Спектакль «о Великой любви, предательстве и расплате...» - так режиссёр Андрей Боровиков позиционировал свою новую премьерную работу на сцене Тамбовского драматического театра, которой открылся новый театральный сезон. Открытия этого ждали с особым нетерпением и зрители, и актёры, и даже гардеробщицы, что за время пандемии истосковались по атмосфере театра, общению и информации к размышлению, накатывающей после спектакля. И можно смело сказать, что новый сезон прорвал карантинную блокаду сразу залпом тяжёлой премьерной артиллерии — спектаклем по пьесе Фридриха Дюренматта «Визит дамы» (18+): нереальной притчей о вполне реальных страстях, высоте чувств и низости желаний.
Ну а роль той самой дамы, чей визит взбудоражил, материально обогатил, но морально убил население маленького провинциального городка, затерянного в землях Германии, сыграла примадонна театра, отмечающая в этом году свой юбилей, заслуженная артистка РСФСР Валентина Попова. Не случайно в фойе зрители могли увидеть стенды со снимками, запечатлевшими актрису в знаковых ролях, и галерею её сценических нарядов, в которых она блистала в самых разных спектаклях. И часто это были как раз дамы из высшего общества.
История, что разыгралась в «Визите дамы», несмотря на комические моменты, оказалась довольно жутковатой трагедией. А комизм непринуждённых чувств героев ещё больше подчеркивает их безысходное падение. Ведь дама, известная миллиардерша Клара Цаханасьян, прибыла в захолустный городок, где даже не останавливается проходящий экспресс, совсем не случайно. Когда-то она встретила здесь свою любовь, поверила в неё, а любовь её обманула, предпочтя деньги. Совсем смешные деньги в виде приданого дочери лавочника, но всё же деньги.
А Клара, уже ожидавшая ребенка от этой любви, была вынуждена покинуть родной город и зарабатывать на жизнь на панели. Она потеряла ребёнка, но после всех унижений и мытарств приобрела выгодную партию уже совсем не со смешными деньгами, что исчисляются миллиардами долларов. Так тоже бывает. А в город юности она вернулась, сойдя с остановившегося по её милости экспресса, чтобы отомстить той первой любви, а ныне лавочнику Альфреду Иллу. Для него она привезла подарок — роскошный гроб. И условие — она готова предоставить жителям умирающего городка, где давно закрылись все предприятия, безвозмездный миллиард долларов, если Альфред Илл окажется в этом гробу - неважно каким способом, - а уж она позаботится о его похоронах.
Перед жителями встаёт простой выбор, который оказывается совсем не простым. И невероятно изворотливый в своей словесной изобретательности бургомистр (Олег Шмаров), и проникновенный священник (Алексей Дульский), и демонстративно чтущий букву закона полицейский (Сергей Левандовский), и поборник справедливости учитель (Александр Архипенков) — все они поначалу с возмущением отвергают это бесстыдное предложение зарвавшейся миллиардерши. Бургомистр озвучивает гневный отказ, но... нищие жители города начинают потихоньку покупать в долг товары в лавке Альфреда Илла, а настроение у них становится всё более приподнятым. Они чего-то ждут. И даже сам бургомистр, воплощение законной справедливости, уже готовит проект строительства новой ратуши: «Ну, это всего лишь проект!»
Несмотря на абсурдность происходящего, зритель ловит себя на том, что смотрится в зеркало. Да, в кривое, но которое показывает правдивее любого прямого, всё без прикрас и всё про нас. Спасите наши души, чёрт возьми!
А главная героиня ведь вовсе не злодейка. Она — влюблённая женщина, как в знаменитой песне Барбры Стрейзанд. А любовь, как известно, страшная сила. И оказывается, этот город Клара давно купила со всеми его предприятиями, которые потом специально закрыла, оставив жителей без заработка и надежды. Эту влюблённую женщину Валентина Попова не сыграла, а прожила со всей ее жестокостью и беззащитностью. Так прожила, что её не просто можно понять — её нельзя не понять. Режиссёр нашел струну актрисы, и создалась не роль, а судьба. Вот такая. А любовь не забывает и не прощает, если это любовь...
Это спектакль без хэппи энда. Это спектакль, чтобы встряхнуться и задуматься. И как сказал, поздравляя создателей спектакля и зрителей с открытием нового театрального сезона заместитель начальника управления культуры области Сергей Саввин, хорошо, что посланец Театра Романа Виктюка режиссёр Андрей Боровиков ставит спектакли с необычными творческими решениями, включая музыку и сценографию на тамбовской сцене, потенциал которой не вызывает сомнений.
Театр и новый театральный сезон открылись. Начало многообещающее, ну а продолжение следует!
Читайте также: Сразу три премьеры откроют новый сезон в Мичуринском театре