до Тамбова. А вот мечтала семья жить в России долгие 20 лет…
Виктор Петров и его младшие дети – Андрей и Светлана – добровольные переселенцы. Осенью прошлого года они переехали в Россию из Аргентины по программе переселения соотечественников. Петровы признаются, что не чувствуют себя на новом месте гостями, теперь они дома.
Украина – США – Аргентина – Россия!
«Наконец-то мы в России», – говорят они, хотя это уже третья страна, которая открывает для них свои границы. Но одно дело – документ «вид на жительство», другое – гражданство и забытое чувство родины. Петровы всегда считали себя русскими. Пока они ещё граждане Украины, но при этом 10 лет прожили в Аргентине, почти столько же в США (штаты Калифорния и Вирджиния).
В обеих странах русские диаспоры приняли Петровых как своих. Радушно встретил соотечественников и наш город. В Тамбове они уже подали документы на получение разрешения на временное проживание. Через несколько месяцев переселенцы станут обладателями долгожданных паспортов гражданина РФ. Получить российское гражданство за рекордные сроки позволяет госпрограмма, участниками которой стали наши герои.
Андрей на озере Мума в штате Вирджиния (2009 г.)
По данным областного управления труда и занятости населения, в 2018 году по программе «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в наш регион прибыли чуть более 2400 человек из бывших союзных республик, и не только. В основном соотечественники едут из Казахстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана. Из Аргентины – впервые.
Если жить, то в своём доме
Петровы уже получили единовременную выплату – по 7 тысяч рублей на каждого участника программы. Сейчас они оформляют документы на компенсацию затрат, связанных с переездом к новому месту жительства. Пока что живут у друзей, в пригороде Тамбова. По программе переселенцы должны обеспечить себя жильём уже собственными силами. Петровым это не впервой – начинать всё с нуля…
«Я всегда мечтал о своём участке и доме», – признаётся Андрей.
Госпрограмма предусматривает получение земельного участка под индивидуальное строительство. Поэтому в планах семьи начать эту стройку, как только будут готовы все документы, и когда найдётся работа.
Путь домой был долгим – почти год у наших героев ушло только на сбор документов для программы. Их пришлось переводить с трёх языков – украинского, английского и испанского.
О госпрограмме по переселению первой узнала старшая дочь Петровых – Лилия. После чего на семейном совете было принято решение – переезжать.
Светлана любит путешествовать и уже изучает нашу область - побывала в Котовске, Уварове, Мичуринске
Миграция Петровых
«Возвращаться на Украину мы никогда и не думали. Уехали в 1998 году – время было тогда непростое, а сейчас и подавно. Теперь это уже совсем другая страна. Там происходят страшные вещи, да и возвращаться некуда и не к кому», – говорит Виктор Фёдорович, многодетный отец.
По программе переселения соотечественников в Тамбов планируют переехать ещё, как минимум, три его дочери со своими семьями. А всего у Виктора Петрова – 7 детей и 23 внука.
Его супруги не стало год назад. В Россию она всегда мечтала переехать, но судьба распорядилась иначе. Дети Лидии и Виктора живут в Штатах и в Аргентине. Лилия, Виталий и Татьяна – в США, Ольга и Инна – в Южной Америке.
Работу Андрей и Светлана в Тамбове пока не ищут - не все документы ещё готовы. Поэтому как только - так сразу. В Штатах и в Аргентине они получили образование – среднее техническое. Андрей трудился на стройках, занимался ремонтом и отделкой. Светлана немало «бумажной» работы сменила, в частности, на заправке. В последние годы была швеёй.
Петровы (далеко не все) на Празднике жатвы. Церковь в Буэнос-Айресе, где в одном месте могут встретиться русские, украинцы, молдаване и белорусы
Родина танго и Диего Марадоны
Тамбов Петровым понравился уже по ту сторону экрана. В Интернете они пересмотрели немало фотографий. Но первое, что они почувствовали сразу по приезду – оказывается, здесь спокойно можно идти по улице и не переживать за свою жизнь.
«В Тамбове мы уверены, что находимся в безопасности. В Буэнос-Айресе ведь всегда надо быть начеку. Аргентина «славится» своей криминогенной обстановкой. Там лучше не выделяться из толпы, не носить телефон в руке и не выставлять напоказ дорогие украшения. Наша семья с такими случаями сталкивались. Сестра без сумки осталась, я без телефона», – вспоминает Андрей.
Буэнос-Айрес – это не только 35-градусная жара, солнце, пальмы, бананы. Это ещё и трущобы, пробки на дорогах… Петровы по Аргентине не скучают, разве что по друзьям и родным, которые остались там. А ещё по дешёвому сыру и мясу. В остальном какой-то особенной разницы в ценах на продукты они не почувствовали.
«Своими» бывшие граждане союзной республики и в Штатах себя не ощущали. Поэтому при первой возможности переехали в Южную Америку, где знакомые помогли обосноваться. Но всегда их тянуло на родину, которой они считали Россию.
Не захватил их и футбол, а для аргентинцев это не просто игра или вид спорта, а настоящая религия. На олимпиадах и мировых чемпионатах всегда болели за российскую сборную.
При этом не интересовались новостями с малой родины – толком и не знали что там, в Украине, происходит, пока родная страна не стала фигурировать в сводках новостей слишком часто после известных печальных событий.
Виктор Фёдорович - отец большого семейства (фото Павла Васильева)
«Мы, наверное, всегда были русскими. Я родился в Союзе и дети мои тоже, поэтому Украина для меня – это часть России», – говорит Виктор Фёдорович.
Тамбовская сиеста
Единственная традиция, которая пришлась по душе нашим героям в колоритной Аргентине – это сиеста. И, действительно, какой русский не любит послеобеденный сон? Жаль, что в Тамбове после ланча офисы, магазины и школы не закрываются на несколько часов, чтобы их работники и ученики смогли вздремнуть и восстановить силы. Но пока Андрей и Светлана не работают и могут позволить себе сиесту хоть каждый день.
«На каком языке вы разговариваете дома?» – спрашиваю Петровых.
«Я говорю только на русском и на мове», – отвечает Виктор Фёдорович.
«А мы на всех сразу, – смеются его дети. – Бывает начинаем на русском, потом переходим на украинский, а заканчиваем на английском».
Петровы скоро по праву смогут называть себя тамбовчанами (фото Павла Васильева)
Интернациональны и гастрономические пристрастия этой семьи. А готовить в ней любят все. В Штатах они научились делать американскую пиццу. Прижились на их семейном столе популярные блюда аргентинской кухни – Асадо (это говяжьи рёбра, жареные на углях), а также оригинальный томатный соус Туко. Одну из своих многочисленных импровизаций Виктор Фёдорович назвал «аргентинским супом».
«В него входят обязательно два вида мяса, свежая кукуруза, сливки, разваренная тыква, специи», – делится рецептом глава большого семейства.
Но это не все увлечения Петровых. Хорошие голоса – вот что ещё объединяет их. Это, видимо, передалось по наследству. Андрей и Светлана много лет пели в церковных хорах. Теперь поют в Тамбове. У Виктора Фёдоровича в этом – 30-летний стаж. К слову, в хоре он и познакомился со своей будущей женой.
Андрею 34 года, он - шестой ребёнок Петровых, младший сын (фото Павла Васильева)
Девять лет не видели снега
В сентябре прошлого года Петровы впервые приехали в Тамбов, и как только они по нему прошлись, поняли, что здесь теперь будет их дом.
«Чистый, зелёный, уютный. Красивая набережная. Мы искали город в чернозёмной полосе, где хорошая земля и не очень холодно. В больших городах уже нажились – с нас хватит. Выбирали мы между Липецком и Тамбовом. Но в Липецке плохая экологическая обстановка, поэтому остановили свой выбор на вашем городе», – говорят Петровы.
А ещё они девять лет не видели зимы. Поэтому, когда в городе появились сугробы, сразу отправились на горки. Катались и радовались, как дети. «Мы даже тут не мёрзнем», – удивляются они тому, как хорошо прошла акклиматизация.
Светлана - пятая дочь Петровых, самая младшая. Ей скоро будет 32 (фото Павла Васильева)
Конечно, о традициях и за рубежом они не забывали: и в Штатах и в Аргентине наряжали на Новый год ёлку. Только вот за окном зимой в Буэнос-Айресе +40 и влажность. В Тамбове – снег и мороз. Настоящая русская зима. А Петровы так соскучились по всему русскому…