На этот раз уже пятого юбилейного «Чернозема», когда поле перед историческим Татарским валом превращается в «логово рокового зверя» или в «Тамбовский Вудсток», как уже называют наш рок-фестиваль. Шутка ли дело – десятки тысяч зрителей съезжаются сюда на три счастливых дня со всей России от Калининграда до Камчатки, и не только из России, но из ближнего и даже самого дальнего зарубежья, включая Америку. И это того стоит!
Масштабы «черноземной» душевности
Конечно, по количеству зрителей «Чернозем» все же трудно сравнить с легендарным Вудстоком, которому в эти августовские дни исполняется полвека. Наш «Чернозем» моложе ровно в десять раз и зрителей у нас тоже раз в десять поменьше будет, но есть в этом некая символичность. И вообще, лиха беда начало!
Так что пусть на знаменитом «Нашествии» собираются 200 тысяч зрителей, но во всем остальном «Чернозем» не только не уступает, но и превосходит подобные рок-форумы всероссийского масштаба. .Ну а в чем ему действительно нет равных, так это в душевности атмосферы, которую создает душевное отношение ко всем, кто переступает границы этого уже исторического поля.
Иногородний народ буквально диву дается с первых шагов. Поставить палатку здесь можно всего за символические пять рублей. Охраняемая парковка — бесплатная. Умывальники и туалеты — бесплатные. Утром гостей палаточного лагеря, который в этом году был рассчитан на две тысячи палаток, угощали чаем с баранками, и тоже бесплатно! Это не говоря уже о бесплатной бутилированной воде, что на фестивальном поле раздавали в любом количестве. Плюс спортивные площадки, где можно оторваться в мини-футбол и волейбол.
Единственно, в чем организаторы остались непреклонны, так это в организации детских площадок и всевозможных развлечений ребятишек с аниматорами. Их не было и не будет, и это принципиально. Как заявил вдохновитель и организатор «Чернозема» Сергей Белозеров, это шоу не для детей, особенно маленьких. Хотя, конечно, находятся и безбашенные мамы, которые пускаются в панковский танец «пого» прямо с младенцем за спиной. Крик ребенка тонет в лавине мощного саунда со сцены, и можно очень сомневаться, что это крик восторга. Кстати, вокалистка группы «Louna”, Лусине Геворкян, буквально рвущая страсти в клочья на сцене, тем не менее, как молодая мама, высказалась категорически против такого «рок-воспитания».
Что же касается самого фестивального поля, то про одну его часть можно было смело говорить, как о фестивале гастрономическом с торговым изобилием на все вкусы. Ну а там, где царствовала пища духовная, три дня на фоне гитарного драйва и пробирающей до костей барабанной канонады парила любовь, независимо от того, закрыто небо было тучами или радовало ярким солнцем.
Угар и лирика на «малой сцене»
Эта площадка, расположенная у палаточного лагеря, несмотря на свое название, совсем не маленькая по величине, играла на фестивале свою душевную роль. С утра своими аккордами просыпающийся лагерь будили тамбовские группы, их которых особенным летящим драйвом пробрала, сорвав неслабые аплодисменты, команда из наукограда Мичуринска «Пять стихий». Симфо-метал в духе горячих финских парней из «Nightwish” прокачал по полной, а солистка Дарья из МичГАУ просто покорила всех парней не только черными глазами и губами, но своим магическим голосом. Короче, держись, всемирная «королева ночи» Тарья Турунен!
А вот музыканты группы «Кибер-Кола» из Борисоглебска уже считают Тамбов родным городом, и были дико рады, получив в качестве приза право выступить на «Черноземе», пусть и на «малой сцен». Они весело зажгли своим непринужденным рокабили, полным солнечного света несмотря на тучи над головой.
Когда же на поле спускалась ночь, то на «малой сцене музыка продолжала звучать, правда, уже более тихая, исключительно под акустические гитары. Зато в таком почти домашнем звуке можно было услышать всероссийских звезд от суровых «Кирпичей» и «Маши и Медведей». До лиричной «лампочки». И всем было светло...
Это все рок-н-ролл...
Главная же сцена на этот раз была вдвое больше, чем в предыдущем году, а звук просто пробирал до костей, при отличном качестве, что отмечали все музыканты. Как -никак полторы сотни киловатт мощности в надежных профессиональных руках, действительно, могут творить чудеса. А открыла программу по традиции команда, представляющая хозяев площадки – ветераны тамбовской рок-сцены группа «Температура тела» с песнями своего незабвенного лидера Андрея Теплякова, которая душевным посылом своих главных хитов «Хари Кришна!» и тут же «Храни Господь!» неслабо подняла температуру согревающих эмоций в эти совсем не самые жаркие для середины лета дни.
Следом бешеного драйва добавили заслуженные панки всея Руси группа из Нижнего Новгорода «F.P.G». Продолжая традиции незабвенных «Sex Pistols» и благодаря горячему приему публики ребята еще раз доказали, что «punk not dead» даже спустя сорок лет. Если это, конечно, музыкально крепкий панк-рок да еще с социальной направленностью.
Эстафету разгоняющегося с вершины вулкана потока горячей лавы подхватила железная «Louna» под предводительством неутомимой Лусине Геворкян. Молодая мама успевает теперь не только растить малыша, но выдавать все более угарные композиции, разливающие по жилам многочисленных фэнов расплавленный «металл», несущий счастье явно неравнодушного отношения к нашей непростой жизни.
И наконец, когда сердца многотысячной рок-армии на фестивальном поле уже пылали ярким огнем, свое веское железное слово сказала великая и могучая «Ария». Летят годы, меняется мода, но «арийское» черное знамя по-прежнему гордо реет над избитыми бастионами российского тяжелого рока. И черный всадник снова мчит в ночи по дороге в ад, оставляя свет надежды, что дорога в рай не окажется пуста. «Ария» выдала премьерные вещи из своего нового альбома «Проклятье морей» и, конечно, не могла не порадовать верных «арийцев» своими вечными хитами «Тореро», «Улица роз» и «Герой асфальта». Он снова мчался в неизвестность ночи, зная, что никто не крикнет «Тормози!», потому что «...такой приказ неизвестен судьбе!». И только грохот отрывающихся кусков железа за спиной...
Наверное, ностальгия действительно по-своему согревает. Иначе поклонники самых разных возрастов, что собираются на «Черноземе» и не пели бы дружным хором вместе с Вадимом Самойловым щемящие душу песни «Агаты Кристи», которые с его нынешней группой звучали так же свежо, энергично и романтично, как в полные надежд 90-е.
Ну а завершающий мощный аккорд первого дня поставила суровая «Алиса», и «Чернозем» в едином порыве с Константином Кинчевым скандировал «Мы вместе!». И это уже про «наше поколение».
Второй день растревожил с утра серыми тучами и накрапывающим дождем. Но это никак не отразилось на душевно приподнятом настроении.
На этот раз праздник пришел на улицу любителей рок-альтернативы в лице «Аматори» и «25/17». Свои новые творения показала группа «Северный флот», продолжающая традиции «Короля и Шута».
А когда над полем опустился вечер, и сквозь рваные тучи показалась ущербная луна, свои психоделические истории про сфинкса, царапающего небо когтями, и загадочный египетский иероглиф поведал как всегда загадочный «Пикник». Однако если эта команда бывает в Тамбове регулярно ежегодно, то вот Гарик Сукачев, как ни странно, выступал на тамбовской черноземной земле впервые. И что символично, он не только завершал программу второго дня фестиваля, он завершал здесь свою знаменитую концертную программу «59/59».
Причем по такому случаю он был на сцене вместе с Сергеем Галаниным, с которым они 35 лет назад сколотили группу «Бригада С». Но как признался Гарик, что-то заканчивается для того чтобы началось нечто новое. И обязательно доброе и душевное, ради чего и гремит рок над полем тамбовского «Чернозема», согревая души и сердца этим не самым теплым летом.
И уж если холод с дождем не смогли поколебать душевного настроя, то солнце, проглянувшее на третий день фестиваля вместе с музыкой разогрело эмоции с самых первых аккордов. А ими оказались эффектные аккорды и не менее цепляющие мелодии тамбовских любимцев из Воронежа команды «Обе-Рек», представивших свой новый альбом «Звезда». Романтично, энергично и душевно.
Но настоящий угар наступил вслед за спокойными «Мураками», когда на сцену вылетели бескомпромиссные панки из «Порнофильмов».
Две ревущие гитары просто сходили с ума, чертя пунктир железного драйва на фоне плотных барабанов и стегающего баса. Володя Котляров был в ударе, его яростный голос летел над полем, и вся эта музыка буквально кипела праведным гневом. Такой он, настоящий панк-рок наших суровых дней.
К вечеру наступило время контрастов На контрасте с иронично танцевальными песенками Князя свой изысканный синти-рок с интонациями «А-НА» выдали долгожданные гости из Латвии группа «Brainstorm”, непринужденно доказав, что нет никаких границ между людьми и культурами вопреки выдумкам всех злобных политиков и пропагандистов. когда над миром царствует просто музыка. Даже такая непритязательная и простая, как у завершившего фестивальную программу «Мумий Тролля».
Знаменитый Вудсток называли фестивалем любви. Только это было давно. Но любовь, как река в пустыне, она если и теряется в песках, то все равно выходит на поверхность вновь в другом месте, питая живительной влагой души. Тамбовский «Чернозем - 5» наверно назовут фестивалем любви и душевности. И запомнят ради будущей любви.
Читайте также: «Чернозем-2019». Видеообзор третьего дня