Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Учительнице литературы из Тамбова исполнилось 100 лет

Общество
Фото: Фото из личного архива М. Я. Бычковой

Мария Яковлевна Бычкова, 1976 год: последний год в школе
Рядом с нами живут самые настоящие легенды, люди с большой буквы, те, кто честно и скромно трудился всю жизнь и по праву завоевал уважение других. Мария Яковлевна Бычкова, как говорят, ровесница века. Она родилась 5 августа 1921 года. Преподавала в школе № 33 Тамбова русский язык и литературу. Учитель по призванию. В большой многодетной довоенной семье в то время нелегко было получить высшее образование, но словно некая путеводная нить вела по жизни Марию Яковлевну. Ей есть о чём вспомнить и о чём рассказать.
В свои сто лет Мария Яковлевна прекрасно владеет словом, у неё изумительная память — помнит по именам многих учеников, своих первых учителей. Мария Яковлевна поделилась интересными воспоминаниями из своего детства. Именно со школы, где училась, и началась дорога в профессию.

Путёвка в педагогику

Родилась Мария Бычкова в селе Горелое Тамбовского района. Семья была и не из бедняков, и не из кулаков — середняки. Это те, у которых были коровы, овцы, куры и обязательно корм для скотины. Жили в кирпичном доме. В семье росло семеро детей, Маша – единственная – девочка – была младшей. Глава семейства был кузнецом.
«Мама умерла рано, мне тогда исполнилось три-четыре годика, и я её не помню, - рассказывает Мария Яковлевна. - Отец остался вдовцом в 42 года. Больше жениться не стал. С детьми и по хозяйству ему помогала его сестра Анна».
Высшее образование из всех детей получили только Мария и один из старших братьев, который закончил в Ленинграде высшее военное политическое училище. А на дальнейшую жизнь нашей героини большое влияние оказала школа, где она училась, её педагогический коллектив.
«Директор школы Леонид Иванович Филонов и его жена — Клавдия Ивановна, моя классная руководительница - хорошо знали нашу семью, помогали нам чем могли. Школьникам старались тогда помогать. И вещи давали. Ботинки, помню, мальчуковые давали... В начальных классах кормили учеников пшённым кулешом. Когда я училась в восьмом классе, меня устроили в нашу школу секретарём, потом оформили на должность библиотекаря. Будучи старшеклассницей, я вела уроки в начальных классах. Помню, был такой случай. Он и оказался судьбоносным для меня. Однажды в школу приехала какая-то комиссия с проверкой. Завуч мне говорит: «Маруся, ты им на глаза не попадайся». Я так и старалась делать. Но у меня был урок чтения в третьем классе. Веду урок, и тут заходит мужчина, он просидел у меня весь урок, потом поинтересовался, что я закончила. А я говорю, что ещё учусь. Он опять спрашивает: «В каком техникуме учитесь?» Я уточнила, что учусь ещё в школе, в десятом классе. Он спросил, куда я хочу потом поступить. Я почему-то планировала ехать в Воронеж поступать в химико-технологический институт, так ему и сказала. Он же мне посоветовал учиться в педагогическом институте...».
Снимок 1940 года, Мария Бычкова - в центре
Первые учителя, разглядев в любимой ученице дар педагога, и дали Марии Яковлевне путёвку в жизнь. Она поступила в Тамбовский педагогический институт. Успела проучиться два курса, как грянула Великая Отечественная война, перечеркнувшая все планы, мечты и надежды. Срок обучения сократили на год. И в июле 1942 года диплом об окончании института был получен. Мария Яковлевна стремилась попасть на фронт, но не получилось. В военкомате предложили начать работать по специальности, заменив ушедших на фронт учителей.
Впрочем, она всё равно внесла свою лепту в борьбу с врагом и в тылу, где было не менее тяжело. Марию Яковлевну направляли рыть противотанковые рвы, она ухаживала за больными в госпитале. Закончив курсы медицинских сестёр, обрабатывала раны, делала перевязки раненым. Преподавала во время войны. В марте 1943 года её пригласили в тамбовское железнодорожное училище №2.
«Сначала вела так называемый политчас, рассказывала о событиях на фронте. Потом поручили преподавать русский язык в столярной группе у девочек и в токарной группе у мальчиков», - говорит Мария Яковлевна.

Ученики и учителя

Постепенно мирная жизнь наладилась. С 1950 года Мария Яковлевна пришла учителем русского языка и литературы в школу № 52. В дальнейшем её переименовали в школу № 33. Там Мария Яковлевна и работала до выхода на пенсию. Она вела уроки в 5 - 10 классах. Была классным руководителем и вдумчивым педагогом. На уроках всегда царила рабочая творческая атмосфера. К каждому ученику могла найти подход и заинтересовать своим предметом, прежде всего потому, что сама любила русский язык и литературу, свою профессию.
«Ко всем, взрослым и детям, я относилась с уважением, никогда ни на кого не кричала, старалась держаться ровно и спокойно. Никогда за всю жизнь у меня ни с кем из учеников не было конфликтов. Хоть кого спросите. Не позволяла себе ни в работе, ни в жизни перекладывать свои обязанности, заботы, трудности на других. Бывало, что и плакала от обид, от неудач, но, чтобы решить какую-то проблему, всегда начинала с себя. Так вот и жила...», - тихо, не торопясь рассказывает Мария Яковлевна.
У Марии Яковлевны есть немало профессиональных наград, среди них — нагрудный знак «Отличник народного просвещения». Но самая дорогая награда — любовь и признание учеников и коллег. Педагоги и выпускники вспоминают о Марии Яковлевне с большой теплотой. Среди её выпускников есть преподаватели, профессора, военные...
Настоящий учитель, пожалуй, всегда оказывает влияние на своих учеников, оставляет след в их душе. С лёгкой руки Марии Яковлевны со школьной скамьи начал писать стихи её ученик — Андрей Владимирович Нистратов, ныне успешный предприниматель, генеральный директор ООО «Маэстро» в Тамбове, окончивший школу № 33 в 1976 году. Увлечение поэзией, стихами так и осталось на всю жизнь, а началось всё в восьмом классе.
«Надо было написать контрольную работу по русскому языку — сочинение на свободную тему. А я взял и написал в стихах. Школьная администрация была в шоке — контрольную работу в стихах ещё никто не писал. Собрался педсовет, но приняли решение мою работу засчитать. Потом и в десятом классе написал сочинение в стихах, и школьную стенгазету выпускал, а когда гитару освоил, то и песни начал писать. И всё это благодаря Марии Яковлевне, она всегда нас учила тому, что можно думать, говорить и писать по-другому, не как все. Вот я и написал тогда школьное сочинение в стихах. За ту работу Мария Яковлевна поставила и за орфографию, и за пунктуацию пятёрки. Хотя у меня всегда была проблема с запятыми - наверное, поэтому и стихи начал писать — там авторская пунктуация! В аттестате о среднем образовании были только три четвёрки, в том числе и по русскому языку, из-за запятых. Остальные — пятёрки. То, что у меня по русскому выходила четвёрка, больше всего переживала Мария Яковлевна. Сильнее меня переживала. Таким она была учителем. Не просто с большой буквы, а с огромнейшей буквы! Мария Яковлевна — учитель, у которого не было любимчиков. Я считаю, что это очень редкое и ценное для педагога качество. Она никогда никого из учеников не унижала, к тем, кто плохо занимался, тоже относилась тактично, с добрым юмором, что заставляло их нервничать из-за не выученного урока и подтягиваться в учёбе... Никогда свои домашние проблемы Мария Яковлевна не выплёскивала на учеников. Это тоже очень ценное качество учителя. Мария Яковлевна и человек — прекрасный. Она всегда была настоящей. Не менялась. Менялась жизнь, а она — нет. Она всегда оставалась Марией Яковлевной Бычковой. Только самые хорошие воспоминания связаны с Марией Яковлевной», - говорит Андрей Нистратов.
Выпуск 1976 года стал последним в школьной биографии Марии Яковлевны. Ещё одна её выпускница этого года поделилась своими воспоминаниями.
Ирина Николаевна Филатова, учитель начальных классов школы № 35 Тамбова, тоже выбрала нелёгкий педагогический путь и отзывается о Бычковой с огромной благодарностью:
«На таких людях, как Мария Яковлевна, всё и держится. Она всю жизнь честно и добросовестно трудилась. Она — настоящий учитель. Что это значит? Она всегда всех внимательно выслушивала, принимала другую точку зрения, и нас учила воспринимать иное мнение. Всегда со всеми была тактична, ко всем коллегам относилась с уважением, а главное — с детьми не было конфликтов, на неё из учеников никто никогда не обижался! И хулиганистые ребятишки у нас были, но со всеми Мария Яковлевна ладила. Тему урока объясняла очень доходчиво. Даже если ученик не выполнил задания, она всегда находила возможность его оценить и поставить отметку. На уроках было интересно, она применяла нестандартные методы.
Помню, мы в десятом классе посмотрели телеспектакль по классическому произведению, но режиссёр подошёл к своей работе необычно, авангардно. Так нам Мария Яковлевна объяснила, почему спектакль был поставлен именно так. Мы обсуждали на уроках книги, не входящие в школьную программу, она нам всегда объясняла суть того или иного произведения. И всегда Мария Яковлевна улыбалась нам! Это очень светлый, добрый и интеллигентнейший человек. Когда я о ней вспоминаю, то всегда улыбаюсь. Хотелось бы пожелать Марии Яковлевне здоровья и бодрости духа!»
Мария Яковлевна ушла на пенсию сразу, как подошёл пенсионный возраст. Со школой, конечно, жаль было расставаться. Школа — это большая часть её жизни. Но ученики, последний выпуск, уже взрослые, солидные и состоявшиеся люди, помнят о своём учителе, звонят, заходят по возможности в гости — поговорить о жизни, вспомнить школьные годы, листая фотоальбомы и разглядывая себя молодых...
Сюжеты: Знай наших
Авторы: