Когда Насте Луночкиной из посёлка Новопокровка Мордовского района было пять лет, она получила в подарок от мамы синтезатор, о котором к тому моменту уже давно мечтала. Незаметно он стал неотъемлемой частью её досуга: дошкольница с детской непосредственностью могла часами музицировать на нём. И однажды, наблюдая по телевизору за конкурсом юных музыкантов, сообщила близким, что тоже будет великим пианистом, как «та девочка с экрана».
Раскрыть потенциал
Сейчас Насте тринадцать. Вот уже семь лет она воспитанница Мордовской детской школы искусств, на счету которой победы в более чем двадцати конкурсах профессионального мастерства самого разного уровня, в том числе и международных. В конце февраля копилка её наград вновь увеличилась. Одарённая школьница взяла Гран-при международного конкурса «Рассвет талантов», что состоялся в Липецке. Причём в творческой биографии Насти это уже четвёртая награда высшей пробы. По сравнению с ними, остальные незначительные, считает юная пианистка, но это как сказать… Луночкина стала лауреатом I степени на международных конкурсах-фестивалях «Яркие звёзды Великой Победы» и «Суперзвёзды», а также на Всероссийском конкурсе «Душа России — Кострома». В международном конкурсе «Start» жюри присудило ей второе место, а в межрегиональной «Сказке в музыке» — третье. И это, признаться, далеко не все её достижения, список можно продолжать.
«В конкурсном движении Настя участвует со второго класса. Буквально с первых занятий стало понятно, что девочка от природы очень музыкальная, талантливая и этот талант нужно развивать», — говорит её наставник, преподаватель Мордовской детской школы искусств Светлана Гончарова.
И конкурсы — это отличная возможность поверить в себя и получить заряд для дальнейшего профессионального роста, тем более если есть потенциал. У Насти он был изначально — и значительный, да и сейчас, по прошествии лет, по мнению педагога, не раскрыт «на все сто», есть ещё к чему стремиться и над чем работать.
Анастасия и работает. Поначалу она выступала на конкурсах в составе ансамбля на пару с Ангелиной Шалатовой, которая, кстати, тоже подаёт большие надежды в музыке, а когда стала увереннее чувствовать себя на сцене, то сольно.
«Волнение перед выступлением присутствует всегда, — имея за плечами многолетний педагогический опыт, констатирует Светлана Гончарова. — И у юных музыкантов оно обычно даже меньше, чем у подростков, ведь в силу возраста те ещё не понимают всей ответственности момента».
Настя, несмотря на высокий уровень подготовки и скрупулёзную проработку всех сложных фрагментов произведения, по обыкновению тоже переживает, как пройдёт выступление, но ровно до того момента, пока из фортепиано не польются первые аккорды музыки.
«Никогда не знаешь, на каком инструменте придётся играть. По традиции перед началом конкурса его участникам дают всего несколько минут, чтобы ознакомиться, например, с роялем. А ведь инструмент надо почувствовать, подстроиться под него, тем более что в школе мы занимаемся на фортепиано, дома я играю на цифровом пианино. На это нужно время, а его как раз нет», — рассказывает о сложностях, с которыми ей приходится сталкиваться в ходе конкурсов, Анастасия.
Шаг за шагом
Между тем многочисленные достижения Луночкиной строятся не только на её исполнительском таланте и достигнутом уровне техничности, которые в ходе недавнего мастер-класса, прошедшего в стенах Мордовской ДШИ, отметили педагоги из Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова. И не они одни, кстати. Лестные отзывы о своей ученице Светлана Гончарова слышит регулярно. Но «звёздной болезни» у Насти нет. Очередная победа в конкурсе или просто успешное выступление становятся для неё дополнительным стимулом для ещё более серьёзной работы над произведением. Несмотря на напряжённый учебный график, а в общеобразовательной школе Настя тоже круглая отличница, к тому же активно участвующая в общественной жизни, да и зная её, разве может быть по-другому, она ежедневно посвящает музицированию около полутора часов. И лишь немного снижает «планку» в дни занятий в музыкальной школе, которая находится от Новопокровки в десяти километрах. Чтобы сократить время на дорогу, на занятия Настю на машине возит мама, и девочка очень благодарна ей и за заботу, и за поддержку, которую получает на всём этапе обучения.
И за многолетний фото- и видеоархив — тоже. Надежда Васильевна постаралась запечатлеть все знаковые события в жизни дочери, так или иначе связанные с музыкой. Раз за разом просматривая его, Настя погружается в приятные воспоминания, анализирует, в чём преуспела за последнее время и, конечно, проводит «разбор полётов» своих выступлений, тем более что видеоматериалы предоставляют такую возможность.
Каждый год в её репертуаре дополнительно появляются 10—12 новых произведений.
«Конечно, в нём обязательно присутствуют классика или технически сложные этюды — это часть учебной программы, но я стараюсь включать и современную музыку — джазовые композиции или обработки эстрадных песен, — поясняет Светлана Гончарова. — Они близки и понятны современной молодёжи».
И недавний международный конкурс «Рассвет талантов», на котором Настя играла «Ностальгию» Важи Азарашвили, в очередной раз подтвердил это. Юная пианистка приятно удивила жюри, исполнив его в новом прочтении и эмоционально передав образ, созданный композитором.
«На занятиях мы много внимания уделяем именно художественной стороне произведений, — рассказывает Светлана Гончарова. — Дети должны быть эмоционально восприимчивы к музыке, уметь чувствовать её и делиться этими навыками со зрителями».
О том, что с периода пандемии, когда конкурсы перешли в дистанционный формат, Настя явно преуспела в эмоциональном прочтении произведений, говорит и её мама. Она первый её слушатель и критик. Дом у Луночкиных небольшой, так что Надежда Васильевна уже много лет подряд хлопочет по хозяйству под аккомпанемент гамм, этюдов и знаменитых классиков, которых уже даже научилась узнавать по начальным аккордам.
Заманчивые перспективы
Настя же, по собственному признанию, не имеет особых музыкальных предпочтений. Ей по-своему интересны и Бах, и Бетховен, и Мусоргский, и многие-многие другие композиторы.
«Мой топ-лист во многом зависит от настроения, конкретных жизненных ситуаций, каких-то переживаний в данный момент», — делится Анастасия.
В силу возраста он быстро меняется, но уже длительное время в нём неизменно присутствуют произведения Римского-Корсакова, с которыми Луночкина ознакомилась на дисциплине «Музыкальная литература». В будущем она рассчитывает включить их в свой репертуар.
В середине марта в Тамбове на базе ТГМПИ имени С. В. Рахманинова состоится X Открытый региональный конкурс юных пианистов имени С. М. Глаголева. Настя под руководством педагога уже больше полугода усиленно готовится к нему. На сегодняшний день для исполнительницы он самый важный в карьере.
«Раньше я не могла участвовать в этом конкурсе в силу возраста. Сейчас мне тринадцать, и я, наконец, подхожу под его условия, — говорит Настя. — Это будет настоящий смотр талантов! Жюри очень строгое и профессиональное, так как состоит исключительно из именитых пианистов. Для меня важна их оценка».
Луночкина исполнит на конкурсе одно из полифонических произведений Иоганна Себастьяна Баха, а также пьесу по выбору. Репертуар выбран сложный, но Светлана Гончарова уверена в своей ученице:
«Она справится! И с волнением, и с программой».
Всячески подбадривает дочь, прекрасно понимая, какая непростая задача перед ней стоит, и Надежда Васильевна. А Настя, которая на данный момент ещё не до конца определилась в выборе жизненного пути и дальнейшей профессии, рассчитывает, что конкурс в текущем и в следующем году, возможно, поможет ей поставить точку в этом вопросе. В 2024-м Анастасия получит аттестат об окончании Мордовской детской школы искусств и перед ней откроются десятки дорог…