Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Вторая жизнь музыканта. Несмотря на потерю зрения тамбовчанин продолжает заниматься любимым делом

Общество
Фото: Павел Васильев

Концерт, творческий конкурс, фестиваль, театрализованная постановка — если они проходят в тамбовском отделении Общества слепых, то практически на каждом мероприятии среди выступающих можно увидеть немолодого мужчину, неизменно привлекающего внимание. У него и внешность артистическая, и набор дарований ей под стать: этот самодеятельный артист поет, аккомпанируя себе на гитаре, читает стихи собственного сочинения, играет на баяне… Александр Михайлович Богатырев — один из активных участников самодеятельности, а его таланты подтверждены не только аплодисментами, но и грамотами. Некоторыми из них он дорожит особенно, например, дипломом за третье место во всероссийском фестивале самодеятельных авторов ВОС «Плоды вдохновения» в номинации «Автор-исполнитель».

С «полимермаша» в музучилище

Практически вся жизнь Александра Михайловича связана с музыкой. В середине шестидесятых он работал регулировщиком КИП на «Полимермаше», участвовал в самодеятельности — играл на кларнете. Видно, играл неплохо, потому что посоветовали ему пос­тупать в музыкальное училище, и в 1968 году он стал студентом по специальности «кларнет».

«Еще во время учебы в 1970 году меня пригласили в вокально­инструментальный ансамбль в ресторане «Центральный», который тогда только открылся», — вспоминает Александр Михайлович.

Опыт у него был: играл на танцах, которые устраивались вечерами по выходным в театре кукол. Работа устраивала, но он все‑таки захотел посмотреть, куда приглашают. А там — ресторан же — первым делом накормили, и для студента это оказалось решающим. В ансамбль его приглашали как пианиста, но пригодился и его собственный саксофон, и кларнет.

«Даже на барабанах приходилось стучать, если нештатная ситуация случалась», — поясняет Александр Михайлович. «Ситуация» чаще всего была связана с алкоголем — специфику работы в ресторане выдерживал не каждый. А вот Александра Михайловича пагубная страсть миновала: он никогда не «употреблял», ну разве что рюмочку на праздник, ресторанные соблазны на него не действовали.

Фото: Павел Васильев
«В начале семидесятых купил звукоаппаратуру и стал петь под гитару. Прежде вообще не пел, а тут попробовал, и оказалось, что могу, и людям нравится»,— Александр Михайлович напевает одну за другой песни из тогдашнего репертуара: «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся», «Льет ли теплый дождь», «Я возвращаю ваш портрет»…

В ресторан ходят «отдыхать», а не слушать концерты, но это не значит, что играть можно кое‑как, поэтому ансамбль по выходным собирался на репетицию. В другие дни это никак не получалось, ведь тромбонист работал на ЖБИ‑2 бетонщиком, барабанщик — смазчиком на железной дороге… А трубач, который был и руководителем коллектива, учился в институте культуры. Когда его по распределению направили заведовать клубом в село Туголуково, а это как-никак в Жердевском районе, ансамбль остался без руководителя. Занять эту должность предложили Александру Михайловичу. Он как раз окончил музучилище и был единственным профессиональным музыкантом.

График позволял иметь разные подработки, и они были, в том числе и такие интересные, как занятия с детьми, ведь диплом позволял быть и преподавателем в музыкальной школе. Вот он и попробовал себя в преподавании: построили ДК «Строитель», а там открылось множество кружков и студий, куда требовались педагоги, и несколько лет он учил ребят игре на гитаре.

Фото: Павел Васильев

Красные точки

Ну а потом все начало меняться, а вместе с меняющейся жизнью менялись и привычки людей. В середине девяностых отчего‑то перестали ходить в ресторан «отдыхать». Днем обедать приходили, а по вечерам — нет. А значит, исчезал смысл содержать ансамбль… Александру Михайловичу тогда предложили остаться в штате сторожем, и он не возражал: надо до пенсии дорабатывать. А потом ресторан и вовсе закрылся… Но тут уже и пенсия подоспела. На «заслуженном отдыхе» он без дела не сидел, подрабатывал, занимаясь отделочными работами, и с гордостью перечисляет приметные тамбовские здания, которые были его «объектами».

А кроме работы еще и дача есть, там не только речка в десяти мет­рах от порога, но и огород, и всякие дела хозяйственные.

«Мне было шестьдесят шесть лет, когда я стал замечать, что если, к примеру, пропалываю что‑то, работаю, наклонившись, а потом резко выпрямляюсь, то перед глазами красные точки летают. Один из соседей по даче — врач, вот я у него и спросил, что бы это могло означать. Он очень серьёзно сказал: «Я договорюсь, чтобы тебя завт­ра же приняли в глазной больнице». Стали меня осматривать, и оказалось, что на обоих глазах очень повышено внутриглазное давление. Вот так и нашли глаукому», — вспоминает Александр Михайлович.

Сделали операцию. Но полностью соблюсти послеоперационный режим, когда очень долго нельзя напрягаться и запрещено поднимать что‑то тяжелее карандаша у него не получилось… Зрение продолжало ухудшаться, и через год ему уже дали первую группу инвалидности.

Фото: Павел Васильев

Научись играть…на мандолине!

«Два года просидел дома, ничего не делал, не знал, чем себя занять. А потом кто‑то спросил, отчего же ты в Общество слепых не идешь. Вот и пошел, меня там приняли очень приветливо, а уж когда узнали, что я музыкант, так и совсем обрадовались», — вспоминает Александр Михайлович.

Он начал петь в вокальном коллективе, а через некоторое время и выступать, как раньше, сольно, исполняя песни под гитару. Но жить только прошлым опытом не хотелось, и он задумал осваивать новые инструменты. Научился играть на мандолине, на баяне и немного на гармони. Учился исключительно по слуху и применяя знания, что уже имел; времени и усилий не жалел. Когда он осваивал баян, знакомый баянист сказал, что, мол, без гамм, как в музыкальной школе, — никуда, и Александр Михайлович добросовестно разыгрывал гаммы…

Сейчас он не только участвует в концертах, но и занят в постановках театрального коллектива, например, в композиции о поэтах Золотого и Серебряного века, исполняет песни известных советских бардов, а в театрализованной сценке выступает в роли Жени Лукашина, когда тот поет «Я спросил у ясеня…».

Фото: Павел Васильев

Рядом и вместе

Пока не потерял зрение, Александр Михайлович не догадывался, что может сочинять стихи. Способность эта проявилась у него словно в утешение за утрату, и, наверное, поэтому все его стихи очень добрые. А набралось их на целый сборник — почти полная общая тетрадь в 96 листов. Записывает их в такую тет­радь жена Надежда Степановна.

Часто говорят, что за каждым мужчиной, за его успехами, достижениями и преодолениями, стоит женщина. Но еще чаще женщина стоит, как Надежда Степановна, рядом и вместе.

Поженились они больше полувека назад всего‑то через пару месяцев знакомства, которое произошло на танцах. Они как‑то сразу поняли, что созданы друг для друга. Время показало, что не ошиблись, — за все годы, прожитые вместе, они ни разу не поссорились по-настоящему. Александр Михайлович даже сочинил стихотворение, в котором описал их жизнь и любовь, ни в чем не погрешив против истины. Ну разве что количество детей пришлось немного увеличить — исключительно для рифмы и размера. Впрочем, дело ведь не в количестве, а в качестве — а на своих двух дочерей Александр Михайлович и Надежда Степановна не нарадуются. А уж когда все, и дети, и внуки, собираются вместе — вот где счастье‑то.

И что бы там ни говорили про то, что любовь продолжается три года, у Александра Михайловича и Надежды Степановны она за пятьдесят с лишним лет семейной жизни не только не пропала, но стала крепче.

Несколько лет назад, когда Александр Михайлович уже потерял зрение и стало понятно, что вернуть его невозможно, по телевизору показали очередной медицинский сюжет, разбередивший боль. Тогда Надежда Степановна и сказала: вот если бы врачи могли сделать так, чтобы мои глаза «поделить»: один тебе и один мне. — я бы не задумываясь согласилась на такую операцию.

Жаль, не придумали таких операций. И поэтому у них просто одна жизнь на двоих, и они всегда рядом, даже если Александр Михайлович на сцене, а Надежда Степановна в зале.

Фото: Павел Васильев

P.S.

Первый снег

Ночью выпал первый снег,
Удивил он утром всех.
Тихо падает, кружится,
От него спешат укрыться
наши куры под навес.
В конуру барбос залез,
Нос торчит, снежинки тают,
По усам росой стекают.
Воробьи друг к дружке жмутся,
Под карнизом не дерутся
А козленок из сарая выбегает,
замирая,
И, оставив след копытца,
спешит к маме воротиться.


Песня о Тамбове

Город большой и праздничный
Встречает свой юбилей.
Желаем ему мы радости,
Долгих счастливых дней.

Неба желаем мирного,
Удачи во всех делах.
Славой герба пчелиного
светится он в веках.
Тамбов — среди полей, среди лесов,
Тамбов — среди цветов, среди садов,
Тамбов — ты город юности моей,
Ты с каждым годом мне родней, Тамбов!

Авторы: