Именно так назвали свою выставку тамбовские художники, которых арт-директор «Новой галереи» Ирина Бирюкова» спровоцировала новой вдохновляющей идеей — убедить зрителей в том, что фраза, слово, а порой буква или даже иероглиф рождают весьма удивительный зрительный образ.
Художники заинтересовались, и оказалось, что эти образы могут составить целую визуальную мозаику чувств, эмоций и аналогий, отраженных в графике и живописи. В результате авторы представленных картин проявили необузданный полет фантазии, что однако не лишило зрителей дара речи, а наоборот вызвало горячее обсуждение на фоне экспозиции.
Наверное, можно без преувеличения сказать, что по весне «Новая галерея» переживает очередной творческий подъем. Больше шести десятков живописных и графических работ представили Александр Архипов, Михаил Афанасьев, Андрей Бубенцов, Ирина Бирюкова, Андрей Ельцов, Денис Козловский, Евгения Левина, Алексей Медведев, Татьяна Петрова, Борис Ткачев, Анна Ульева и Валентина Четверткова. И всех объединило слово. Но среди работ были отнюдь не только иллюстрации к известным литературным произведениям, а в первую очередь «фантазии на тему», своеобразные размышления на холсте. Как считает Ирина Бирюкова, художник может представить только свой взгляд и свою фантазию, но вовсе не претендует на «правильность» образа, навеянного прочитанным. В том и ценность литературы, что каждый представляет ее образы по-своему.
К примеру, Борис Ткачев представил целый триптих навеянный известным стихотворением Александра Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...». Каждая строчка стала темой каждой картины, но это вовсе не картины ночного Питера начала XX века, а пейзажи и детали современного Тамбова, как бы выхваченные из ночи. Но от этого настроение, созданное поэтому ничуть не теряется, а приобретает абсолютно реальную вневременную остроту затерянности.
А вот лидер тамбовского авангарда Алексей Медведев решил открыть для зрителей свои графические работы двадцатилетней давности в виде отражения размышлений о природе тревожных снов. И это не просто сны, а отражение времени, тех чувств и порывов. Это совсем не комфортное настроение, но будоражащее душу, без чего по мнению художника не рождается настоящее искреннее искусство.
Среди пасторалей Ирины Бирюковой есть, например, «Карта Парижа» и «Карта Страсбурга» - вид города как бы сквозь дымку времени с птичьего полета. И это путешествие в воспоминание, где художник воспроизводит черты запомнившихся улиц, как бы погружаясь в них и проходя по ним снова. Такой вот маршрут по «улице мечты», как в щемящей песне Ричи Блэкмора «Street of dreams”.
Но, как сказал поэт, «вначале было слово». И обращаясь к самым разным шедеврам мировой и отечественной классики, художники просто не могли пройти мимо самой тамбовской поэмы — произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Тамбовская казначейша», чему многие участники экспозиции уделили особое внимание. Вряд ли поэт предполагал, что его тамбовская история спустя полтора века будет вызывать такой резонанс. Но кто знает, как твое слово отзовется и как отразится на холсте? Время беспощадно и благосклонно одновременно, делая искусство вечным. Только настоящее искусство...