Если и могут происходить в реальности события, похожие на сказку «Двенадцать месяцев», то, пожалуй, одним из самых подходящих мест для этого будет Мичуринск – как никак, родина преобразователя природы. Но всё же далеко не только и не столько над природными явлениями надо было проявить власть, сколько над хозяйственно-экономическими вопросами, чтобы в середине зимы произошло событие, больше подходящее началу осени, - открытие новой школы. Но факт остаётся фактом – открытие школы состоялось 20 января, и оно мало чем отличалось от первосентябрьских линеек в школах-новостройках: высокие гости, нарядные первоклассники, стихи, воздушные шары. Правда, линейки как раз и не было: дети учились, у всех учащихся начальной ступени – к занятиям приступили именно они – просто началась третья четверть.
Скоро сказка сказывается
Зато родители учеников понимают, что у них фактически началась новая страница в жизни – вместе со всеми теми блистательными перспективами, которые, как надеются все, даст учёба в инновационной школе – научно-технологическом центре имени Мичурина. Надо признаться, это название даже сама директор выговаривает не без труда, но ничего, все еще научатся и этой науке, и другим, куда более трудным.
"Школу окончательно сдали, запустили в эксплуатацию, учебный процесс начался, и тем самым благополучно и буднично завершилось то, что можно назвать «историей со строительством школы», - сказал на встрече с родителями и общественностью глава администрации области Александр Никитин.
Этой ситуаций, напомнил он, кто только ни старался воспользоваться в своих интересах. Действительно, можно вспомнить то слухи о чрезмерно затянутых сроках строительства, то о некачественных стройматериалах - в общем, кому надо, тот помнит и знает. Между тем, строилась школа не дольше аналогичных объектов – два с небольшим года (подробная хроника строительства была представлена в видеоролике, демонстрировавшемся перед встречей). При этом важной особенностью строительства школы, подчеркнул глава администрации, можно считать то, что стоимость проекта не возрастала, была лишь одна корректировка, связанная с комплектацией школы современным оборудованием. Совсем не так, с переделками и прочими нештатными ситуациями, шло строительство, например, Первомайского ДК, школы в Мордова, поделился губернатор.
В ходе работ было проведено более двадцати экспертиз, в том числе относительно укрепления конструкций. Сейчас в прочности здания можно не сомневаться.
"Приходите, смотрите, изучайте!" - пригласил Александр Никитин всех интересующихся эти вопросом.
Поздравляя участников встречи с долгожданным открытием школы, председатель областной Думы Евгений Матушкин признался, что сам, как педагог, просил главу администрации и депутатов Думы не "ускорять» сдачу школы. Он вспомнил былые времена, когда социальные объекты обычно сдавали к праздникам, делая это с большими недоделками. Спикер Думы вспомнил, как он сам, будучи директором новой на тот момент мичуринской школы №23, большую часть своего пребывания на этом посту занимался решением хозяйственных вопросов, причиной большинства которых были те самые недоделки. Результат «непопулистского" подхода к открытию школы – появление учебного заведения, которое даже по сравнению с тамбовской школой Сколково является несомненным шагом вперед.
Ну а что касается дат и праздников,то они все же нашлись хотя никто к ним специально сдачу не приурочивал, и это Рождество и Крещение. Святочная неделя, на что обратил внимание председатель городского Совета депутатов Илья Платицын, когда принято дарить подарки, завершилась таким масштабным подарком, как появление новой современной школы, о которой, как уверен глава города Максим Харников, раньше и мечтать было невозможно. Особенно важно, что школа открывается в районе, где живет около 30 тысяч человек, преимущественно молодые семьи, и других школ вообще нет.
…А мечтать страшно быть не должно, вот и школа может стать, как поделились идеями гости, началом своего рода академгородка. В самом желе, какой наукоград без академгорода – вот и рядом со школой со временем, возможно, появятся прогулочные зоны, жилые дома для научных работников и многое другое. А тем кто не верит, что такое может быть, стоит устроить небольшую экскурсию по школе.
Перпетуум мобиле заводи!
Если бы пришлось давать совет, куда вначале заглянуть любознательному посетителю, впервые зашедшему в школу, то пришлось бы как следует подумать. Интересно все, особенно для тех, кто учился в обычных старых школах. Вы можете представить в школе настоящий бассейн, да еще приспособленный для использования его маломобильными учащимися? А спортивный зал, где при небольшой трансформации пространства, можно заниматься буквально любым видом спорта, и при этом не боятся «расшибиться!», потому что на полу особое прочное покрытие, отличающееся ещё и атравматичностью.
Ну а те, кому ближе позиция зрителя, всегда найдут место, чтобы понаблюдать за состязаниями: зрительский балкон рассчитан на 200 человек, а при необходимости могут быть установлены трибуны в зале. Тренировать надо не только мускулы, но и мозг – библиотека школы дает для этого все возможности. Интересно, что здесь нет фондов – все книги в открытом доступе. Будущие посетители библиотеки смогут работать не только с бумажными книгами, но и с электронными – в этом им помогут планшеты. Их здесь несколько сотен, они находятся в специальном боксе, который также служит для подзарядки устройств.
Но возможность широко пользования текстами в «виртуальном" виде вовсе не означает «виртуализации» обучения. Напротив, оно обещает быть конкретным, как никогда. Например,экспозиция некоторых «чудес» при кабинете физики позволяет не просто прочитать в книжке про невозможность, к примеру, создания вечного двигателя, но и убедиться в этом на практике – действующий перпетуум мобиле в наличии имеется, ну а действует он столько, сколько может, не вечно, увы. Маятник Ньютона, магнитный мост – эти и много всяких других приспособлений наверняка увлекут начинающих физиков.
Думается, будущим ученика, которым, разумеется, прочат большие научные достижения, будет непросто сделать выбор между наукой с ее теорией и обычной практикой в виде, например, токарного станка. Оборудование для обучения «технологии» здесь поистине замечательное – специальные современные станки, конструкторы, средства защиты.
Даже беглого обзора достаточно, чтобы понять – школа рассчитана на широкое и всестороннее развитие детей, возможности для этого есть. Дело за малым – суметь выбрать, суметь воспользоваться этим подарком.
Подарок ценою в жизнь
А кому надо быть за него благодарным? Конечно,городской и областной власти, руководству страны… Но ещё – дедам и прадедам, которые защитили мир от фашизма,потому что, если бы не Победа, 75-летие которой празднуется в этом году, вся мировая история пошла бы иначе, и место для новой мичуринской школы в ней вряд ли бы нашлось.
С урока Памяти и Славы началась для четвероклассников школы – научно-технологического центра - третья четверть. Гостями урока стали Александр Никитин, Евгений Матушкин и Максим Харников. В доверительной беседе гости поделились со школьниками мыслями о войне и Победе, о вкладе мичуринцев в это общее дело. Александр Никитин напомнил о том, что долгое время считалось, что на фронте погибло примерно 2750 жителей города, но последние исследования, в частности, результаты поисковой работы Сергея Сазонова, тамбовского энтузиаста-поисковика, говорят о почти 6 тысячах погибших.
Мичуринск, как напомнил школьникам Евгений Матушкин, прифронтовым гордом не был, но дважды готовился дать отпор врагу, вблизи от города даже строили оборонительные сооружения, а партийных и советских работников готовили стать партизанами. Город являлся крупным железнодорожным узлом, и вражеским налетам постоянно подвергалась депо Кочетовка, вокзал и находящиеся поблизости объекты. Старожилы помнят, как осколками сброшенной на здание вокзала бомбы убило полтора десятка рабочих паровозоремонтного цеха.
"А было тем рабочим лет по пятнадцать-шестнадцать", - заметил Евгений Матушкин.
Гости рассказали о намерениях увековечить имена всех этих погибших, продолжить обустройство мест, связанных с историей Великой Отечественной войны. Это необходимо, чтобы сохранялась память о войне и о том, кто и какой ценою победил, подчеркнул Александр Никитин. Он выразил уверенность, что нынешние школьники, участники этого урока, вырастут достойными своих мужественных предков и будут великими сынами родной страны.