Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Нежная лирика и железный драйв «Синей птицы»

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Есть в осенней слякотной поре позднего ноября событие в Тамбове, что придает музыкально неравнодушным горожанам жизненной силы и позволяет поверить в синюю птицу счастья. Фестиваль вокально-инструментальных ансамблей «Синяя птица» уже в восьмой раз собрал меломанов на свои концерты, что как всегда проходили в культурно-досуговом центре «Мир», благодаря энтузиазму того коллектива и поддержке комитета по культуре города Тамбова. Вопреки всем пандемиям.
Конечно, мрачная эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы и в это светлое по определению событие. Количество продаваемых билетов было ограниченным, чтобы зрителей в зале набиралось менее половины, хотя сама по себе концертная площадка КДЦ «Мир» и так невелика. Это не говоря уже об обязательных масках, температурном контроле на входе и обработке рук санитайзерами.
Естественно, повлияла ситуация и на географию фестиваля. Обычно вокально-инструментальные ансамбли съезжались в эти дни в Тамбов с самых разных городов. Съезжались в то место, где можно было поностальгировать в самом хорошем смысле слова, почувствовав беззаботно лиричный пульс 70-х, когда советской политике люди противопоставили полный уход от нее в романтику любви, о которой и пели тогдашние ВИА. И в первую очередь «Синяя птица», где блистал своим неповторимым голосом и харизмой Сергей Дроздов, для которого Тамбов стал родным и любимым городом.
«Синяя птица» избегала ласкающих ухо официальных худсоветов песен про комсомольские стройки, и наверное потому ее почти не показывали по телевизору, зато тиражи ее пластинок были самыми многочисленными, а на концертах залы были битком. Причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Те песни, возможно бесхитростные и даже наивные по содержанию, с цепляющими мелодиями и трогательной лирикой оказались времени неподвластны. И когда сама эпоха ВИА ушла в прошлое, «Синяя птица» Сергея Дроздова продолжала собирать аншлаги по всей стране, регулярно давая концерты и в родном Тамбове. И теперь на этом фестивале эти песни снова звучали уже в исполнении современных ВИА.
Вообще за годы проведения фестиваля здесь выступило более полусотни коллективов. Но на этот раз, несмотря на все ограничения, коллективов желающих показать свое творчество и вспомнить легендарную «Синюю птицу», оказалось больше двух десятков. Так что вся фестивальная неделя была насыщенной, а музыка в «Мире» не смолкала не только по вечерам, но даже днем, когда себя смогли показать даже школьные ансамбли.
Ну а открытие форума и последующие вечера не обошлись без старых знакомых, ставших завсегдатаями фестиваля ВИА «Нюанс» из Моршанска, «Старые друзья» из Тулиновки, «Время первых» и «Курьер» из Знаменки, «Центурион» из Мичуринска. Кстати, что касается последнего, то опытные музыканты вспомнили не только репертуар традиционных ВИА, но рок-хиты тамбовской легенды группы «Круиз», положившей начало отечественному хард-року.
Особым событием стал день концерта группы, с которой Сергей Дроздов в последние годы продолжал свое творчество. Сейчас эта команда под названием «Панорама» под предводительством тамбовского москвича Олега Завьялова создает свои композиции, не забывая вечные песни «Синей птицы», что смогли услышать в тот вечер поклонники в программе «Буду я с тобой». Конечно, Сергея Дроздова нельзя повторить, многие его песни просто невозможно спеть другим вокалистам, потому что голос Сергея был абсолютно уникален и по тембру, и по диапазону. Но настроение тех песен живо и они вдохновляют на создание новых, таких же мелодичных и пробирающих до сердца. Несмотря ни на что.
При этом сам фестиваль «Синяя птица» не просто живет, а качественно развивается. И не случайно вторая часть его программы теперь посвящена казалось бы совершенно далекому от стилистики ВИА жанру — рок-музыке. И если в прошлом году это был лишь специальный рок-день, то на этот раз року было посвящено целых три дня. Так много команд захотело принять участие в этом музыкальном форуме, невольно приобретающем таким образом особый престиж.
Другое дело, что эта многочисленность обнажило и проблему чистоты жанра. Оказалось, что под термином «рок» многие понимают музыку, которая к року в принципе никакого отношения не имеет. Но кто знает, возможно, в будущем может появиться и вечер «городского фольклора», и «дворового напева», почему нет?
Ну а что касается все таки рока, то хэдлайнером всего фестивального рок-марафона стал легендарный «Черный обелиск», продолживший «металлическую» традицию прошлого года, когда праздником для тамбовских металлистов стало выступление другой легенды - «Мастера» с невероятным бас-гитаристом Аликом Грановским.
Впрочем, и тамбовские команды на этот раз тоже дали жару в холодный осенний день, раскалив стены КДЦ «Мир». Железные гитарные рифы группы «Аризона» явно заставили убояться всех обезумевших зомби, что пытались слететься на огонек из потустороннего мира, а высокий форсированный голос вокалиста напомнил, что «Тьма приходит в каждый дом, а тени тают за окном...». Эти нетривиальные картины под давящий ритм пробирали фэнов тяжелого рока до костей, и похоже, раскаленный металл уже растекался по жилам, придавая тонус жизни.
При этом любителей фолк-рока порадовала группа «Клинопись», используя народные интонации самых разным культур. Бескомпромиссности панк-рока добавили ребята из «Гаража-114», непринужденность чувств внесли песни группы «Шабер», и а оптимизма добавила программа неунывающей команды «Drsert Strike”.
“Синяя птица — 2020» завершилась действительно на высокой ноте. А значит, можно надеяться, что ее полету не смогут помешать даже пандемии и не только.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: