Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Мастера печатного дела: как живёт и работает старейшая тамбовская типография

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Кто-то сказал, что газеты, как и всю печатную продукцию, заменит интернет. А вот и нет! Это как предположение одного из героев фильма «Москва слезам не верит», что в будущем ничего не будет, кроме телевидения. Но театр, кино, книги и газеты прекрасно живут вместе с телевидением и уже давно набравшим силу всепроникающим интернетом и ничуть друг другу не мешают. Наоборот, только дополняют, а что касается печатного дела, то сотрудники нашей тамбовской типографии, одной из старейших в России, уверены на 100 процентов — газеты и книги живы и будут жить, а значит, труд полиграфистов будет всегда востребован, пока человечество сохранит способность читать.

От линотипа до компьютера

Конечно, современные цеха типографии ИД «Тамбов» (бывшее название — «Пролетарский светоч») начинают свою историю всего лишь с прошлого века. При этом можно только удивляться, какой прогресс в работе полиграфистов произошёл в основном за последние 30 лет. И что не менее удивительно, практически весь коллектив типографии, насчитывающий ныне более семидесяти человек, трудится в этих цехах последние три десятка лет почти в неизменном составе. Когда-то они пришли сюда ещё совсем молодыми людьми, некоторые сразу после окончания школы, да так и остались, выбрав профессию печатника делом всей жизни. Как, например, Наталия Степанова, которая за тридцать лет прошла путь от простой рабочей до начальника всей типографии.

«Нет-нет, это вовсе не было моей мечтой детства. Просто приближалось прощание со школой, и мы с подругой исключительно из любопытства решили зайти в типографию и поинтересоваться, что же это за работа такая — газеты печатать. Молодые кадры тогда здесь требовались, мне работа показалась интересной, и я решила остаться здесь пока. И это «пока» растянулось на всю жизнь. Просто поняла, что от меня здесь многое зависит, почувствовала ответственность, доверие к себе, а главное — пульс времени, если хотите. И это вовсе негромкие слова, а отражение реальности жизни, которая менялась на наших глазах, и к которой мы в прямом смысле могли приложить свою руку», — делится Наталия Александровна.
Современная машина для печати газет

И, действительно, ведь ещё в начале 90-х годов газеты в Тамбове печатались способом так называемой «высокой печати». Тексты статей набирались на хитрой машине, что называлась «линотипом», где буквы отливались в свинце, когда оператор набирал текст на специальной клавиатуре. При этом использовался и другой, весьма оригинальный способ набора, когда уже готовые свинцовые буквы из специальной «кассы» наборщицы укладывали в специальные формы в размер газетных полос. Работа эта была очень кропотливой, к тому же текст набирался не в прямом, а в зеркальном отображении и слова читались как бы наоборот — справа налево. Без соответствующей сноровки это сделать довольно трудно, на первый взгляд, практически невозможно, но девушки достигали совершенства в этом деле, доводя его до автоматизма, буквально соревновались в скорости набора. Работа эта, кстати, была сдельной. Ну а сам принцип печати оставался практически неизменным со времён её основателя Ивана Фёдорова. Что же касается фотографий, то изображение вытравлялось специальным химическим способом на металлической пластинке.

Корректура полос согласовывалась с редакциями газет, расположенных в Доме печати. Причём связь осуществлялась посредством пневмопочты, когда печатные полосы, аккуратно скрученные в рулончик и заложенные в специальный патрон, летали по пластмассовым трубам специальной эстакады в редакции и обратно. Такой вот был непростой процесс производства газеты.

Всё изменилось с началом компьютерной эры. Ушли в прошлое линотипы и свинец, отпала необходимость в пневмопочте. На смену всему этому пришёл электронный набор, электронные каналы связи и офсетная печать, невероятно расширившая возможности газетного дизайна.

А сработавшийся коллектив по ходу дела быстро переучивался на новые технологии, совершенствуя своё профессиональное мастерство на новом историческом уровне.

Кадры решают всё

Нынешняя типография — это особое производственное предприятие, состоящее из различных цехов, позволяющих выпускать самую разную печатную продукцию. И хотя процесс благодаря современным технологиям и оборудованию механизирован и автоматизирован во многом, кропотливому ручному труду всё равно осталось место. Например, если тиражи газет с огромной скоростью печатает высокопроизводительная современная машина, то, например, переплёты для книг часто приходится делать вручную, и здесь нужна не просто аккуратность, а настоящая любовь к этому делу. В основном это книги тамбовских писателей и поэтов с небольшими тиражами, но делаются они таким вот кропотливым способом. Это не говоря уже об огромном количестве такой разнообразной продукции, как специальные журналы по заказам предприятий и организаций, всевозможные бланки и анкеты, концертные афиши, а также билеты на спектакли, концерты и даже на аттракционы городского парка от «Колеса обозрения» до каруселей.

«Я пришла в типографию 34 года назад совсем молодой девчонкой, сразу после школы. Конечно, ничего не умела, но очень хотела научиться. А привлекла не только интересная работа, но и та теплота и внимание, с которой меня встретили коллеги. Тогда здесь работали печатники с большим стажем, настоящие мэтры своего дела, и они были нашими наставниками, которые объясняли и показывали всё. И это действительно было очень интересно, тем более что работа была самая разнообразная. И этот интерес у меня сохранился до сих пор. Ведь печатаем мы самую разную продукцию, а значит, каждый день в нашей работе присутствует что-то новое, и ты видишь каждый раз её реальный результат, — говорит печатница Наталия Дорофеева. — А теперь мы, пришедшие в те годы девчонками в эти цеха, сами становимся наставниками. Правда, молодёжь сейчас несколько иная. Многие хотят иметь всё и сразу, включая большую зарплату. И, конечно, далеко не все остаются. Но те, кому по-настоящему интересно, всё же выбирают это своей профессией. Так что страха, что после нас некому будет работать, у нас нет».
Наталия Дорофеева

Будущее начинается сегодня

Действительно, коллектив должен обновляться. Хотя бы просто потому, что с возрастом люди, в конце концов, выходят на пенсию. Но если у нынешних сотрудников-старожилов нет страха за судьбу типографии, то тревога за будущее профессии всё-таки присутствует. Если раньше в расположенном буквально в нескольких шагах профессионально-техническом училище обучали кадры рабочих специальностей для типографии, то сейчас в регионе учебных заведений, где бы готовили полиграфистов, просто нет.

Конечно, сама специфика работы в типографии предполагает конкретное обучение на месте, что доказывает опыт старожилов, которые смогли за годы работы освоить все премудрости печатного дела. Причём, несмотря на то, что коллектив типографии составляют в основном представительницы прекрасного пола, они не менее прекрасно разбираются в технике, на которой работают, включая самую сложную, как отечественную, так и импортную. Но система профессиональной подготовки в регионе, как и профориентация в этой сфере, просто необходима. В этом убеждены наши полиграфисты, а что касается желаний и стремлений молодых, то всё здесь зависит от конкретных людей. А такие молодые, которым дело пришлось по душе, в коллективе есть. Как, например, специалист по многоцветной печати Александр Тимакин. Сюда он пришёл после окончания вуза, где учился не на полиграфиста, но получил техническую специальность. А значит, со сложной машиной, которая из четырёх цветов может создать богатейшую палитру для полноцветной печати, теперь общается на «ты».

Александр Тимакин
«Технические знания помогли и помогают разобраться в работе самого сложного оборудования, которое сейчас установлено в нашем цеху. И работа эта не просто техническая, но и творческая. Ты должен почувствовать машину, что очень важно при подборе цветов. Только тогда получается настоящая гармония. В результате которой твою печатную продукцию человеку приятно взять в руки. Всё-таки это своеобразное произведение искусства. Тем более что наши буклеты часто теме искусства разных жанров и посвящены. Сначала печатаем пробные экземпляры, смотрим на баланс цветов, вносим коррективы и, только добившись оптимального результата, запускаем в печать весь тираж», — рассказывает и показывает Александр.

Вот так всё просто и сложно одновременно. И, конечно, даже на такой умной машине прогресс печатного дела не останавливается. Идёт развитие цифровых технологий, расширяющих возможности полиграфии. А сотрудники надеются, что оборудование нашей типографии, которой ныне исполнилось ровно 235 лет, будет обновляться и совершенствоваться. И что будут новые заказы, а значит, интересная работа, которую здесь привыкли делать на совесть с самым высоким качеством, о котором даже не думал, но всё же, наверно, мечтал, первопечатник Иван Фёдоров.

Сюжеты: Репортажи
Авторы: