Возглавляет финансовое управление области Любовь Петровна Третьякова. В особом представлении Любовь Петровна не нуждается. В финансовой системе области она работает с 1979 года, руководителем регионального финансового управления была с января 2003 года по сентябрь 2015 года. С февраля 2020 года вновь назначена на должность временно исполняющей обязанности заместителя главы администрации области, начальника финансового управления области.
ИНТЕРЕСЫ РОДИНЫ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНЫ С ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ
— Любовь Петровна, какие результаты работы финансовой системы области за последние годы, с Вашей точки зрения, являются наиболее значимыми?
— Вначале мне бы хотелось подчеркнуть значимость труда работников финансовой системы словами Президента России Владимира Владимировича Путина. На одном из последних совещаний он сказал, что «...интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной, и наоборот — нарушения финансовой дисциплины не соответствуют интересам Родины». Конечно, 220 лет — это огромный период, за который финансовая система страны претерпела колоссальные изменения. Даже за последние тридцать лет бюджетную систему затронули кардинальные перемены. Россия — федеративное государство. В её состав входят 85 субъектов Российской Федерации. В основе региональной бюджетной политики лежит бюджетный федерализм, который предполагает самостоятельность каждого публично-правового образования при формировании и исполнении соответствующего бюджета. Каждый субъект имеет определённую бюджетную обеспеченность. На объёмы поступающих в бюджет доходов влияет уровень экономического развития соответствующей территории, а на расходы — структура населения, социально-экономические, климатические, географические и иные объективные факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг. В силу исторически сложившейся структуры валового регионального продукта Тамбовская область относится к регионам с средним уровнем бюджетной обеспеченности.
Вот почему для более качественного выполнения полномочий, возложенных на органы государственной власти области и на органы местного самоуправления, важно обеспечить прежде всего экономический рост, увеличить налогооблагаемую базу и активно продвигать регион в федеральных проектах и программах. Результаты этой работы, как правило, фокусируются в объёмах собственных доходов и безвозмездных поступлений из центрального бюджета. Эти показатели в прошлом году исполнены с хорошей положительной динамикой.
Рост региональной экономики обеспечил увеличение поступлений бюджетообразующих налогов: на прибыль и на доходы физических лиц. Их рост к доковидному 2019 году составил 177% и 121% при среднероссийских показателях соответственно 136% и 120%. С выполнением плановых назначений по доходам справились все органы местного самоуправления. Наилучшие результаты получены в Уваровском, Староюрьевском, Мордовском, Бондарском районах.
За семь месяцев 2022 года доходы консолидированного бюджета Тамбовской области увеличились более чем на 5 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые — на 4,4 млрд рублей. По состоянию на 1 августа 2022 года расходная часть консолидированного бюджета области исполнена с ростом пропорционально росту доходов — 14 процентов. За этими сухими цифрами стоят многочисленные факты развития всех социальных сфер нашей области, выполнение всех расходных обязательств.
ЗАРПЛАТЫ ЛЮДЕЙ И НАЦПРОЕКТЫ — В ПРИОРИТЕТЕ
— Как бюджетная система Тамбовской области справляется с выполнением указов президента по повышению заработных плат бюджетников, с выполнением национальных проектов?
— Дополнительные расходы местных и областного бюджетов на доведение размеров оплаты труда основных категорий работников до среднего уровня заработной платы от трудовой деятельности составили за 2021 год почти 790 млн рублей. Эти ресурсы позволили увеличить заработную плату 22000 бюджетникам в среднем на девять процентов. За третий год реализации национальных проектов в Тамбовской области удалось завершить работы на 287 объектах строительства и благоустройства. В общей сложности на эти цели в прошлом году было направлено 6255 млн рублей федеральных и 2265 млн рублей средств консолидированного бюджета области. В текущем году на реализацию мероприятий национальных проектов предусмотрено почти 11 млрд рублей, из них расходы федерального бюджета составляют 6,7 млрд рублей и региональная составляющая — 4 млрд рублей, то есть доля области по сравнению с 2021 годом выросла почти на 80%.
— Есть ли в регионе бюджет развития?
— Несмотря на сложные обстоятельства, связанные в последние годы с пандемией и карантинными мероприятиями, а в нынешнем году с внешним санкционным давлением, нам удалось сохранить бюджет развития. В 2019—2021 годах ежегодно расходы на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности за счёт средств консолидированного бюджета Тамбовской области составляют 4,7—5,5 млрд рублей. Доля капитальных затрат в общем объёме расходов бюджета Тамбовской области как в «доковидном» 2019 году, так и в последующие годы, сохранялась на уровне 8—8,5%. В текущем году доля капитальных затрат в общем объёме расходов бюджета области выросла до 10,6% и составила 7,9 млрд рублей. Рост инвестиционных расходов связан, в том числе, с участием Тамбовской области в реализации инициатив Президента Российской Федерации с использованием так называемого инфраструктурного меню, в которое входит инфраструктурный бюджетный кредит из федерального бюджета. Он предоставляется на очень льготных условиях.
БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ
— Тамбовская область по оценке Минфина России отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости. Это означает, что наш регион перед кем-то имеет долги, и насколько они велики?
— Да, действительно, Тамбовская область отнесена к такой группе регионов и имеет государственный долг. Ряд муниципальных образований имеют муниципальные долги. Государственный долг у Тамбовской области на начало 2020 года приближался к критическому уровню. Руководитель области Максим Борисович Егоров взял курс на формирование и исполнение сбалансированного по доходам и расходам бюджета. Задолженность перед коммерческими банками заменена бюджетными кредитами. Эти платежи рассрочены до 2029 года. В совокупности принятых мер за два года экономия в целом по консолидированному бюджету области составила 500 млн рублей. Наша область также участвует в программе поддержки субъектов Российской Федерации по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.
— В полномочия финуправления входит выявление нарушений бюджетного законодательства. Каковы успехи в этом направлении, в том числе в сфере контроля государственных и муниципальных закупок?
— Итоги контрольной деятельности финансового управления области характеризуют достаточно высокий уровень качества реализации контрольных полномочий. Так, в 2021 году финансовым управлением области проведено 44 контрольных мероприятия, в том числе 36 проверок в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля, семь проверок в рамках контроля в сфере закупок, одна проверка в рамках внутреннего финансового аудита финансового управления области. Возбуждено 28 дел об административных правонарушениях. Сведения об их итогах проверок предоставлены в прокуратуру Тамбовской области. Финансовые нарушения возмещены на сто процентов. Тамбовская область со своими практиками внутреннего финансового контроля вошла в список пяти лучших регионов России и была отмечена символическим памятным знаком «За высокий уровень организации контрольной деятельности».
УСПЕХОВ В ФИНАНСОВОМ ДЕЛЕ
— Какие задачи ставит перед собой финансовое управление области?
— Сегодня озвучиваются разные сценарии развития ситуации. Прогноз социально-экономического развития Минэкономразвития России выглядит в настоящем моменте уже более оптимистично, чем несколько месяцев назад. Что касается исполнения субфедеральных бюджетов, то при росте их налоговых и неналоговых доходов на 1 июля 2022 года в 127% годовой показатель Минфин России планирует в размере 112%. Мы в своих расчётах по консолидированному бюджету также придерживаемся этой цифры, хотя за семь месяцев текущего года динамика поступлений собственных доходов составила по областному бюджету 124%, по местным бюджетам — 105%. Более объективно оценивать доходы бюджета к «доковидному» 2019 году. И здесь на 1 июля текущего года у нас синхронный с Российской Федерацией рост — 145%. Основные задачи финансового управления остаются неизменными: это обеспечение повышения заработной платы работникам бюджетной сферы по указам президента от 2012 года; обеспечение МРОТ, социальных выплат; показателей национальных проектов. Всем нам необходимо проявить максимальную организованность в работе, мобилизовать все ресурсы для получения запланированного результата.
— Любовь Петровна, чтобы Вы хотели пожелать коллегам в профессиональный праздник?
— Поздравляю работников областного финансового управления, финансовых органов муниципальных районов и городских округов, ветеранов финансовой системы и коллег экономического блока других отраслей с профессиональным праздником — Днём финансиста с пожеланиями всем крепкого здоровья, благополучия, успехов в нашем таком нелёгком, но нужном деле!
Читайте также: Детство в окружении животных: выбор профессии – ветеринар