Когда отремонтированный и, что называется, с иголочки выкрашенный локомотив покидает ворота сборочного цеха Мичуринского завода «Милорем», его не провожают с музыкой и речами. Просто это для сотрудников предприятия обычная работа. Но здесь всё равно волнение смешивает удовлетворение от завершённой нелёгкой работы с долей грусти. Особенно у тех, кто в прямом смысле накладывал последние штрихи краски на «лицо» возрождённого красавца, который теперь с новой силой потянет по железным дорогам страны большегрузные составы или будет без устали трудиться на маневровых путях сортировочных станций.
Наталья Юрьевна Цуканова уже пятнадцать лет трудится в этом цеху мастером малярного отделения, где со своим коллективом заводских маляров делает обновлённые тепловозы красивыми. Впрочем, не только красивыми, но и защищёнными от всех непогод и прочих внешних напастей, что могут поджидать на долгом его пути.
«Краска — это как кожа для локомотива. Ведь когда тепловоз приходит на ремонт, то его раздевают, как говорится, догола. Разбирают по косточкам и возрождают к новой жизни, заменяя узлы. А мы его уже «одеваем» перед дорогой. Тщательно, начиная с ходовой части и кончая эмблемой впереди. А предварительно, конечно, грунтуем корпус и детали. Работа непростая, но интересная. Так что моя мечта о профессии здесь на сто процентов сбылась», — признаётся Наталья Цуканова.
Наверное, это действительно была очень яркая мечта, и совсем не случайная. Родители работали на Мичуринском локомотиворемонтном заводе, и вообще вся судьба семьи была связана с этим предприятием. Так что совсем не случайно сразу после школы Наталья пришла в сборочный цех. Понимала, что ничего сразу не даётся, и готова была здесь на любую, даже самую неквалифицированную, работу. А квалификация приобреталась в цеху и во время учёбы в Мичуринском филиале Тамбовского железнодорожного техникума, который упорная девушка окончила без отрыва от производства. И даже опытные мужчины удивлялись её сноровке слесаря-ремонтника.
Непростой была не только работа, но и само время, в которое началась рабочая карьера молодого специалиста, — самое начало «лихих 90-х». Сейчас стало даже модно сетовать на те годы, когда на многих предприятиях стало трудно с заказами, задерживались зарплаты и вообще всё было «на грани». Но Наталья Цуканова не любит сетовать на время. А нелёгкие времена были не только в 90-е, но, например, и в конце первого десятилетия 2000-х, когда вместо ремонта тепловозов приходилось заниматься уборкой цехов и лишь поддержанием оборудования в рабочем состоянии. Но Наталья верила в свой завод и знала, что такое предприятие и такой коллектив так просто не сдадутся и найдут себя в новом времени.
Так и вышло — перенеся все трудности, «Милорем» нашёл свою нишу, провёл реконструкцию, и сейчас отремонтированные на нём тепловозы можно видеть на дорогах всей страны и не только.
«Очень приятно, когда где-нибудь далеко от нашей Тамбовской области встречаешь на железной дороге отремонтированный на «Милореме» тепловоз. Мы их, как говорится, в лицо узнаём. А что, локомотивы — они как люди, у каждого своя судьба!» — считает мастер малярного отделения, где работают как опытные профессионалы, так и молодые девушки и ребята, прекрасно понимающие всю сложность профессии, но сознательно выбравшие этот путь и не боящиеся трудностей
Не зря говорят, что есть такие люди, которые буквально заряжают окружающих своей энергией. И опять же не случайно уже полтора десятка лет коллектив сборочного цеха выбирает Наталью Цуканову председателем своего профсоюзного комитета.
Жизнь порой непредсказуема, и проблем у людей хватает. Но не было такого случая, чтобы проблемы эти остались без внимания. А помощь людям — это тоже работа, которая не бывает успешной без искреннего желания помочь реальным делом. Наверное, потому Наталье Юрьевне всё удаётся, несмотря на любые времена, а их, как известно, не выбирают. В них живут и тепловозы в путь отправляют. В самый добрый путь!