Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Напарник Тося

Общество
Фото:

Сергей Судаков и его Тося (Фото Анатолия Жалнина)
Сергей Судаков многие годы жил, не подозревая, что хочет иметь собаку. Даже в детстве он не досаждал маме просьбой купить щеночка. У бабушки, правда, какая-то собака была, только это, в общем, не в счёт. Но обстоятельства иногда лучше человека знают, чего ему хочется... Сергей Владимирович, всё ещё не подозревая, что хочет иметь собаку, работал в системе исполнения наказаний, в колонии № 1.

Я Б В КИНОЛОГИ ПОШЁЛ

Однажды ему предложили поменять место и суть работы — стать кинологом. И он согласился, хотя опасаться было чего.
«С кинологами тогда проблема образовалась, мало желающих было идти работать в эту службу, потому что собаку надо было держать дома», — рассказывает он.
Его это почему-то не испугало, как и то, что на учёбу для освоения новой профессии его посылать не собирались.
«Сейчас, конечно, направили бы учиться, а тогда просто смотрел, как работают опытные сотрудники, и учился. Наставником своим могу назвать Олега Тарасова, его помощь имела большое значение в освоении нового дела», — рассказывает старший инструктор-кинолог группы кинологической службы отдела по конвоированию Сергей Владимирович Судаков.
Ну и по книжкам, конечно, учился. У него и сейчас настольная книга — в прямом смысле слова: лежит на столе в рабочем кабинете — это «Всё о собаке». А ещё штук пять в ящиках стола, и вид всех этих книг не оставляет сомнений, что их читают регулярно и, возможно, по ним выучилось не одно поколение и кинологов, и собак.
На смотр-конкурсе специалистов-кинологов со служебными собаками (Фото пресс-служба УФСИН России по ТО)
Сейчас в отделе конвоирования «работает» пять собак, из них одна подменная, на случай болезни или иного другого непредвиденного случая, и постоянного хозяина у неё нет. А остальные четыре работают исключительно в паре с хозяином. «Напарника», а вернее, напарницу, Сергея Владимировича зовут Тосей.
Это немецкая овчарка, на работу в УФСИН она пришла уже сложившейся личностью, если можно так сказать о собаке, — в четыре года, в пересчёте на человеческий возраст это лет тридцать.
«Собаку покупали по просьбе жены. Она решила, что одной собаки — той, с которой я тогда работал, — маловато. Вот и решили взять ещё одну. Имя ей тоже жена придумывала, кстати. Нужный щенок нашёлся не сразу — мы хотели, чтобы была лохматая. У Тоси все предки со званиями и призами, а она оказалась немного нестандарт, именно из-за длинноватой шерсти, а нам как раз это и было нужно», — рассказывает Сергей Владимирович.
Сейчас он, может быть, и не стал бы настойчиво искать щеночка полохматее, потому что на деле узнал, сколько шерсти из неё можно и нужно, чтобы не свалялась, вычёсывать каждый день. ...Нет, не горсточку! В сезон линьки пуховое облако может быть размером с небольшой арбузик. Но какое это имеет значение, если речь идёт о верном друге и напарнике, и о выборе Сергей Владимирович никогда не пожалел.

СОБАЧЬИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Как и полагается, «с младых когтей» собака училась тому, что ей непременно требуется знать и уметь, иначе говоря, осваивала общий курс послушания. Курс наук, который преподавал ей хозяин. Осваивала без проблем и с удовольствием — овчарки вообще любят учиться и дрессироваться. Эта любовь к учёбе пригодилась, когда пришлось встать в строй: умерла собака, с которой Сергей работал прежде, и потребовалась замена. Тут уже пришлось осваивать самые разные специфические навыки.
«Наши собаки натренированы прежде всего на задержание, чтобы в случае побега заключённого остановить его. Конечно, на непосвящённый взгляд это кажется совсем простым: он бежит, собака догоняет и хватает, но на самом деле требуется много часов тренировок, чтобы быть уверенным — собака сделает именно то, что от неё требуется. Другой очень важный навык — так называемая выборка вещи, когда из множества предметов нужно по запаху выбрать один, принадлежащий определённому человеку. Она должна уметь, обнюхав вещь, найти среди множества людей человека, которому эта вещь принадлежит, — это называется «выборка человека», — рассказывает Сергей Владимирович.
Служебные собаки участвуют в обследовании транспорта при въезде на закрытую территорию или выезде оттуда, помогают не пропустить незаконного пассажира, то есть предотвратить побег или предупредить передачу каких-то запрещённых веществ или предметов. Собака обследует автомобиль буквально со всех сторон, даже крышу. Следовая работа — ещё один навык, которым непременно должна обладать служебная собака.

ТОСЯ-ОБОРОТЕНЬ

Собачьи университеты не слишком продолжительны: Сергей Судаков считает, что основам службы он может научить собаку примерно за месяц. Но закреплять знания, совершенствоваться в них нужно постоянно. В кабинете кинологов на стене висит расписание, в котором обозначены занятия, время дрессировок и тренировок — из их сочетания складывается едва ли не каждый рабочий день кинолога и собаки.
По счастью, проверять на практике в полном смысле слова качество собачьих знаний не приходилось ни разу: Тося никого не задерживала, по следу настоящего сбежавшего заключённого не шла — просто потому, что события, где нужно применить умение всё это делать, практически не происходят. Хотя если будет надо, она сделает всё как положено, и сомнений в этом быть не может, дипломы самых разных соревнований в этом отлично убеждают.
«Ей нравится работать, и собака должна работать. Куда-то силы девать надо, энергию выплёскивать, так что работа для неё — удовольствие», — уверен Сергей Владимирович.
Он в шутку называет свою Тосю оборотнем: дома это спокойное милое существо, просто-таки «божий одуванчик», но на службе у неё просыпается настоящая рабочая злоба.
«Говорят, собаки не переносят определённые запахи — табака, к примеру, алкоголя. Может, и так, но Тося из всех запахов по-настоящему интересуется только запахом заключённого», — говорит Сергей Владимирович.
А в том, что все остальные запахи собака не только чувствует отлично, но и каким-то своим образом их оценивает, убеждает случай. Собака должна не только уметь идти по следу, останавливать беглеца и т. д., ещё одним «предназначением» её в системе исполнения наказаний является своего рода устрашение. Один только вид овчарки со сверкающими глазами и её яростный лай должны настраивать заключённого на серьёзный лад, когда сами собой исчезают мысли о побеге или нарушении дисциплины.
Фото пресс-служба УФСИН России по ТО
В общем, лаять в нужное время и в нужном месте служебные собаки могут сколько угодно. В тот раз, о котором с удивлением вспоминает Сергей Владимирович, так и было. Но когда в помещение вошла заключённая с грудным ребёнком, все собаки разом замолчали, как по команде, хотя никто им такой команды не давал. Наверное, все «детёныши» пахнут одинаково...

НА ПЕНСИЮ РАНОВАТО

Ну разве что дети хозяина пахнут особенно хорошо. Сергей Владимирович с удовольствием вспоминает, как, когда дети были маленькими, а собака молодой, они играли, бегали, гонялись вместе за мячом. Да что там, даже «верховой» и «ездовой» собакой пришлось Тосе побывать, и она ничуть этим не тяготилась.
Сейчас время бурных игр позади, но некоторые развлечения сохранились. Например, летом Тося очень любит купаться в речке, плавать и, можно сказать, нырять — она надолго опускает морду в воду и, вероятно, рассматривает подводную жизнь.
«И мороженое она летом любит. Если я себе покупаю, то она такие глазки делает, что просто нельзя не поделиться», — выдаёт небольшую тайну хозяин.
Впрочем, в остальном у неё питание правильное и сбалансированное — казённый сухой корм, и лишние килограммы ей не грозят. Да и вообще здоровье у неё — тьфу, тьфу — дай бог каждому четверолапому. По правилам, после того как собаке исполнится восемь лет, она должна списываться. Но Тосю, этот рубеж уже преодолевшую, пока в запас не отправляют.
На комиссиях, которые необходимо проходить каждые полгода, она успешно подтверждает своё право оставаться в строю. В апреле предстоит очередная такая комиссия, и Сергей Судаков надеется, что это испытание они с Тосей пройдут успешно.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: