Как сохранить преданность искусству, любимому делу, не деградировать в профессиональном отношении, когда ощущается диктат примитивного обывательского вкуса, а популярность и признание определяется количеством лайков в социальных сетях? На мой взгляд, для подлинного художника верна формула: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Это слова замечательного поэта Николая Заболоцкого.
Художник Олег Гаврилов, отстаивая свободу личного творчества, не изменил своим убеждениям, идеалам. Хотя сегодня это слово весьма затерто. Да, с точки зрения «здравого прагматизма» - это проигрыш. Но, в сущности, это христианская позиция. Христианами нас делает именно поражение.
Хотя, на первый взгляд, декоративная и абстрактная живопись Олега Гаврилова далека от религиозных традиций. Но как на это посмотреть.
«Время от времени возвращаюсь к ярким впечатлениям детства, конечно, переосмысливая и творчески перерабатывая вспышки запомнившихся и полюбившихся образов и ассоциаций, но при этом хочется передать первозданное подлинное чувство, возникшее, казалось, от самых обыденных событий и вещей. Почему-то запомнился невероятный солнечный свет после моего крещения в сельской церквушке. Мне тогда было три года, не больше. Но это ощущение радости меня не отпускает до сегодняшнего дня», - говорит Олег Гаврилов.
Именно христианство научило нас видеть красоту в свете, воде, небе, облаках – во всем том, что не имеет определенной осязаемой формы. Беспредметное искусство как нельзя лучше выражает неосязаемую красоту, позволяет ощутить изменчивость, непостоянство, противоречия нашего мира.
Это как смотреть на солнечный свет сквозь хрустальную призму. Свет преображается на зыбких гранях: спектрально дробится, блестит, фонтанирует… Преображенный свет создаёт ощущение чуда.
Отражение в замёрзшей луже. 2002г. 80х80 х.м.
У Гаврилова есть примечательная работа «Отражение в замерзшей луже». Она подтверждает, что художник не утратил чистого поэтического взгляда. «В луже» не просто отразился, а преобразился мир, играя неисчислимыми смысловыми, цветовыми оттенками, сверкая на холодных гранях растрескавшегося льда.
Художественный мир Олега Гаврилова такой же прозрачный, невесомый, чистый, ограненный мастерством - словом, хрустальный. Одна из художественных задач художника – отражение хрупкости мира.
Преображенный свет мы видим в других не менее интересных работах художника: «Взгляд на солнце из стога сена» (2012), «Отражение зари» (2012), «Отражение жаркого лета в лазурной воде» (2007), «Весенний свет» (1996), «Луч света» (2006)…
Взгляд на солнце из стога сена. 2012 г. 60х50 х. м.
В античности, напротив, красота – это прежде всего принцип «золотого сечения», математическая выверенность формы, идеальное соотношение частей и целого - словом, точный расчет, не терпящий логических противоречий. Еще один важнейший принцип, который был заложен в античной культуре, - это подражание действительности. И если в реалистическом искусстве мы видим привычный ландшафт, нашему глазу становится комфортно, фигуративная или предметная живопись помогает нам ощутить землю под ногами, небо над головой, то есть занять привычное для человека положение в пространстве, времени и действии.
Во многих работах Олега Гаврилова нет никаких видимых опор, то есть привычных, узнаваемых образов или фигур, что, в принципе, создает ощущение статики, покоя. Художник, напротив, погружает нас в поток непрерывного движения, который организован по спирали, диагонали, от периферии к центру и так далее. Более того, он обескураживает зрителя тем, что предлагает рассматривать картины, переворачивая их на 90 или 180 градусов.
Мартовский узор. 2010г. 40х50 к.м.
На первый взгляд, перед нами предстает какая-то цветовая бесформенность, но это не так. «Поток сознания» художника на полотнах выверен до мельчайших вибраций того или иного тона, сбалансирован графически и ритмически. Его художественный мир гармоничен.
Конечно, неподготовленный зритель, приходя на выставку его живописных работ, может быть дезориентирован в художественном пространстве его полотен, как в невесомости. Но стоит ли глазу за что-то цепляться, удерживаться? Может быть, начать просто парить и наслаждаться игрой красок?
Такое ощущение возникает, когда мы слушаем музыку. Мы воспринимаем не конкретные картины или образы, а наслаждаемся гармонией. В живописи – согласованностью линий, пятен, цвета, света, тоном, ритмом… Поэтому Олег Гаврилов и говорит: «Живописью нужно овладеть как музыкой».
Замечательный русский философ Алексей Лосев утверждал, что музыка оперирует смыслами и сущностью предметов, изображает чистое их качество. Музыка не выделяет и не создаёт осязаемых образов и предметов, она ничего не иллюстрирует, но выражает смыслы, точнее, их оттенки.
В этой связи хочется привести цитату одного из апологетов абстрактной живописи Василия Кандинского: «В применении формы музыка может достигнуть результатов, которых невозможно добиться в живописи. Но, с другой стороны, в отношении некоторых свойств музыка отстает от живописи. Так, например, музыка имеет в своем распоряжении время, элемент длительности. Зато живопись, не располагая указанным преимуществом, способна в одно мгновение довести до сознания зрителя все содержание произведения, на что музыка, в свою очередь, не способна».
Делюсь радостью. 2003.70х80 х.м.
Олег Гаврилов передаёт сущность предмета, но не сам предмет. Действительно, танец можно изобразить по-разному. Художник академической школы напишет муз в греческих туниках с характерными жестами. Художник-абстракционист для выражения энергии, например, национального танца пойдет по иному пути. Он положит на палитру исторические цвета того или иного национального костюма и «закружит» их в силовых линиях композиции, не ставя при этом задачи «узнаваемости» натуры. Но живописный колорит, ритм, композиция раскроют нам чистый эмоциональный посыл танца.
Гонка. 2013г. 54х127 х.м.
«Маленькая поэма о цвете» (2006), «Делюсь радостью» (2003), «Движение цвета (2006), «Мартовский узор» (2010), «Прохлада утро» (2003), «Прохлада вечер» (2003) - в этих работах нужно искать прежде всего состояние, настроение, чувство - как угодно.
Гаврилов работает на стыках графического, лирического абстракционизма, любит мозаичные формы в живописи. Нередко краски и тона палитры Олега Гаврилова «сгущаются» до узнаваемых и осязаемых образов. В живописной работе «Двое» мы видим мужчину и женщину, но не мимика или жест, а цвет - точнее, оттенки различных тонов нам напевают о тихой и немного грустной истории.
Память.2007-2011г. х.м.
Одна из самых моих любимых работ «Память» (2007-2011). Легкие, проступающие как бы из глубины «песка» живописного полотна драгунский палаш, треуголка, эполеты и другие атрибуты Отечественной войны 1812 года просветляют в сознании не просто ностальгические ноты по былому, а пробуждают лучшие романтические чувства.
Интересно было узнать от живописца, что он не может повторить свою работу дважды, как это делают художники-реалисты. Войти в один и тот же эмоциональный поток невозможно: постоянно меняются оттенки восприятия, а вместе с тем - палитра и движение руки, которая откликается на малейшее колебание вдохновенного чувства художника. Об этом мы говорили, когда я наслаждался картиной «Осень». Олег Гаврилов в разговоре заметил, что формально может повторить эту работу, но по духу она будет уже совершено иной.
На мой взгляд, на этом полотне нет пресловутого распада и увядания природы, в работе пульсирует энергия творческого созидания. Как здесь не вспомнить Болдинскую осень Пушкина?
Василий Кандинский утверждал: «Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Цветной полет во сне 2012г. 90х99 х.м
Из творческой биографии
Олег Гаврилов – художник-живописец, художник-график. Участвовал в разработке проектов по художественному оформлению фасадов общественных зданий Тамбова: главное управление Центробанка России по Тамбовской области, музей ТГУ им. Г. Р. Державина, Музей Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, музей Отделения Пенсионного Фонда РФ по Тамбовской области и другие. Олег Гаврилов активно делится своим профессиональным опытом и художественным мастерством с молодым поколением. Он преподавал рисунок, живопись и скульптуру на факультете «Архитектура» в Тамбовском государственном техническом университете. С 2013 года учит ребят живописи и рисунку в Детской художественной школе № 2 прикладного и декоративного искусства имени В. Д. Поленова Тамбова.
Читайте также: За покровом видимости