В начале нынешнего года в работе сферы ЖКХ изменилось довольно многое. В первую очередь начата реализация национальных проектов, которые затрагивают сферу ЖКХ и призваны улучшить и наше жилье, и дворы, и воду, которую мы пьём, изменен порядок обращения с твердым коммунальными отходами.
Обо всех этих переменах в преддверии Дня работников жилищно-коммунального хозяйства мы побеседовали с начальником областного управления ТЭК и ЖКХ Светланой Григорьевой.
— Несколько дней назад руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что в среднем по стране плата за коммунальные услуги вдвое превышает их себестоимость. Также он сказал, что у трёх четвертей субъектов РФ тарифы ЖКХ завышены, у остальных — напротив, занижены. Светлана Викторовна, к какой категории регионов относится наша область?
— На Тамбовщине все вопросы, связанные с тарификацией, проходят через общественный совет при управлении по регулированию тарифов. Все заседания и протокольные совещания проводятся с обязательным участием представителя УФАС. В начале года тарифы в области выросли всего на 1,7 процента, несмотря на повышение НДС. Это один из лучших показателей в России! В июле ожидается ещё одно увеличение — на 2 процента. В итоге тарифы у нас поднимутся меньше, чем на прогнозируемый уровень инфляции.
Могу абсолютно точно сказать, что Тамбовщина относится к упомянутой Артемьевым четверти регионов, где тарифы недостаточно высоки. Особенно это касается водоснабжения и водоотведения. В некоторых сельских поселениях невозможно найти обслуживающую ресурсоснабжающую организацию. Живут, к примеру, в деревне 50 или 100 человек. При таком количестве населения должна работать скважина, но её надо обслуживать, платить за электроэнергию и так далее. Эти расходы намного больше, чем поступления от жителей. Какое предприятие станет работать себе в убыток?
— Действительно, низкие тарифы нравятся людям, но так ли они хороши для сферы ЖКХ?
— Низкий тариф — это невозможность модернизации, реконструкции и приведения в соответствие инфраструктуры объектов коммунальной сферы. Вода на Тамбовщине, например, имеет превышающие норму загрязнения по железу, жесткости. Кальциевые и магниевые соединения губительно воздействует на трубы. Последние нужно часто менять, промывать… Эксплуатация водопровода получается очень затратной. После 30—40 лет эксплуатации обязательна замена. Далеко не везде это правило соблюдается, поэтому в некоторых сёлах и деревнях скважины пришли в полную негодность: вода идёт с песком. Они экстренно включаются в областные программы, но это неправильно. Ведь ремонт должна обеспечивать ресурсоснабжающая организация, и тариф нужен соответствующий. Однако платёжеспособность населения ограничена. Этот фактор сдерживает развитие сферы ЖКХ.
— Просматривается какой-нибудь выход из положения?
— В нашей области хорошим подспорьем служат национальные проекты. В том числе и те, которые запущены в этом году.
Например, программа «Чистая вода». Тамбовской области выделены деньги на строительство объектов, которые будут обеспечивать нас качественной питьевой водой, соответствующей нормативам химического и микробиологического состава. Средства поступят в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
В этом году мы продолжим реализацию программы «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы. В ней будут участвовать и дворовые, и общественные территории. Финансирование её увеличится за счёт денег, выделенных федеральным центром в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В своих дворах жители увидят результат.
С нетерпением мы ждём и когда будет запущена адресная программа переселения из аварийного жилья на 2019—2024 годы, которая до 1 мая будет утверждена постановлением администрации области. Она очень важна тем жителям ветхих домов, которые не могут позволить себе купить новую квартиру.
Нами сформирован реестр многоквартирных жилых домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2017 года и должны были быть включены в областную адресную программу. Реестр уже согласован с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Из федерального центра Тамбовская область получит около миллиарда рублей для переселения жителей около 200 домов.
Наше управление разработало паспорт регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В декабре прошлого года он был утверждён главой администрации области. Соглашение о реализации было заключено с Министерством строительства и жилищно—коммунального хозяйства.
Управление также провело большую работу, связанную с формированием реестра домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января нынешнего года.
— С Нового года в области начал работать региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Поначалу перемены беспокоили граждан. Прошли даже акции протеста. Как дела обстоят сейчас?
Региональный оператор начал работать, люди не увидели катастрофы. Они понимают, что реформе всего два месяца и шероховатости неизбежны. В первую очередь это ошибки в начислении платы. Все их мы исправим: будет произведён перерасчёт.
— Чем отличается новый порядок вывоза и утилизации мусора?
— Изменилась вся система расчёта. Введён единый для всей области тариф по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Дифференцированы только нормативы с учётом сельских территорий, средних и малых городов. Раньше, к слову понятие тарифа в этой сфере не существовало. Взималась плата, которая зависела от того, как муниципалитет или организация договорится с оператором по сбору и транспортированию ТКО. Порой плата устанавливалась более низкая, чем стоимость захоронения мусора. Значит, мусор не довозили до полигона, вываливали в посадках и несанкционированных свалках. Сколько бы нам ни говорили, что отходы сжигаются и закапываются, мы понимали, что это неправда. Достаточно было отъехать на 30-40 километров от Тамбова, чтобы убедиться в этом.
Мы плотно работаем и с областным управлением по экологии и природопользованию, и с муниципальными образованиями. Выявляем оставшиеся свалки. Их очень много. Сейчас наша задача — привести область в порядок, перейдя на цивилизованные формы работы.
Жители небольших поселений за вывоз мусора станут платить меньше, нежели раньше. Для тех же, кто живёт в городах, плата увеличатся. Дело в том, что в едином усреднённом тарифе заложены транспортные расходы по всей области, обслуживание всех полигонов, сортировка и обработка отходов. Включает он и строительство новых объектов, связанных с обращением ТКО.
— Планируется и раздельный сбор мусора?
— Полагаю, что для введение раздельного сбора необходима чётко продуманная работая. В Германии людей целых 30 лет воспитывали разделять мусор, хотя немцы больше приучены к порядку, чем мы.
В российских регионах, где была преждевременно внедрена эта система, дело доходило до анекдота: из четырёх разнотипных контейнеров отходы забирала одна и та же машина. Нельзя превращать эту идею в фарс!
У людей на кухнях должны быть 3-4 пакета для разного мусора, а на площадках стоять специализированные контейнеры, к которым подходить должны либо 3-4 машины, либо одна, но с отдельными ёмкостями для складирования. И обязательно нужно добиться того, чтобы внедрение этой системы не повлекло за собой увеличение тарифа. Нельзя сгоряча бросаться в пучину раздельного сбора!
— Приближается День работников ЖКХ. Что бы вы хотели пожелать коллегам?
— В первую очередь хотела бы пожелать потребителям, работникам ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний терпения, взаимопонимания и взаимоуважения. Хотелось бы, чтобы система ЖКХ не была сферой конфликтов, острого столкновения интересов.
Желаю всем жителям области света, тепла, чистой воды и спокойствия дома. Сотрудникам нашего управлению также хотела бы пожелать того, чтобы они больше проводили время дома. Ведь не секрет, что мы уходим домой в семь, восемь, а иногда и в девять часов, потому что приходится решать очень много задач.