Электромобили — будущее Тамбова и России. Наверное, сейчас это утверждение многим может показаться почти фантастическим. Даже при том, что в нашем далеко не столичном Тамбове электромобилей наберется уже около шести десятков.
На состоявшейся в начале сентября открытии станции зарядки таких машин «KRATA Energy" и. о. вице-губернатора Наталия Макаревич заявила, что в Тамбове в конце концов останется не более шести десятков машин с двигателями внутреннего сгорания. И при всей экзотичности такой мысли она реально может оказаться пророческой.
Размышления у необычной автозаправки
Зарядная станция на площадке у АО «Пигмент» стала своеобразным прорывом в энергетическом балансе для автомобилистов Тамбова и гостей нашего славного города. Мощность станции в 80 киловатт позволяет одновременно заряжать две машины, причем здесь же имеется коннектор для зарядки электромобилей китайского производства, это не говоря уже о том, что станция поддерживает все международные стандарты зарядки.
Другое дело, что до международной распространенности электромобилей нам пока еще очень далеко. Хотя тенденция на переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к экологически чистым электромобилям в мире наметилась и развивается уверенно, и с этим нам придется считаться
- Сейчас, как ни странно, для владельцев электромобилей в России наступает самое выгодное время. Как раз потому, что электромобилей пока очень мало, - считает владелец экстравагантной электрической «BMW» и активный энтузиаст электромобилей Алексей Шилков. - Судите сами — никаких очередей на заправках, а зарядка на станции «KRATA Energy" просто невероятно дешевая — всего 4 рубля за киловатт. Это раза в четыре дешевле, чем в других городах. И за это спасибо руководству «Пигмента», создающему такие условия в Тамбове. Но если говорить о масштабном решении проблемы станций зарядки, которых пока в стране крайне недостаточно, то здесь выход видится в установке розеток обычного переменного тока при торговых центрах, гостиницах и прямо у многоквартирных домов, где владельцы электромобилей смогут подзаряжать своего железного коня, пока сами занимаются своими делами, а машина просто стоит. По такому пути идет Европа, и нам об этом пора подумать. Как и вообще о развивающейся в мире новой энергетике. Мы просто вынуждены будем это делать, и здесь важно не оказаться в хвосте прогресса.
Электромобили наступают
И здесь с Алексеем трудно не согласиться, потому что проблема имеет комплексный характер. Количество электромобилей в мире растет, и они, как ни странно это нам слышать, уже начинают вытеснять машины с двигателями внутреннего сгорания. Первенство здесь держит активно подхватывающий все новые перспективные тенденции Китай, уверенно идут по этому пути и Америка, и Европа, а кое-где, как, например, в Норвегии, электромобили начинают явно преобладать. Пока первенство по производству таких машин держит американская «Tesla”, но европейские производители уже твердо уверенно ей на пятки.
Что касается России, то на «АвтоВАЗе» была попытка выпускать модель «Лады» с электродвигателем, но, выдав с конвейера немногим более сотни машин, проект закрылся. Оказалось, проект слишком дорогой, машины по окупаемой цене не раскупались, а западная конкуренция подвела под проектом печальную черту. Впрочем, это говорит лишь о том, что модели должны быть конкурентоспособными, для чего надо повышать качество и уменьшать себестоимость, и другого пути нет.
А современные электромобили прогрессируют довольно быстро. Последние модели сочетают в себе весьма емкие аккумуляторы и одновременно генераторы, их заряжающие. Так что электрозаправки будут служить практически не для полной зарядки - в этом не будет необходимости, а лишь для подзарядки аккумуляторов. Однако и сейчас станции «KRATA Energy” для полной зарядки в режиме постоянного тока требуется в среднем 40 минут.
В обычной бытовой сети, как известно, ток переменный, и зарядка в этом режиме идет гораздо дольше. Но если такие выносные розетки будут у нас повсеместно, о чем мечтает Алексей Шилков, то они будут органично дополнять специализированные станции, и жизнь станет гораздо удобнее. По этому пути уже идут, например, в соседнем Липецке, где при отеле в самом центре города имеется на парковке система зарядки переменного тока, и туристы-электромобилисты охотно выбирают именно этот отель, приезжая в Липецк. Что же касается Москвы, то там городские власти строят политику с дальним прицелом, увеличивая сеть станций зарядки умеренного режима в сочетании с пунктами зарядки переменного тока.
От Тамбова до Москвы недалеко, но массовое распространение электромобилей, безусловно, зависит от увеличения сети электрозаправок в масштабах страны, чтобы автовладельцу не приходилось вызывать эвакуатор, если в его машине иссякнет заряд аккумуляторов. К этому нам еще предстоит прийти, но выбора здесь уже нет, потому как тенденция развития электротранспорта в мире очевидна. И нынешний энергетический кризис в Европе не должен стать поводом для нашего успокоения и уверенности в неколебимости рынка нефти и газа. Спекулятивно раздутые цены на эти энергоресурсы вернутся к разумным цифрам, а технический и энергетический прогресс не остановить.
Энергетическая благотворительность как вложение в будущее
Нынешняя станция зарядки электромобилей на «Пигменте» прибыли не приносит. Зато приносит благодарность как тамбовских владельцев таких машин, так и их коллег из других городов, что заехав на нашу станцию, удивляются не только низким ценам, но удобству и комфорту, с которым можно провести время, пока живительный ток наполняет аккумуляторы твоего электроавто.
- А мы и не ставили целью получение прибыли, - пояснил начальник отдела развития цифровых технологий АО «Пигмент» Иван Углов. - Создавая эту станцию, руководство предприятия хотело внести свой вклад в будущее, в развитие инфраструктуры города. Да, это, если хотите, добрая воля ради прогресса, хотя это стоило немалых вложений и усилий, тем более что подача электроэнергии идет от собственного энергоблока предприятия, а работает станция зарядки круглосуточно. Водители за время зарядки могут воспользоваться тренажерами в нашем спорткомплексе, отдохнуть в беседке, выпить кофе (а эту часть сервиса мы будем расширять) и, конечно, посетить наш информационно-выставочный центр. Это всего лишь маленький шаг в новое энергетическое будущее, которое все равно наступит.
Те, кто уже ездил на электромобилях, наверное, успели оценить его комфортные преимущества. Тишина в салоне, мягкий ход, а главное - непривычно послушное и чуткое реагирование машины на педаль газа. Отсюда более быстрый набор скорости, как и ее сброс, что особенно важно и удобно в условиях оживленного города. Это уже некая новая реальность, которую можно ощутить уже сейчас, мечтая о будущем. А оно ведь уже рядом!