Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Демография: исследования и перспективы. О проекте ТГУ им. Г.Р. Державина рассказывает Павел Моисеев

Общество
Фото: ТГУ им. Г.Р. Державина/ Павел Моисеев

Летом 2023 года в ТГУ запустили большой исследовательский проект, посвящённый региональной демографии. И хотя наука — дело неспешное, исследователи успели получить некоторые предварительные результаты. Размышлениями по этому поводу делится ректор вуза Павел Моисеев.

Общее дело

В соответствии со сложившейся традицией, статьи о демографии принято начинать с живописания довольно унылой картины: СКР существенно ниже двух, «вымирающие» сёла, замещение коренного населения… Любому, кто читает эти строки, соответствующие цифры и тенденции известны. Поэтому предлагаю дать слово оптимистам – в частности, мне – и направить тревоги в созидательное русло. Уныние – тяжкий грех.

Несколько месяцев назад в Державинском университете развернулся научный проект «Аналитическое обеспечение демографической политики». Его задача состоит в том, чтобы найти наилучшие точки приложения усилий по стимулированию рождаемости. Мы хотим составить рейтинги (сейчас для районов и городов, позже – для крупных поселений), которые показывали бы демографический потенциал, а также состояние факторов, управляющих демографическим поведением. Мы создали несколько рабочих групп по разным дисциплинам – «Демография», «История», «География», «Экономики и социология». Университет фактически впервые выделил несколько миллионов внутренних средств на крупный гуманитарный проект, не ожидая доходов от инноваций, а рассчитывая лишь на социальный эффект. Мы воспринимаем эту работу как нашу миссию – миссию регионального опорного вуза.

В этом деле у Державинского есть два искренних и крайне полезных партнёра: министерство соцзащиты и семейной политики Тамбовской области и Институт демографической политики имени Д.И. Менделеева. 

Студенческая семья
Фото: ТГУ им. Г.Р. Державина

Роль университетов

Я посмотрел расчёты профессора Сергея Симонова: сейчас вступает в возраст, когда пора заводить семью и рожать детей, не самое малочисленное поколение. Его нельзя упустить. 

Социологические опросы показывают, что молодёжь ориентирована на семью с двумя и даже тремя детьми. Увы, эти планы обычно терпят крах, потому что рождение первого ребёнка откладывается на «потом»… Увеличение среднего возраста матерей при рождении первого ребёнка ведёт к сокращению числа детей в семьях: ухудшается женское здоровье, остаётся меньше времени на рождение последующих детей. 
Не хочу показаться гоголевской унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла, но системным депрессором рождаемости в развитых странах является современное образование – чрезвычайно долгое, чрезвычайно трудоёмкое, а иногда и слишком дорогостоящее. В вузах сконцентрирована молодёжь именно в том возрасте, когда новое поколение – в идеальном сценарии – должно создавать семьи и рожать первенцев. 

Наше предложение, которое мы постоянно озвучиваем на разных площадках, заключается в том, что вузы должны стать субъектами (точнее – операторами) федеральной пронаталистской политики, нацеленной на снижение возраста рождения первого ребёнка (в разумных пределах, конечно): с нынешних 26 лет до 20-24 лет. Сейчас мы разрабатываем проект демографического стандарта для вузов России – своего рода типовую политику. 

Аналогичную роль университет мог бы сыграть и в региональных программах снижения возраста первых рождений. 

Встреча ректора с многодетными сотрудницами университета
Фото: ТГУ им. Г.Р. Державина

Фактор благополучия

Предварительный анализ результатов социологического исследования, проделанного профессором Еленой Меркуловой, свидетельствует, что демографические планы сельского населения по-прежнему сильно зависят от финансовой состоятельности семей. В современной демографии есть влиятельная идея, что материальный фактор уже практически не действует или почти не действует на демографическое поведение. Это, очевидно, верно для Западной Европы, Южной Кореи и Москвы. Но в нашем регионе, возможно, этим рычагом пока можно пользоваться, а на селе – пользоваться с бо́льшим успехом, чем в городе. А ведь доля сельского населения в нашем регионе весьма велика.

Демографическая устойчивость

Если почитать околодемографическую публицистику, то становится страшно: сёла «вымирают»… Я не раз общался с историком профессором Валерием Канищевым на эту тему. Он занимается сейчас типологизацией всех сельских поселений Тамбовкой области, выясняя наличные демографические стратегии и уровень развития инфраструктуры, влияющей на демографическое поведение. Оказалось, что поселения, основанные первыми русскими переселенцами на нашем тамбовском фронтире в XVII веке, являются до сих пор необычайно устойчивыми даже на фоне нынешнего запустения сельской местности (вызванного, кстати не «вымиранием», а урбанизацией и машинизацией сельского хозяйства). В чём секрет демографической устойчивости? Самая выгодная в области география и логистика? Исторически возникший прочный локальный менталитет? Будем изучать. 

Сейчас особое внимание уделяется опорным населённым пунктам. Может быть, имеет смысл разработать специфические региональные критерии для определения дополнительного списка населённых пунктов, которым будет обеспечено приоритетное внимание?

Фото: Вадим Панов

Гармоничность

Миграция – абсолютный депрессор по отношению к рождаемости. Причём, речь идёт и о входящей миграции (разрушается привычная среда, сообщества и пр.), так и об исходящей (миграционные настроения ведут к откладыванию рождений, да и решаются на переезд люди, как правило, фертильного возраста). Говоря об ослаблении исходящей миграции, обращу внимание на её ключевые факторы – уровень доходов (его довольно трудно изменить в одночасье) и качество жизнь (а вот здесь можно добиться успеха). Масштабное исследование качества жизни в городах и районах области провела в рамках демо-проекта профессор Елена Меркулова. Исходные материалы и сводные индексы готовятся к публикации.

Пространство жизни

Есть красивая демографическая идея, что люди склонны создавать многодетные семьи, если живут на земле в собственном просторном и комфортном доме. Даже если это теория не верна на все сто процентов (на самом деле, можно привести контр-примеры из опыта западных стран), тем менее, я её горячий поклонник. Многоэтажные города – плохое место для размножения (конечно, если речь идёт о людях, а не о голубях, крысах и тараканах). Я понимаю, зачем плотно застраиваются Манхеттен и Москва-сити, но зачем посреди Окско-Донской равнины мы скучились, сжались в грохочущий пыльный коммунально-проблемный полис? Географическими аспектами демографической проблемы занимается профессор Сергей Панков. 

Кстати, ключевые числовые данные, которые получены в ходе проекта (статданные, экспертные оценки, материалы опросов, результирующие индексы и др.) мы «упаковываем» в геоинформационную систему (ГИС). Она позволяет не только визуализировать данные, но и является своего рода агрегатором сведений об области. Оболочка для ГИС создана, сейчас наполняется, уже доступна в Интернет: можно смотреть диаграммы, тепловые карты, скачивать таблицы и т.д. 

Мечты

Каковы возможные перспективы проекта? Во-первых, разработка и внедрения локального добавления к общенациональному рейтингу «Экология. Кадры. Государство». ЭКГ-рейтинг фиксирует уровень социальной ответственности корпораций. Мы могли бы добавить к этому рейтингу результаты локальных обследований. Например, мы могли бы фиксировать, кто своими выбросами делает жизнь местных жителей невыносимой или способствует замещению местного населения, «импортируя» гастарбайтеров и т.п. (Не имею в виду какие-то конкретные компании, просто привожу примеры из общенациональной повестки.) 

Вторая перспектива – участие вуза в разработке локальных форм пространственного развития населённых пунктов. Надеемся способствовать созданию комфортных в инфраструктурном смысле и гармоничных в социальном смысле поселений, где хотелось бы жить и растить детей. 

Третья перспектива – проведение ежегодного социологического обследования Тамбовской области (с демографическим уклоном, конечно). 

И, наконец, четвёртый пункт – эксперименты по внедрению искусственного интеллекта в демографическую аналитику, и более того – в демографическую политику. ИИ вполне может быть обучен по ряду признаков понимать демографический потенциал семьи, тип демографического поведения, что и как нужно сделать с точки зрения рождения большего количества детей. 

Авторы: