C каждым годом становится всё меньше тех, кто имел непосредственное отношение к победе в Великой Отечественной войне – фронтовиков, партизанов, тружеников тыла. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были совсем юными. Это поколение людей со слезами на глазах вспоминают о своём детстве. Каждый их день сопровождал неимоверный голод и страх, которые до сих пор жуткими воспоминаниями отзываются в их сердце. Один из таких тамбовчанин Фёдор Константинович Белоцкий, который посвятил тем страшным годам десятки своих литературных произведений.
1941-ый…
Детство Фёдора Белоцкого закончилось в четыре года, когда война обрушилась на любимый край. Его село Буйновичи Полесской области Белорусской ССР, как и вся республика, в первые дни войны было занято немцами. Тогда, вспоминает Фёдор Константинович, люди жили в ожидании чего-то непонятного, трудного. Спасаясь от врагов, селяне были вынуждены уйти в болота, там, на полянах они и выживали. Летом строили шалаши, рыли землянки, чтобы спастись от бомбёжек.
«В первый же день войны мой отец ушёл на фронт, и многодетная семья лишилась кормильца, - рассказывает Белоцкий. - Мать делала всё, чтобы прокормить семерых сыновей. Но голод был страшный. Приходилось варить лебеду, крапиву, охотиться с рогатками на воробьёв, чтобы хоть как-то насытить желудок. Но к великому сожалению четверо моих братьев унесла война. Голод не пощадил и мать, ценой своей жизни сохранившей троих детей».
Лельчицкий район, где проживал Фёдор Константинович, называют «Полесской Хатынью». Его малую родину фашисты превратили в пепел. Сожгли заживо около четырёх тысяч мирных жителей. В огонь отправляли и стариков, и молодёжь, и даже младенцев. Первыми жертвами зверских нацистских преступлений, как известно, становились коммунисты, евреи и их семьи.
«Заведующий пекарней нашего села был еврей. Когда немцы явились к ним с облавой, его жена спряталась в печь, в которой пекли хлеб. Немцы нашли её, набросали дров и подожгли. Когда кричащаяся женщина хотела вылезти из печи, немцы кочергой толкнули её обратно. Самого заведующего вскоре утопили», - вспоминает Белоцкий.
Фёдору Констановичу удалось выжить в страшные годы войны, но на себе мальчик испытал жестокость и бесчеловечной фашистской силы. Помнит он как в военный городок, расположенный рядом с их селом, приходил поезд, который привозил немцам продовольствие и боеприпасы. Ребятишки бегали туда посмотреть, какую еду привозят немцам, глотая слюну.
«Однажды часовой позвал меня с друзьями и дал нам по конфете. Дня через два вновь пришёл поезд, и тот же самый немец дал нам по сухарю. В третий раз, надеясь, снова получить какой-нибудь кусочек еды, мы подбежали к пришедшему вновь поезду, но возле него был другой часовой. Он увидел нас и скомандовал нам «Ком!». Я подбежал первым. Но вместо угощения, немец стукнул мне под зад кованным сапогом, метра на три я отлетел и не мог встать. Друзья меня принесли домой, я месяц не мог ходить, думал, что когда выросту обязательно отомщу за себя и за всех людей, которых он убил».
Нацистские палачи
В годы войны были созданы специальные карательные отряды, которые уничтожали всё живое на территории Белорусской ССР. Ворвавшись в деревни, гитлеровцы сжигали всё дотла, убивали стариков, детей, насиловали женщин и несовершеннолетних девочек, оскверняли православные храмы. В лесах охотились за людьми целыми полчищами, как за зверями. Угоняли и убивали скот, уничтожали посевы, чтобы люди остались без грамма еды.
«В соседней деревне Картыничи фашисты живыми закопали 27 человек, среди которых была 70-летняя старушка и двухлетние брат с сестрой. В нашем селе Буйновичи убили пятерых детей – Женю 12 лет, Толю 7 лет, Марусю 3 лет и близнецов Аню и Федю. В другой деревне 47 человек закрыли в магазине и подожгли. Это лишь часть преступлений, которые я помню. После этих зверств за оружие взялись все местные жители».
Освобождение Лельчиц совершили в 1942 году знаменитые партизаны Ковпака. Вражеский гарнизон из 600 человек был окружён и уничтожен. Отряд освободителей некоторое время жил в бывшем военном городке, и маленький Федя вместе с друзьями очень хотели посмотреть на Ковпака. В их представлении он должен был быть здоровенным мужчиной.
«Возле столовой горел костёр, вокруг которого сидели партизаны. Мы решили подойди к ним, но один из солдат не пускал нас, в ответ говорим: «Мы хотим посмотреть Ковпака, почему ты нас не пускаешь?». И вдруг послышался голос: «Пропусти ребят!». Мы подошли к костру. Партизан невысокого роста с самокруткой в зубах сказал нам: «Я Ковпак». «Мы думали, что тот», показывая на большого плечистого солдата, сказали мы», - с трогательной улыбкой вспоминает Фёдор Константинович.
Но не только знакомством с дважды Героем Советского Союза был памятен тот вечер. Один из партизан узнал в маленьком Феде, того мальчика, который ранее сказал ему сколько немцев в Буйновичах, сколько машин и танков. За это Ковпак наградил его партизанской медалью, и её Белоцкий очень долго хранил как большое сокровище, пока в голодные послевоенные годы не пришлось продать за десять картошек.
Мирное время – на Тамбовщине
Несмотря на ужасы войны, люди жили верой, что скоро наступит долгожданный мир. И 9 мая 1945 года такой день наступил. Фёдор Константинович помнит, как люди на улицах радовались, обнимались и кричали «Ура, победа, победа!».
Своего отца братья Белоцкие дождались только в конце 45-го года, он вернулся без ноги, ампутированной до самого бедра, и двумя медалями. Из разорённой Белоруссии глава семейства перевёз мальчишек в посёлок Сатинка Сампурского района. Здесь ребятишки впервые за пять лет наелись досыта, пошли в школу и трудились в местном колхозе. Быстро они полюбили живописный и гостеприимный тамбовский край, к тому же здесь Фёдор Константинович встретил свою будущую жену Галину Васильевну. Она была учителем и сыграла большую роль в его дальнейшем образовании.
С помощью жены Белоцкий поступил в вечернюю школу и получил аттестат о среднем образовании. Затем окончил техникум и Ивановский энергетический институт. До пенсии он двадцать лет работал главным энергетиком в тресте «Тамбовспецстрой», растил с любимой женой двух дочек и наслаждался прелестью мирной жизни.
Жизнь текла спокойно, пока в семье не случилась беда – в 2010 после продолжительной болезни скончалась его друг и спутница жизни. Долго Фёдор Константинович не мог прийти в себя, но воспарял духом, когда неожиданно взял в руки ручку и начал излагать всё, что довелось ему повидать на непростом жизненном пути. Выбрал он для этого стихотворную и песенную формы. Первое его произведение так и называется «Я видел ту великую войну». Вот несколько строф из него:
Пришла страшная беда:
Голод, холод и болезни.
Всё свалилось на народ
Трудны были времена,
Не все выжили тогда.
Если всё, что на виду,
Листы деревьев, птиц, ежей
Траву, крапиву, лебеду.
Так и жили мы тогда,
Есть хотелось нам всегда.
Утром мне сказала мать:
«Младших братьев разбуди,
Они так уж долго спят,
Я щи сварила из лебеды,
Пусть немного поедят».
Побежал я со всех ног,
Но разбудить я их не смог.
«Мама, мама – кричал я.
Стёпа с Лёшею не спят,
Они мёртвые лежат».
Читая свои стихотворения в школах на уроках мужества, Фёдор Констанович не может сдержать слёз, ведь все его произведения о той страшной войне, о смерти родных и бесконечных муках. Сейчас в его творческом арсенале десятки произведений, которые отмечены наградами на самом высоком уровне. Среди них благодарственные письма от руководства крепости-героя Брест, от начальника управления культурно-досуговой работы Вооружённых Сил РФ, от руководства Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве.
Фёдор Белоцкий и Галина Каменская
В свои 83 года Фёдор Белоцкий признается, что чувствует себя гораздо моложе своих лет. Ему вновь посчастливилось встретить любимую женщину, которая к тому же разделяет его творческие порывы.
Уроженка Украины Галина Каменская тоже пишет стихи, посвящённые трудным детским годам, которые выпали на годы войны. На двоих у супругов более 200 стихотворений, а также рассказы и романсы. Их творческий союз называется «Поздняя любовь», они часто выступают в городах-героях, таких как, как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. В Тамбове супруги выступают с концертами в санаториях, домах ветеранов, школах. Также вместе поют в хоре патриотической песни имени маршала Малиновского, в хоре Дома культуры «Знамя труда» «Надежда» и ансамбле «Фронтовой огонёк» областного совета ветеранов войны и труда.
Читайте также: Выжившая в Освенциме