Для этого режиссер спектакля, он же художественный руководитель театра Виктор Федоров выбрал легкое и светлое произведение, пронизанное мудростью и добротой. Это – восточная романтическая сказка по пьесе «Весёлый грешник» из драматургической дилогии Леонида Соловьева и Виктора Витковича «Здравствуй, Ходжа Насреддин!». В ней с легкостью побеждается зло, а добродетель возводится в степень. А назвал новый спектакль режиссер коротко и всеобъемлюще – «О, Бухара!». И это не только обозначение места действия, но и символичный смысл, ведь в переводе с узбекского «бухара» означает «счастье».
О Ходже Насреддине ходят легенды и это один самых популярных героев восточного фольклора от Средней Азии до Балкан. Просто он – воплощение народной мудрости, остроумия, находчивости и, главное, стремления к свободе. Он приходит из ниоткуда, и уходит в никуда, заражая простых людей этим крамольным вообще-то стремлением. Он возмутитель спокойствия для эмиров и султанов, держащих народ в повиновении. И потому за его голову они не скупятся на щедрое вознаграждение. Но Ходжа Насреддин по-прежнему неуловим, и сеет в людях уверенность не опускать руки даже в самых трудных ситуациях.
Именно такое настроение царит на сцене с самых первых моментов спектакля, когда главный герой попадает в экзотичную Бухару. А перенестись в этот сказочный город помогают и великолепные декорации, и потрясающие костюмы, и выразительная музыка, что вместе становятся терпкой как щербет атмосферой жаркого востока. Здесь страсти и грусть на пределе. И снова проявилась фирменная черта тамбовской «молодежки», где труппа является своеобразной коллективной личностью. В спектакле заняты почти все артисты театра, но в этой восточной мозаике у каждого своя краска, создающая замысловатый орнамент, буквально гипнотизирующий зрителя. И он просто не может внутренне не откликнуться на искреннюю игру актеров, талантливо перевоплотившихся в этих ярких персонажей. А они действительно все оказались такими – и наивный эмир, и фееричная хозяйка гарема, и нелепый в своей жадности ростовщик, и глупые стражники, и находчивые щедрые трудяги, и конечно сам остроумный и неунывающий Насреддин, спасающий свою нежную возлюбленную. Ему приходится нелегко, что заставляет переживать зрителя, но зритель знает, Ходжа обязательно что-нибудь придумает и найдет выход.
«Мы решили обратиться к этому персонажу, потому что его юмор, ум и тяга к жизни просто подкупают. Хочется окунуться в эту восточную экзотику, чтобы почувствовать жар человеческих взаимоотношений. Мы постарались попасть и в эпоху, и в национальный колорит. Хорошую комедию поставить непросто. Наш зритель благожелателен, но для актеров важно в процессе этой непростой работы сохранить легкость и непринужденность настроения, которое должно царить на сцене и передаваться зрителям. Надеюсь, что это нам удалось», - поделился режиссер спектакля Виктор Федоров.
Спектакль заставил зрителей не только смеяться, но и задуматься. Ходжа Насреддин не остается в прекрасной Бухаре. Он уходит дальше, признавшись, что устал от «золотой клетки». Потому что ничего нет ценнее свободы. Может, в этом есть его влекущее счастье, за которым стоит идти всю жизнь…