Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

«Виза для «Круиза» 40 лет спустя

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Вернулась с концертом, который превратился в щемящую ностальгию для верных фэнов, что пришли в этот вечер в зал Тамбовского драмтеатра. Наверное, страшное это дело — возвращение в столь далёкое прошлое. Ведь оно было очень многообещающим. Впервые в Советском Союзе и именно в Тамбове появилась команда, которая посреди официозно-эстрадного «застоя» грянула забойный хард-рок. Нет, не так называемый «русский рок» в виде дворовых напевов на электрогитарах, а настоящий, построенный на эффектных гитарных риффах, основу которого заложили гранды-основатели из Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Для тогдашнего СССР это был реальный культурный шок и искренняя радость для всех рокеров, которые до этого слышали подобное только на дисках и в записях, проникающих с недосягаемого Запада.
Это было время надежд. Правда, оно оказалось недолгим — программу того легендарного «Круиза» зарубили худсоветы Министерства культуры, руководство Тамбовской филармонии получило нагоняй, и судьба группы была решена. Спустя годы клавишник «Круиза» Сергей Сарычев печально заметил, что тогдашние «андроповские репрессии» на отечественный рок нанесли ему такой «удар под дых», что последствия этого аукаются до сих пор — у нас отняли время, и мы просто отстали, «пропустив выстрел стартового пистолета», как пели незабвенные Pink Floyd.
И вот сегодня «Круиз» снова на сцене в Тамбове под предводительством своего отца-основателя Матвея Аничкина, который несмотря на годы по-прежнему полон энергии и завидного оптимизма.
- Матвей, как вам Тамбов после долгой разлуки?
- Для меня Тамбов — это лучшие годы, а Тамбовская филармония — моя альма-матер, где я работал пятнадцать лет с 1974 года по 1989, что зафиксировано в трудовой книжке! Конечно, город преобразился, стал и красивее, и чистотой радует. Будем надеяться, что в преображенном зале филармонии успешно закончится реконструкция, и он услышит рок-аккорды. Именно в нем начинался «Круиз», вышедший из ВИА «Молодые голоса», именно здесь были записаны первые магнитоальбомы группы, которые разлетелись по всей стране, фактически перевернув всю тогдашнюю привычную музыку. И этого у Тамбова никому не отнять!
- Но ведь уже в «Молодых голосах» вы поставили грандиозную по преданию рок-оперу «Звездный скиталец». Остались ли какие-то записи или съёмки этого произведения?
- Увы, ничего не осталось, хотя можно сказать, что основа «Круиза» была заложена уже там, включая композицию «Стремления», ставшую затем одним из самых ярких круизовских хитов. Мы просто по беспечности молодости даже не задумывались над записями, над каким-то наследием. Мы радовались жизни и возможности делать любимое дело, что казалось возможным в нашем Тамбове.
- Ну а как же последующие запреты, отмены концертов, «зарубание» программы?
- Это началось уже потом на всесоюзном уровне. Группа стала мегапопулярной, и партийные чиновники этого не могли понять, они боялись за свои кресла, они просто боялись нового необычного, вот и запрещали.
- Но в словах песен «Круиза» не было никакой крамолы. Что же их пугало?
- А дело не в словах. В этой музыке был дух свободы, это была уже совершенно другая культура и она захватывала умы и сердца. Плюс внешняя подача — киловатты звука, световое лазерное шоу, дым, длинноволосые музыканты, разодетые пух и прах, и главное, роковая энергия в цепляющих мелодиях. Не понимая этой музыки, тогдашние советские чиновники, похоже, нутром чувствовали в ней угрозу своим устоям. Ну и естественно, «тлетворное влияние Запада». Потому и запрещали.
- Но потом все стало можно, и появился «металлический» проект гитариста Валерия Гаины под названием «Круиз» с вашим участием. Это было очень круто, но ведь это был уже совсем не тот «Круиз». Вам это было близко.
- Признаться, не очень, «металлистом» меня не назовешь. Но я понимал, что эта гитарная диктатура Валеры Гаина отвечает духу времени, и мы успешно работали. Валера — уникальный гитарист, музыкант от бога, и он пошел своим путем. Вообще тот первоначальный «золотой» состав «Круиза» был, конечно, уникален, каждый был звездой, творческой личностью с собственной харизмой, и каждый выбрал свой путь, а судьба всех раскидала по всему миру.
- Ну а нынешний состав?
- А нынешний состав, на мой взгляд, сильнейший по техническому уровню музыкантов, тем более, что на гитаре — тамбовский виртуоз Дмитрий Лазеев.
- Но Тамбов — это же кладезь талантов!
- Без всякого сомнения! И отсюда «Круиз» отправляется в новый путь.
- Вы надеетесь снова завоевать страну, добившись не меньшей популярности, чем тот легендарный «Круиз»?
- Я верю в это. И надеюсь, что это произойдет уже года через два. Грядет юбилей 40-летия группы, к нему мы готовим альбом, куда войдут и старые хиты, и уже новые песни. Мы снова в пути, и это главное!
На этот раз на скромной сцене драмтеатра не было блестящих ферм с десятками разноцветных прожекторов, не было дымовой завесы, пробиваемой лучами зеленых лазеров, но звучали «Виза для «Круиза», «Стремления», «Музыка Невы» и, конечно, незабвенный заводной «Волчок» - полная программа самого первого альбома группы в интерпретации образца 1981 года. Но... подсознание невольно пыталось поймать интонации голоса Александра Монина, которые с детства и юности буквально вбиты в твою память, но их уже не повторить. Портрет Саши Монина остался лишь на майке нынешнего солиста группы...
У времени очень жестокие законы. На концерте в зале почти е было молодежи. И дело тут, пожалуй, не в песнях. Ведь на концертах групп, являющихся почти ровесниками «Круиза», например «Арии» или «Пикника», молодёжь, вообще, преобладает. Но «Круиз» оказался как бы выключенным из поля зрения рок-фэнов почти на целых тридцать лет. Практически не было концертов, не было альбомов, а главное, не было новых песен. А они — единственное топливо, не дающее группе остановиться и потеряться в пути. И они должны быть не слабее старых хитов. Но новая «виза» для «Круиза» уже на их творческом принтере и он уже включен. Ну а «стремления наши известны», и если очень захотеть, то можно раскачать даже этот, не самый лучший мир.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: