Касм Афоевич Рзгоян, начальник Тамбовского линейного отдела МВД России на транспорте по ЦФО, полковник полиции.
18 февраля отмечается День транспортной полиции. Это праздник всех тех, кто обеспечивает порядок и безопасность пассажирских и грузовых перевозок на всех видах транспорта — железнодорожном, воздушном, водном.
Историю транспортной полиции связывают с появлением и развитием железных дорог. В царской России охрану перевозок обеспечивали жандармы, а после революции 1917 года — милиционеры. Транспорт развивался, поэтому вопрос правопорядка стал острее. И 18 февраля 1919 года был подписан декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны».
Начала формироваться целая система обеспечения безопасности сначала железнодорожного транспорта, а затем и других видов передвижений. В задачи современной транспортной полиции входят не только обеспечение безопасности пассажиров, но и поиск пропавших у них вещей, и розыск воров, мошенников, профилактика травматизма на транспорте, выявление наркотиков.
Всеми этими направлениями успешно занимается и тамбовская транспортная полиция. О её буднях нам рассказал начальник Тамбовского линейного отдела МВД России на транспорте по ЦФО, полковник полиции Касм Афоевич РЗГОЯН.
На службе Отечеству
Свою работу Касм Афоевич знает досконально. На нынешней должности — 13 лет, а общий стаж насчитывает 39 лет. И это всё годы службы — именно на транспорте, сначала в милиции, потом в полиции. Мечта изобличать преступников, бороться с преступностью появилась ещё в детстве.
Родился Касм Афоевич в Армении, служить в армии пришлось в далёком сибирском крае. Армейская служба не только закалила характер молодого человека, научила самостоятельности, но и укрепила в стремлении служить Родине в правоохранительных органах. Рзгоян закончил школу транспортной полиции в Могилёве и был направлен в Тамбов, в тамбовское транспортное подразделение оперуполномоченным по борьбе с хищением грузов, перевозимых по железной дороге.
"В советское время много грузов перевозили именно железнодорожным путём, поэтому тогда было много хищений. Из этого периода моей службы оперуполномоченным мне запомнилось одно сложное дело. В огромных количествах похищались перевозимые грузы. Происходило это преимущественно в ночное время на разных станциях. Мы задержали преступную группу, которая похищала грузы, в неё входило около десяти человек. Похищенное они хранили в своих сараях. Похищали буквально всё: и мебель, и сельскохозяйственную продукцию. У злоумышленников изъяли три грузовика украденного… С хищениями на пассажирских поездах в то время мы тоже успешно боролись, несмотря на трудности. Это сейчас билеты продают только при предъявлении паспорта, указывают фамилию, имя, путь следования, а раньше проездной билет был в виде картонки, где не имелось никаких сведений о пассажире. Если он оказывался преступником, то найти его было сложно. Но находили!"
Развитие произошло колоссальное
— На ваших глазах происходило развитие, в том числе и технологическое, транспортной тамбовской полиции…
— Развитие произошло колоссальное. Когда я пришёл в транспортное тамбовское подразделение, в нашем распоряжении было два стареньких автомобиля. Сейчас автопарк значительно расширился, насчитывается несколько десятков машин. На службе у транспортной полиции современные технологии и методы работы. Изменилась и структура. В 1993 году тамбовское транспортное отделение было преобразовано в отдел.
— То есть территория обслуживания расширилась?
— Значительное расширение территории обслуживания и увеличение количества подведомственных нам объектов произошло в 2020 году. Из ведения территориальных органов нам передали на обслуживание ряд объектов — все привокзальные площади, скверы, примыкающие к ним, все подъездные пути к железной дороге, территорию, на которой находится тамбовский аэропорт, так как воздушный транспорт также входит в нашу структуру, на нашем обслуживании теперь находится и Тамбовский вагоноремонтный завод.
Сотрудники Тамбовского ЛО МВД России на транспорте по ЦФО проводят профилактическую работу с населением
Быть бдительными и не разговаривать с незнакомцами
— Касм Афоевич, больше ли стало преступлений и какие правонарушения на транспорте сейчас наиболее распространены?
— По сравнению с прошлым годом преступность увеличилась незначительно — на четыре процента. Рост связан в основном с расширением обслуживаемой нами территории. Наш отдел успешно раскрывает преступления. Процент раскрываемости достаточно высок.
Что касается структуры преступлений, то раньше, как мы с вами уже говорили, было больше хищений перевозимых грузов. Теперь железнодорожным транспортом меньше перевозят груза, поэтому и этот вид преступлений стал не столь актуальным. Сейчас наиболее распространены правонарушения, связанные с похищением у пассажиров различных гаджетов, в основном мобильных телефонов. Нередко сами люди оставляют свои вещи без присмотра, этим пользуется преступник. Но на сегодняшний день с помощью современных методов подобные преступления легко раскрываются, почти во всех случаях преступника и имущество находим.
А к пассажирам хотелось бы обратиться с огромной просьбой — не оставляйте свои вещи без присмотра, будьте бдительными и не откровенничайте с незнакомыми попутчиками, тем более не распивайте во время пути спиртные напитки! Нередко сами люди наталкивали преступника на мысль о преступлении, рассказывая незнакомцу, какие ценные вещи они везут и где их прячут, где хранятся у них пин-коды от банковских карточек… Вспоминается недавний случай. Задержали вора, который в одном поезде обокрал троих.
С банковских карточек пассажиров похитил довольно внушительную сумму денег, украл ценности. Когда мы с ним разговаривали, выясняя обстоятельства произошедшего, он сказал, что сел в поезд как обычный пассажир без всякой мысли кого-то обокрасть, но попутчики, по его словам, попались такими доверчивыми, рассказали сами, что и где у них хранится, и он не удержался…
— Наркотики тоже находите, изымаете?
— За последние годы этот вид преступности на железнодорожном транспорте стал не столь распространённым. Тем не менее ежегодно выявляются факты незаконного оборота наркотических веществ на транспорте. В прошлом году было выявлено 50 фактов, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Мы их успешно находим и изымаем с помощью специально обученных собак, которые состоят у нас на службе.
Как избежать трагедии
— Одним из важных направлений в работе транспортной полиции всегда была профилактика травматизма на железной дороге. Много ли в последнее время происходит несчастных случаев?
— Ежегодно, к сожалению, несмотря на нашу активную профилактическую работу, на железной дороге смертельно травмируется около десяти человек. Наибольшее количество несчастных случаев происходит с несовершеннолетними.
В прошлом году на нашем участке было зафиксировано два таких факта. В районе Периксы парень с девушкой переходили железнодорожные пути, увидели встречный поезд и отошли в сторону, а то, что сзади них шёл ещё один поезд, не заметили, не услышали, так как были в наушниках… Молодой человек остался жив, а девушка погибла от удара поезда. Вторая трагедия произошла в Кирсанове: здесь погиб тринадцатилетний мальчик, переезжая на велосипеде железную дорогу. Погиб на месте… Основная причина травматизма и несчастных случаев в том, что люди, осознавая опасность, всё равно нарушают правила безопасности: переходят, перебегают железную дорогу в неположенном месте, сокращая путь, взрослые не контролируют детей.
Служба с перспективой и опыт ветеранов
— Касм Афоевич, расскажите, пожалуйста, о коллективе, какие специалисты работают в отделе, есть ли представительницы прекрасного пола и какие требования предъявляются к сотруднику транспортной полиции?
— Считаю, что у нас очень интересная, востребованная и перспективная работа. Есть разные специалисты: и оперативники, и дознаватели, и следователи, и эксперты, и инспекторы по работе с несовершеннолетними.
Служат и представительницы прекрасного пола. Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, еженедельно проводятся занятия по служебной подготовке… Большое значение мы придаём кадровой политике.
Активно ведём профориентационную работу среди школьников, приходим в школы, рассказываем о профессии и подбираем себе смену. Юношам и девушкам, проявившим интерес к нашей службе и успешно окончившим одиннадцатый класс, мы даём целевое направление на обучение в высших учебных заведениях транспортной полиции с гарантией трудоустройства после успешного завершения учёбы.
В прошлом году направляли выпускников школ на обучение, в этом году у нас есть четыре кандидата. Мы направляем в Белгород, условия проживания там очень хорошие, немаловажно то, что стипендия высокая, студент находится на государственном обеспечении. Учиться надо пять лет. После того как молодой человек отучился и поступил к нам на службу, мы его не бросаем.
У нас развит институт наставничества. Опытные сотрудники передают свои знания молодым. У нас есть Совет ветеранов, который возглавляет Анатолий Николаевич Шабалкин, прошедший славный путь в транспортной полиции, он возглавлял отделение по экономическим преступлениям, ему есть о чём рассказать молодым. С удовольствием работают с молодёжью наши уважаемые ветераны — Николай Васильевич Косов, который долгое время служил в уголовном розыске на транспорте и раскрывал самые резонансные преступления, и Николай Иванович Палкин, также служивший в уголовном розыске и возглавлявший штаб.
В связи с нашим профессиональным праздником хотелось бы поздравить коллег, коллектив и наших дорогих ветеранов, посвятивших всю свою жизнь служению Отечеству, поздравить ветеранов, стоявших на страже правопорядка и безопасности. Нынешним сотрудникам, молодым коллегам хотелось бы пожелать уважать свою историю, чтить традиции прошлого, достойно и с честью нести службу.