В начале февраля все жители Тамбова и области сильно обеспокоились, увидев платёжки за жилищно-коммунальные услуги. Суммы, начисленные в январе, намного превосходили декабрьские. Особенно выросла плата за отопление и вывоз мусора.
В мартовских платёжках она уменьшилась, однако вопросы, связанные с расчётом тарифов, остались. На них нам ответила начальник областного управления по регулированию тарифов Светлана Варкова.
- Самое сложное в нашей работе — найти баланс, в первую очередь между интересами потребителей и перспективами областной экономики, — заметила Светлана Анатольевна. — Жилищно-коммунальное хозяйство, как и любая другая её отрасль, должно развиваться. Для развития необходимы инвестиции. Поэтому считаю большой удачей то, что мы смогли сохранить все инвестиционные составляющие в тарифах, при этом рост последних не превысил уровня инфляции.
Однако сделано это было ценой повышения тарифов…
- Не так уж сильно они повысились. Тарифы в этом году поднимутся дважды. Точнее, с 1 января они уже повысились на 1,7 процента за счёт увеличения ставки НДС, а с 1 июля увеличатся ещё на 2 процента в связи с ростом оптовых цен на электроэнергию, увеличения минимального размера оплаты труда работников и так далее. Итого, рост в среднем по области вырастут 3,7 процента.
Цифра получатся меньше, чем даже прошлогодняя?
- В прошлом году тарифы выросли на 4,7 процента, так что в нынешнем году действительно произойдёт меньшее повышение. К слову, прогнозируемая инфляция составит 4,6 процента, а индекс роста тарифов по всей стране — 4,1. Как видите, областной показатель ниже обеих этих цифр.
Суммы в платёжках, тем не менее, выросли очень ощутимо. Даже губернатор удивился. Как это объяснить?
- Обеспокоили людей не тарифы. По ним как таковым вопросов у населения уже нет. Недоумение вызвала плата за отопление. Управляющие компании не объяснили людям, что показания были сняты 20 декабря, и 10 декабрьских дней были включены в январскую платёжку. Поэтому плата так и выросла. Наложился и такой фактор, как климатические условия. Январь был морознее прошлогоднего, поэтому и тепловой энергии для отопления домов потребовалось больше. Поэтому люди так остро и отреагировали. Однако вопрос был не к тарифам, а к расходу тепла.
Высокой оказалась, однако, не только плата за отопление, но и за вывоз мусора. Это как объяснить?
- С начала нынешнего года в области введена новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Изменился порядок расчётов. Раньше эта услуга была жилищной, теперь стала коммунальной. В регионе работает один оператор, для которого установлен единый усреднённый по области тариф. В среднем по региону плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами выросла почти на треть. Однако в платёжке доля её невелика – не более 10 процентов, поэтому даже с учётом платы за обращение с ТКО общий тариф будет меньше прогнозируемой инфляции. К тому же, одним жителям области платить приходится больше, другим — напротив меньше.
И кто же эти счастливчики?
- Многое зависит от количества проживающих в квартире людей. Если их много, то и платить теперь приходится больше. Однако когда эта услуга перешла в разряд коммунальных, на неё стал распространяться порядок предоставления субсидий. В области рассматривается вопрос о дополнительных льготах многодетным семьям по оплате за обращение с ТКО.
Люди недовольны тем, что тарифы повышаются, а качестве услуг нет. Когда мы почувствуем их улучшение?
- За день оно и не произойдёт. Чтобы жилищно-коммунальные услуги стали более качественными, нужны инвестиции. Добиваться этого мы будем поэтапно. Сейчас нам удалось везде установить единые правила и единый тариф по всей области. Он существенно снизился там, где были высокими расходы на транспортировку. Поэтому, когда мы усреднили тариф, районы оказались в более выгодном положении. В городах плата, наоборот, поднялась…
Пока то, о чём вы говорите, к качеству не имеет отношения.
- Повышать качество предоставляемых услуг мы планируем на следующем этапе. Отраслью раньше занимались очень мало, её состояние оставляет желать лучшего. За счёт населения никто не планирует решать эту проблему. Нужно искать инвесторов. Кроме того, на федеральном уровне разрабатываются новые правила поддержки сферы ЖКХ. В планах и освобождение региональных операторов от налога, и снижение ставки налога за негативное воздействие на окружающую среду. Это все делается в том числе и для того, чтобы не повышался тариф на ТКО. Введён экологический сбор, чтобы развитие всей цепочки проходило с участием федерального бюджета. Конечная цель здесь – обеспечить раздельный сбор и переработку мусора. Когда вся цепочка выстроится, можно будет говорить о снижении тарифа.
Как в будущем станет менять тариф на электроэнергию?
- По сравнению с 2018 годом на 40 миллионов рублей снижена суммарная «котловая» выручка сетевых организаций. В результате уменьшена и ставка на содержание электрических сетей в первой половине 2019 года. Индексация одноставочного тарифа на услуги по передаче электричества составила в среднем два процента вместо трёх, указанных в прогнозе Минэкономразвития РФ.
Каковы будут основные направления работы вашего управления в этом году?
- В первую очередь предполагается внедрение цифровых технологий во всех регулируемых сферах деятельности, включая электроэнергетику. Будет внедряться «эталонный метод» — сравнение аналогов (эталонов затрат) при регулировании тарифов. В электроэнергетике это даст возможность сетевым организациям направлять дополнительные средства на цифровизацию электрических сетей, повышению надёжности их работы, снижение потерь, которые сейчас в среднем по области в год составляют 420 миллиона киловатт-часов. Это 1,2 миллиарда рублей! За счёт цифровизации потери электричества могут снизиться до 10 процентов, а экономия составить около 300 миллионов рублей. Кроме того, она позволит своевременно выявлять районы с наибольшим дефицитом мощности в территориальной схеме и качественнее планировать развитие электроэнергетики.
Перемены ожидаются, наверное, не только в электроэнергетике?
- Вторым основным направлением нашей работы станет оптимизация затрат и повышение качества услуг в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Там осталось много нерешенных вопросов, связанных с переходным периодом. Например, не до конца выстроена логистика транспортных потоков, не во всех населённых пунктах созданы площадки для сбора мусора. Нет у нас пока и раздельного сбора. На некоторых полигонах обработки (сортировки) и утилизации отходов не используется вторичное сырье, а ведь доходы, полученные от его реализации мусороперерабатывающим комплексам, позволили бы снизить тарифы на захоронение и, соответственно, тариф регионального оператора.
Чтобы снизить тарифную нагрузку на потребителей, вносятся изменения в федеральное законодательство. Они позволят начать работу по организации раздельного сбора отходов, переработки вторичного сырья, повысить качество услуг без резкого роста тарифов.