В соответствии со ст. 59 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при поступлении нотариально-заверенных документов государственный регистратор принимает решение без проведения правовой экспертизы, поскольку ее проводит нотариус на этапе удостоверения сделки. Именно нотариус подтверждает, что стороны совершают действия осознанно, а их воля соответствует условиям договора, который они подписывают. В иных случаях при возникновении сомнений в подлинности предоставленных документов государственный регистратор может направлять запросы в соответствующие органы власти о предоставлении дополнительной информации: факта выдачи и достоверности содержащихся в них сведений и т.д.
Защитить свою недвижимость от мошеннических действий можно, подав в Росреестр заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя. Такое заявление подается через офисы МФЦ. Соответствующая запись вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и становится основанием для возврата без рассмотрения документов, поданных не только третьими лицами по нотариально удостоверенной доверенности, но и нотариусами.
Использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при регистрации прав в электронном виде приравнивается к личному участию. Для предотвращения случаев мошенничества с ее использованием в августе текущего года вступили в силу законодательные изменения (Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), направленные на защиту прав граждан при оформлении сделок онлайн.
В соответствии с нововведениями правообладатели недвижимости могут внести в ЕГРН запись о возможности осуществления государственной регистрации на основании заявления и прилагаемых к нему документов, подписанных УКЭП. При этом собственник может подать заявление как одновременно в отношении всех принадлежащих ему объектов недвижимости, так и любого из них (на каждый объект отдельное заявление).
С 1 ноября в рамках указанных законодательных изменений вступило в силу правило, согласно которому ведомство будет уведомлять владельцев недвижимости о поступивших в электронном виде документах, в том числе по адресу электронной почты. В этой связи важно использовать возможность внесения в ЕГРН сведений об адресе электронной почты правообладателя, или актуализировать имеющиеся данные. Сделать это можно, подав соответствующее заявление в МФЦ.