Кто-то сказал, что газеты, как и всю печатную продукцию, заменит интернет. А вот и нет! Это как предположение одного из героев фильма «Москва слезам не верит», что в будущем ничего не будет, кроме телевидения. Но театр, кино, книги и газеты прекрасно живут вместе с телевидением и уже давно набравшим силу всепроникающим интернетом и ничуть друг другу не мешают. Наоборот, только дополняют, а что касается печатного дела, то сотрудники нашей тамбовской типографии, одной из старейших в России, уверены на 100 процентов — газеты и книги живы и будут жить, а значит, труд полиграфистов будет всегда востребован, пока человечество сохранит способность читать.
![](https://api.top68.ru/attachments/469c5c0072a7d904dae6609b22d860186956ad07/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/eaf74f8d28866f6fd8f0f4ca702f163f459f1aeb59770ea707bcd6fbcac0/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/469c5c0072a7d904dae6609b22d860186956ad07/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/eaf74f8d28866f6fd8f0f4ca702f163f459f1aeb59770ea707bcd6fbcac0/123.jpg)
От линотипа до компьютера
Конечно, современные цеха типографии ИД «Тамбов» (бывшее название — «Пролетарский светоч») начинают свою историю всего лишь с прошлого века. При этом можно только удивляться, какой прогресс в работе полиграфистов произошёл в основном за последние 30 лет. И что не менее удивительно, практически весь коллектив типографии, насчитывающий ныне более семидесяти человек, трудится в этих цехах последние три десятка лет почти в неизменном составе. Когда-то они пришли сюда ещё совсем молодыми людьми, некоторые сразу после окончания школы, да так и остались, выбрав профессию печатника делом всей жизни. Как, например, Наталия Степанова, которая за тридцать лет прошла путь от простой рабочей до начальника всей типографии.
«Нет-нет, это вовсе не было моей мечтой детства. Просто приближалось прощание со школой, и мы с подругой исключительно из любопытства решили зайти в типографию и поинтересоваться, что же это за работа такая — газеты печатать. Молодые кадры тогда здесь требовались, мне работа показалась интересной, и я решила остаться здесь пока. И это «пока» растянулось на всю жизнь. Просто поняла, что от меня здесь многое зависит, почувствовала ответственность, доверие к себе, а главное — пульс времени, если хотите. И это вовсе негромкие слова, а отражение реальности жизни, которая менялась на наших глазах, и к которой мы в прямом смысле могли приложить свою руку», — делится Наталия Александровна.
![](https://api.top68.ru/attachments/7ff39b99306c497650c5ba027f4aa3a96637f948/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/c3e39e10c48c72a71178f2f7c3b9a0ce0a89f301e251d783ec19b7bfa836/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/7ff39b99306c497650c5ba027f4aa3a96637f948/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/c3e39e10c48c72a71178f2f7c3b9a0ce0a89f301e251d783ec19b7bfa836/123.jpg)
И, действительно, ведь ещё в начале 90-х годов газеты в Тамбове печатались способом так называемой «высокой печати». Тексты статей набирались на хитрой машине, что называлась «линотипом», где буквы отливались в свинце, когда оператор набирал текст на специальной клавиатуре. При этом использовался и другой, весьма оригинальный способ набора, когда уже готовые свинцовые буквы из специальной «кассы» наборщицы укладывали в специальные формы в размер газетных полос. Работа эта была очень кропотливой, к тому же текст набирался не в прямом, а в зеркальном отображении и слова читались как бы наоборот — справа налево. Без соответствующей сноровки это сделать довольно трудно, на первый взгляд, практически невозможно, но девушки достигали совершенства в этом деле, доводя его до автоматизма, буквально соревновались в скорости набора. Работа эта, кстати, была сдельной. Ну а сам принцип печати оставался практически неизменным со времён её основателя Ивана Фёдорова. Что же касается фотографий, то изображение вытравлялось специальным химическим способом на металлической пластинке.
![](https://api.top68.ru/attachments/5db3f0d548ea16b72efa937cec2854ebc1bf6847/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/50a43ace2a80afd591f58cbfd65a8803bfab7e1a907ccbd92a3c3673c3b7/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/5db3f0d548ea16b72efa937cec2854ebc1bf6847/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/50a43ace2a80afd591f58cbfd65a8803bfab7e1a907ccbd92a3c3673c3b7/123.jpg)
Корректура полос согласовывалась с редакциями газет, расположенных в Доме печати. Причём связь осуществлялась посредством пневмопочты, когда печатные полосы, аккуратно скрученные в рулончик и заложенные в специальный патрон, летали по пластмассовым трубам специальной эстакады в редакции и обратно. Такой вот был непростой процесс производства газеты.
Всё изменилось с началом компьютерной эры. Ушли в прошлое линотипы и свинец, отпала необходимость в пневмопочте. На смену всему этому пришёл электронный набор, электронные каналы связи и офсетная печать, невероятно расширившая возможности газетного дизайна.
А сработавшийся коллектив по ходу дела быстро переучивался на новые технологии, совершенствуя своё профессиональное мастерство на новом историческом уровне.
Кадры решают всё
Нынешняя типография — это особое производственное предприятие, состоящее из различных цехов, позволяющих выпускать самую разную печатную продукцию. И хотя процесс благодаря современным технологиям и оборудованию механизирован и автоматизирован во многом, кропотливому ручному труду всё равно осталось место. Например, если тиражи газет с огромной скоростью печатает высокопроизводительная современная машина, то, например, переплёты для книг часто приходится делать вручную, и здесь нужна не просто аккуратность, а настоящая любовь к этому делу. В основном это книги тамбовских писателей и поэтов с небольшими тиражами, но делаются они таким вот кропотливым способом. Это не говоря уже об огромном количестве такой разнообразной продукции, как специальные журналы по заказам предприятий и организаций, всевозможные бланки и анкеты, концертные афиши, а также билеты на спектакли, концерты и даже на аттракционы городского парка от «Колеса обозрения» до каруселей.
![](https://api.top68.ru/attachments/042daeff38dc4d64c2cef097cbe802b9c9958222/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/096539727f2647d59b4a13fe3874a9875a7d6b56e158c2c747800587abff/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/042daeff38dc4d64c2cef097cbe802b9c9958222/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/096539727f2647d59b4a13fe3874a9875a7d6b56e158c2c747800587abff/123.jpg)
«Я пришла в типографию 34 года назад совсем молодой девчонкой, сразу после школы. Конечно, ничего не умела, но очень хотела научиться. А привлекла не только интересная работа, но и та теплота и внимание, с которой меня встретили коллеги. Тогда здесь работали печатники с большим стажем, настоящие мэтры своего дела, и они были нашими наставниками, которые объясняли и показывали всё. И это действительно было очень интересно, тем более что работа была самая разнообразная. И этот интерес у меня сохранился до сих пор. Ведь печатаем мы самую разную продукцию, а значит, каждый день в нашей работе присутствует что-то новое, и ты видишь каждый раз её реальный результат, — говорит печатница Наталия Дорофеева. — А теперь мы, пришедшие в те годы девчонками в эти цеха, сами становимся наставниками. Правда, молодёжь сейчас несколько иная. Многие хотят иметь всё и сразу, включая большую зарплату. И, конечно, далеко не все остаются. Но те, кому по-настоящему интересно, всё же выбирают это своей профессией. Так что страха, что после нас некому будет работать, у нас нет».
![](https://api.top68.ru/attachments/a8253bb7ceeabd03748039a6cbfdef65078dc613/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/6217cbf5ca34ac0337b72da558b39937d031536101a2e896f0c054bc8e34/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/a8253bb7ceeabd03748039a6cbfdef65078dc613/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/6217cbf5ca34ac0337b72da558b39937d031536101a2e896f0c054bc8e34/123.jpg)
Будущее начинается сегодня
Действительно, коллектив должен обновляться. Хотя бы просто потому, что с возрастом люди, в конце концов, выходят на пенсию. Но если у нынешних сотрудников-старожилов нет страха за судьбу типографии, то тревога за будущее профессии всё-таки присутствует. Если раньше в расположенном буквально в нескольких шагах профессионально-техническом училище обучали кадры рабочих специальностей для типографии, то сейчас в регионе учебных заведений, где бы готовили полиграфистов, просто нет.
![](https://api.top68.ru/attachments/0c613eb9b58a5809b6d3dd5ab0d427bf9dce1feb/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/4f1fc7c6d8ebb151ae008e56f11994f2f10f70584f533ce800481961284a/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/0c613eb9b58a5809b6d3dd5ab0d427bf9dce1feb/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/4f1fc7c6d8ebb151ae008e56f11994f2f10f70584f533ce800481961284a/123.jpg)
Конечно, сама специфика работы в типографии предполагает конкретное обучение на месте, что доказывает опыт старожилов, которые смогли за годы работы освоить все премудрости печатного дела. Причём, несмотря на то, что коллектив типографии составляют в основном представительницы прекрасного пола, они не менее прекрасно разбираются в технике, на которой работают, включая самую сложную, как отечественную, так и импортную. Но система профессиональной подготовки в регионе, как и профориентация в этой сфере, просто необходима. В этом убеждены наши полиграфисты, а что касается желаний и стремлений молодых, то всё здесь зависит от конкретных людей. А такие молодые, которым дело пришлось по душе, в коллективе есть. Как, например, специалист по многоцветной печати Александр Тимакин. Сюда он пришёл после окончания вуза, где учился не на полиграфиста, но получил техническую специальность. А значит, со сложной машиной, которая из четырёх цветов может создать богатейшую палитру для полноцветной печати, теперь общается на «ты».
![](https://api.top68.ru/attachments/97cf78a78a79b3a7b243f118a8b6abe3600e1426/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/6fc80ff9085637bbe9a8718266c1d209d4793300ec393395ebabd0b4d2cd/123.jpg)
![](https://api.top68.ru/attachments/97cf78a78a79b3a7b243f118a8b6abe3600e1426/store/crop/0/0/1024/682/1024/682/0/6fc80ff9085637bbe9a8718266c1d209d4793300ec393395ebabd0b4d2cd/123.jpg)
«Технические знания помогли и помогают разобраться в работе самого сложного оборудования, которое сейчас установлено в нашем цеху. И работа эта не просто техническая, но и творческая. Ты должен почувствовать машину, что очень важно при подборе цветов. Только тогда получается настоящая гармония. В результате которой твою печатную продукцию человеку приятно взять в руки. Всё-таки это своеобразное произведение искусства. Тем более что наши буклеты часто теме искусства разных жанров и посвящены. Сначала печатаем пробные экземпляры, смотрим на баланс цветов, вносим коррективы и, только добившись оптимального результата, запускаем в печать весь тираж», — рассказывает и показывает Александр.
Вот так всё просто и сложно одновременно. И, конечно, даже на такой умной машине прогресс печатного дела не останавливается. Идёт развитие цифровых технологий, расширяющих возможности полиграфии. А сотрудники надеются, что оборудование нашей типографии, которой ныне исполнилось ровно 235 лет, будет обновляться и совершенствоваться. И что будут новые заказы, а значит, интересная работа, которую здесь привыкли делать на совесть с самым высоким качеством, о котором даже не думал, но всё же, наверно, мечтал, первопечатник Иван Фёдоров.