Девочки, что занимаются в объединении «Азбука шитья и рукоделия» в Уметском Доме детского творчества, как и все подростки, любят ходить по магазинам. Но в последнее время вместо привычных торговых точек, в том числе для рукодельниц, их часто можно увидеть там, где продают стройматериалы.
Фантазия и ремесло
«Мы покупаем там болты, гайки, мелкую фурнитуру, — перечисляет шестиклассница Умётской агроинженерной школы Марина Рыбакова.
Список этот на самом деле длинный, порой вмещает десять и более наименований. Крепежные изделия школьницы выбирают долго и тщательно, ведь они являются основой для композиций, выполненных в технике стимпанк.
С новым направлением восемь воспитанниц творческого объединения познакомились благодаря своему наставнику, педагогу дополнительного образования Наталии Хлопотниковой. Освоив технику сама, она как‑то захватила изделия ручной работы на занятия, чтобы показать и рассказать о них.
«Признаться, я не ожидала такой бурной реакции от девочек. Они с интересом рассматривали баночки, интересовались, как сделать аналогичные, что для этого нужно, — говорит Наталия Владимировна. — Поначалу я не планировала включать стимпанк в учебный план, но под натиском воспитанниц сдалась. Разработала учебную программу и мы начали заниматься».
Эта техника дает вторую жизнь привычным вещам.
«Раньше использованные баночки из-под кофе или чая я просто выбрасывала, а сейчас они идут в дело. Стеклянные, металлические и даже из картона — все удобны в работе», — поясняет Марина Рыбакова.
В творческом объединении она занимается второй год, примерно полгода специализируется на стимпанке. Это популярное в больших городах направление в декоративно-прикладном искусстве особенно пришлось ей по душе и на сегодняшний день затмило все пять-шесть, которые она под руководством педагога освоила до этого. А арсенал техник у Марины действительно обширен: она с удовольствием шьет мягкие и ватные игрушки, знает, как свалять изделие из шерсти. Популярные тильдовые игрушки тоже создает творчески, как и народные куклы, в которых удивительным образом слились воедино прошлое и настоящее.
Новые идеи
Это правило, кстати, актуально и для стимпанка. Стилизованные особым образом изделия дополнительно состаривают, добиваясь нужного визуального эффекта. Между тем процесс их изготовления довольно кропотлив, трудоемок и растянут по времени. От начального этапа до финального может пройти два-три дня. Спешка в этом по-настоящему творческом деле может испортить даже самый простой по задумке handmade.
Хотя, признаться, «простых» для воплощения идей в стимпанке не существует.
«Стараемся так подбирать фурнитуру, чтобы она гармонировала с основой — баночкой. Учитываем материал, размеры, фактуру», — уточняют Мария Роинская и Анастасия Соколова.
Как и Марина, они нашли себя в творчестве и считают, что стимпанк позволяет максимально проявить фантазию. С помощью болтов, гаек, пружин, заклепок и другого мелкого крепежа, в разновидностях которого школьницы стали разбираться ничуть не хуже мужчин, можно выложить цветы, животных, птиц, создать авторские изображения.
«Это высший пилотаж. Девочки пока не достигли такого уровня мастерства, но мы стремимся к нему, — комментирует Наталия Хлопотникова. — Они размещают элементы декора в хаотическом порядке, основываясь на своем представлении о прекрасном. Однако даже так в их изделиях легко угадываются оригинальные рисунки, которые каждый может трактовать по-своему».
Но прежде чем рисунок проявится на основе — а процесс выкладки элементов порой длится часами, так как, как замечают юные мастерицы, нет предела совершенству — следует эту основу надлежащим образом подготовить. Традиционно ее покрывают акриловой краской, распыляя ее из баллончика. Затем просушивают и приклеивают на клей «Момент» или монтажный клей разнообразные декоративные элементы. Их прокрашивают дважды, а после финальной просушки наносят золотую или медную краску, состаривая композицию.
Чтобы сэкономить на расходниках, которые сейчас дороги, баллончики девочки используют в основном для выставочных образцов, а для изделий рабочих, таких, на которых набивается рука и формируется художественный вкус, оказывается достаточно акриловых красок для живописи. Поверхности, покрытые ими, сохнут быстрее, а выглядят столь же эстетично.
«Знакомство с техникой мы начали с декорирования баночек. Но стимпанк многогранен, — констатирует Наталия Хлопотникова, которая в свое время узнала о нем из интернета, а уже затем познакомилась с тамбовскими мастерицами, владеющими им. — В этом стиле делают и рамочки для фото, и обложки записных книжек и ежедневников, чехлы для сотовых телефонов, ремни для одежды или часов».
Интересное хобби
Зачастую в поисках фурнитуры воспитанницы объединения знакомятся с такими же творческими людьми, которые живут с ними по соседству, проявляют интерес к истории своей семьи, узнают при каких обстоятельствах у мам и бабушек появилось то или иное украшение. Бывает, что и для стимпанка что‑то в закромах находится: одинокая сережка без пары, элементы брошки или браслета. Кстати, именно цепочка стала украшением миниатюрной шкатулки, которая, как и другие изделия воспитанниц, недавно была представлена на суд жюри муниципального этапа XX регионального конкурса одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Тамбовщины».
«Цепочка стала своего рода смысловым акцентом, демонстрирующим, для чего, собственно, предназначена эта шкатулка. Декоративных элементов на ней было много, но чего‑то всё не хватало. И когда нашли ее, причем совершенно случайно, поняли, что это именно то, что нужно», — говорит педагог.
Такие поиски — дело для рукодельниц привычное. В свое время так было и с браслетом с изображением павлина, который Наталия Хлопотникова приобрела, находясь в отпуске на юге.
«В какой‑то момент он мне разонравился, но выкидывать жалко, оставила. И когда декорировала одну из первых своих бутылок в стиле стимпанк, примерила его на основу. Словно тут и был», — рассказывает она.
В районном Доме детского творчества Наталия Владимировна работает без малого тридцать лет. За это время она овладела как минимум десятью основными техниками рукоделия и передает свои навыки девочкам-подросткам. В каких из них она явно преуспела, можно судить по оригинальному интерьеру ее дома, где топиарии соседствуют с декупажем, а картины из шерсти с народными куклами и тильдами.
Такой музей в миниатюре мечтает иметь каждая рукодельница. Марина Рыбакова не исключение. Она усердно перенимает опыт, растет профессионально, и параллельно в ее доме увеличивается количество авторских элементов декора. Карандашница в стиле стипанк, неизменно приковывающая внимание гостей, лишь один из них. Школьница намерена и дальше совершенствоваться в этой технике, перейдя от объемных моделей к пейзажным зарисовкам.