Сотрудники управления безопасности Центрально-Чернозёмного банка рассказали о наиболее распространенных инструментах, к которым прибегают мошенники для завладения чужими денежными средствами.
В основе практически всех видов и методов мошенничества лежит «социальная инженерия», а манипулирование людьми является самым действенным инструментом в распоряжении преступников, которые действуют по принципу «Взломай человека — взломаешь все остальное».
Злоумышленники используют чувства и эмоции человека: невнимательность, страх, доверие, оказывают на него психологическое давление и побуждают к совершению определенных действий.
Злоумышленники звонят потенциальным жертвам и представляются сотрудниками МВД, ФСБ, следственного комитета, Центрального Банка, госуслуг, Пенсионного фонда, а также сотовых операторов. В ходе общения они убеждают собеседника, что для сохранности личных сбережений необходимо их перевести на «безопасные» счета. Или же сообщают, что на вас оформлен кредит и для его погашения необходимо получить новый, чтобы потом его перевести на «безопасный» счет.
Чтобы убедить или запугать человека, мошенники присылают ему фотографии служебных удостоверений силовых структур, документов (договоры, постановления о возбуждении уголовных дел). Также они используют логотипы различных компаний, бланки — все это делается для того, чтобы скрыть свои реальные преступные намерения, получить любыми способами персональные данные.
Так, в одно из отделений банка обратилась пожилая женщина, которая собиралась перевести мошенникам 3,7 млн рублей. В ходе обслуживания клиента сотрудник отделения обратил внимание, что бабушка нервничает, и проинформировал об этом сотрудников управления безопасности банка. В ходе беседы с пожилой клиенткой они выяснили, что та находится под воздействием неустановленных лиц, которые выдавали себя за сотрудников ЦБ России и пытались завладеть её денежными средствами.
Безопасники Центрально-Чернозёмного банка Сбера призывают клиентов проявлять бдительность. Что надо делать, чтобы не стать жертвой мошенников:
- Прежде всего, необходимо проверять входящие номера, а лучше — поставить приложение для фильтрации вызовов.
- Разговор следует завершать при любых сомнениях и не совершать никаких операций по инструкциям звонящего.
- Важно помнить, что сотрудники правоохранительных органов не могут допрашивать по телефону, а Центральный Банк никогда не звонит физическим лицам.
Держите в тайне данные своей банковской карты — ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, пароли из СМС, PIN-код.
Также специалисты напоминают о мерах кибербезопасности:
- Необходимо установить двухшаговую проверку пользователя при входе в аккаунт и надежный пароль.
- Следует пользоваться только официальным программным обеспечением.
- Нельзя переходить по подозрительно ссылкам.
- Не передавать конфиденциальную информацию незнакомцам.
На информационных каналах Сбера регулярно выходят публикации на тему кибербезопасности и финансовой грамотности.