НЕ ЧУДО, А КОЛОССАЛЬНЫЙ ТРУД
Стобалльный результат на ЕГЭ в нашем регионе, по предварительным данным управления образования и науки области, получили в этом году 33 человека. 200 баллов по двум предметам набрали четверо выпускников: учащиеся тамбовского лицея № 29 Елизавета Самородина (обществознание и история) и Андрей Саликов (обществознание и русский язык), а также ученица профильных классов ТГУ им. Г. Р. Державина Анна Корякина (обществознание и история) и выпускник тамбовского лицея № 14 Фёдор Крылов (история и русский язык).
Но главным достижением года стал первый трёхсотбалльник: юноша сдавал русский язык, профильную математику и информатику. Между прочим, школу Валерий Бергман закончил с отличием, с медалью. Документы он подал в национальный исследовательский университет «Высшей школы экономики» в Москве на прикладную математику и информатику.
Такой высокий результат, считают учителя и родители молодого человека, — не чудо и не везение, а колоссальный труд, но с непременным отдыхом и правильно выбранной стратегией, как в рукопашном бое, приёмами которого владеет будущий программист. А круг интересов Валерия широк: театр, фотография, английский, высокие технологии, основы высшей математики, литература, русский язык, обществознание, физика. И во многом он преуспел.
Валерий Бергман неоднократно становился победителем и призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике, математике, астрономии, обществознанию и информатике, а также был призёром заключительного этапа олимпиады ФИЗТЕХ по математике и физике. В конце прошлого года стал победителем Национальной олимпиады по анализу данных «DANO» от Высшей школы экономики, эта победа даёт льготы на поступление в ВШЭ на бюджетное отделение. Успешно закончил лицей академии Яндекса, что только укрепило любовь к программированию. В этом году Валерий получил именную стипендию имени Кудрявцева в области
физико-математических наук. А ещё в копилке у Валерия победы во всероссийских творческих конкурсах на лучшее сочинение по спектаклю «Смута. 1609-1611 гг.», конкурсе фантастических
рассказов «Качели отшельника», фотоконкурсе «Они защищали Родину»... А в составе театральной образцовой студии «Кавардак» Дома культуры «Знамя труда» он стал лауреатом XXI Московского
международного фестиваля школьных театров «Русская драма»...
УЧИТЬСЯ НЕ ЗАСТАВЛЯЛИ
Вообще-то родители Валерия, Дмитрий Валерьевич и Наталия Валентиновна, начинавшие свой трудовой путь учителями: он — истории и обществознания, она — физики и информатики, думали,
что сын растёт гуманитарием. Он рано, лет с четырёх, научился читать, ему это нравилось, с ним много занималась бабушка, Евгения Дмитриевна, тоже учитель, преподаватель русского языка и литературы, истории и обществознания. Бабушка с внуком писали диктанты, учили все уроки.
«Мы никогда не заставляли сына учиться. Мы старались привить ему интерес к учёбе через игру. Так с детства ездили на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, посещали музеи, научно-выставочные центры, где ребёнку можно было принять участие в ролевых играх, знакомящих с той или иной наукой, в экспериментах, в интерактивных выставках. Самостоятельно участвовали в различных творческих конкурсах, например, в конкурсе фоторабот. Потом в школе началось олимпиадное движение. Ему это всё было просто интересно, был интересен сам процесс учёбы», — говорит мама Валерия, Наталия Валентиновна.
В пятом классе Валерий выбрал физико-математический профиль.
«Душа лежит к точным наукам. Мне нравится рассуждать, анализировать, математика нравится возможностью чётко излагать свои мысли, стройностью формулировок. Благодаря урокам моего
первого учителя по информатике Алексея Юрьевича Поветьева, очень понравилась информатика тем, что с помощью неё в жизнь можно воплотить практически любые идеи. В Яндекс-лицее изучил язык
программирования Python. Люблю программировать, писать код. Из интернета узнал, что есть программисты-энтузиасты, которые создают нейронную сеть с нуля, обычно в программировании
используются шаблоны, а тут с нуля, мне понравилась эта идея и попробовал написать свою нейронную сеть... Получилось. Люблю сложные задачи с нестандартным решением. Вообще мне нравится в жизни делать что-то необычное. Люблю, например, жонглировать и овладевать новыми трюками. Жонглировать надо было научиться для спектакля в театральной студии. Но потом это увлечение так и осталось. Это для меня как физическая разгрузка. Люблю играть на гитаре. Люблю гулять с друзьями. Я считаю, что отдых — это очень важно. Невозможно только учиться и учиться. Надо уметь переключаться с учёбы на отдых и наоборот», — рассуждает Валерий Бергман.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА КАК ПОМОЩЬ В ЕГЭ
Самое топовое, как сказали родители юноши, увлечение сына — это театр, театральная студия «Кавардак», не без помощи которой удалось добиться успеха в учёбе и ЕГЭ. В театральную студию Валерия привели родители, когда он был маленьким. Ему там понравилось, особенно коллектив, он нашёл новых друзей.
Было много постановок, в том числе новогодних сказок, но особенно семье запомнилась работа, документальный спектакль о детях войны, где Валерий играл одну из главных ролей, произносил душераздирающие монологи ребёнка, который очень боялся бомбёжки, ребёнка, который сбежал на фронт и попал под артобстрел, ребёнка, который вместе с родителями
слушает объявление о начале войны...
Занятия в театральной студии для Валерия — это коллектив, общение, умение подать себя,
держаться и на сцене и на людях, а самое главное, — это отдых для души и удовольствие, это игра, которая колоссально перезагружает мозг. Мама Валерия вспомнила такой случай. Сыну надо было решить задачи по физике, чтобы пройти отборочный олимпиадный тур. Задачки не решались! А решить их надо было до определённого времени. Валерий пошёл на занятия в театральную студию и
прихватил с собой на всякий случай ноутбук. После театрального тренинга он сел и решил задачи, в сроки уложился. Руководитель студии, режиссёр Валерия Новикова, говорят родители юноши, очень грамотно распределяла время своих подопечных — пока одни репетируют, другие артисты делают свои школьные уроки. Поэтому, несмотря на то, что театр занимал большое место и время в жизни школьника, удавалось везде и всё успевать. А ещё, считает семья Бергманов, для достижения успеха важно поставить цель и выстроить стратегию, проанализировав свои слабые и сильные стороны, совсем как в рукопашном бое, которым также занимался Валерий.
НЕ ОЖИДАЛИ ТАКИХ БАЛЛОВ
«Мы не ожидали по русскому языку получить сто баллов. Пробный экзамен сын написал в диапазоне 74-84 баллов. Но они сели с учителем, проанализировали ошибки и много занимались. После экзамена по математике Валерий вышел и сказал, что всё решил, скорее всего, будет сто баллов. По информатике пробный экзамен написал на 97 баллов, но на самом ЕГЭ сумел собраться, к тому же информатика — его любимый предмет и времени на подготовку было достаточно», — говорит мама Валерия.
Конечно же, рады за своего выпускника его учителя и весь педагогический коллектив лицея № 6
«300 баллов на ЕГЭ из 300 возможных набрал наш выпускник. Многим может показаться, что такой результат – это везение. Это не так. Успех — это природная любознательность, талант и
колоссальные усилия, приложенные для Валерий использовал любую возможность для пополнения своего интеллектуального потенциала и много трудился как в стенах лицея, так и за его пределами. Ни один вопрос Валерий не оставлял без ответа, вопросы литературы и русского языка, истории, культуры обсуждал со своим учителем Татьяной Александровной Денисовой,
самые сложные математические задачи покорялись Валерию в ходе обсуждений, поисков и проб под руководством Марины Германовны Немченко, учителя математики лицея № 6, учителя, который не даёт простых задач и готовых решений. Валерий никогда не оставался в стороне от классных и школьных дел, принимал активное участие во всех наших акциях. Мы за него очень рады», — говорит директор лицея № 6 Вадим Зайцев.
… Документы в вуз мечты на профессию мечты поданы. При подаче заявления Валерию начислили дополнительные баллы — восемь за победу в олимпиаде ВШЭ «DANO» и три балла за аттестат с
отличием. Есть время передохнуть и помечтать о будущем...