Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Рыбаковский фестиваль в Тамбове стартовал спектаклем "Отцы и сыновья"

Культура
Фото: Фото Анатолия Жалнина

Фестивальная весна в Тамбове продолжается. Вслед за Рахманиновским тамбовчане жили ожиданием Рыбаковского фестиваля. В прошедшую субботу стартовал и он. По традиции открывающий фестивальную афишу спектакль — подарок оргкомитета театралам. Впервые, в этом году была прервана череда московских гостей. Ныне в качестве почётного гостя в Тамбов прибыла труппа театра «На Литейном» из Северной столицы. Её уже почти год возглавляет известный тамбовским поклонникам театра режиссёр — Сергей Морозов.
Спектакли, поставленные Морозовым в других российских театрах, уже четырежды показывались на Рыбаковском фестивале.
«С фестивалем и директором «Тамбовтеатра» Петром Ивановичем Куликовым меня связывают достаточно давние и тёплые отношения. Поэтому я считаю, что на определённом этапе появление ещё одного моего спектакля логично на тамбовской сцене, - прокомментировал приглашение театра «На Литейном» Сергей Анатольевич.
Посмотрев спектакль, с решением фестивального оргкомитета, наверняка согласились и все пришедшие на открытие зрители. Театр «На Литейном» задал хорошую планку стартовавшему фестивалю. В спектакле «Отцы и сыновья» есть всё: и бережное отношение к классике, и интересные режиссёрские ходы, и оригинальная сценография. Но главное, он очень соответствует духу Рыбаковского фестиваля, являющегося смотром, прежде всего, актёрских работ. Постановка «Отцы и сыновья» отличается замечательным творческим ансамблем. Но при этом можно выделить и отдельные удачные работы артистов, создавших яркие тургеневские персонажи.
Питерцы привезли спектакль уже имеющий свою фестивальную историю. «Отцы и сыновья» были поставлены полтора года назад. И у них богатая гастрольная судьба. Спектакль с успехом пошёл на фестивалях в Рязани, Ульяновске. Буквально, неделю назад участвовал в фестивале «Родниковое слово» в Архангельске, где показываются инсценировки классических произведений. На сегодня у питерцев есть приглашения ещё на два фестиваля во второй половине года. К тому же данный спектакль является лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Поэтому постановку «Отцы и сыновья» сейчас с полным правом можно назвать одной из визитных карточек театра «На Литейном».
Хорошая театральная история «Отцов и сыновей» в постановке Сергея Морозова ещё раз подтверждает, что классика остаётся классикой. И при интересном прочтения она будет востребована. Ведь в ней всегда можно найти созвучие современности. В основу постановки Морозова легла пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила, известного своими инсценировками русской классики.
«Мне было важно, что эта пьеса написана Фрилом в конце ХХ века, - рассказал режиссёр, - но написана она тем человеком, который прожил историю всего ХХ века. Переведена же пьеса была в начале XXI века. И поэтому тургеневские герои разговаривают языком близким к нам. Хотя темы, которые ими затрагиваются, проблемы, которые их волнуют, - вечные. Но персонажи пытаются сформулировать их тем языком, на котором общаемся мы с вами».
И оттого так были понятны современному тамбовскому зрителю метания Евгения Базарова (Ивана Рябенко). Несмотря на неврастенические выходки, образ Базарова достаточно притягателен. Под маской самоуверенного философа в сущности скрывается, как это часто бывает, довольно ранимый человек. В дуэте с Базаровым не теряется и Аркадий Кирсанов (Виталий Гудков). Все его нигилисткие пылкие речи — временны, он истинный отпрыск Кирсанова-старшего.
Хотелось бы отметить замечательные образы «отцов» в спектакле. И Николай Кирсанов (Александр Цыбульский), Павел Кирсанов (Сергей Гамов) — представители дворянства, с одной стороны; и Василий Базаров (Александр Рязанцев), Арина Базарова (Ирина Лебедева) — представители бедной интеллигенции, с другой стороны, - это беззаветно любящие своих сыновей-бунтарей люди.
Актёры создали многогранные, неординарные, но в тоже время такие трогательные образы, что невольно проникаешься к ним тёплыми чувствами. Уходящее поколение «отцов», порой, напоминает инопланетян, людей не от мира сего. И оттого становится грустно, что таких людей всё меньше и меньше, особенно сегодня, в нынешнем жёстком мире.
У Сергея Морозова достаточно большой опыт работы с классическими произведениями. Он ставил пьесы Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева. Но в тоже время его спектакли не архаичны, и не следуют полностью букве позапрошлого века. Хотя надо отметить, в пьесу Фрила режиссёр добавил и бережно сохранил очень много диалогов из романа Ивана Тургенева.
«Потому что есть восприятие российского менталитета, а есть восприятие западно-европейского менталитета. Это разные ключи, разные включения в одни и те же темы, - убеждён Морозов. - Мне кажется, что современный театр выставляет определённые требования к спектаклю, не только переосмысливая тексты, но и по новому подходя к композиции. Для меня этот спектакля — размышление о судьбе человека, о той мелодии, о том слове, которое человек должен успеть сказать в своей жизни. И, конечно, для меня было важно нащупать современный пульс, современные ритмы в диалоге. У нас в спектакле даже введена современная музыка, при том, что она больше откликается не столько на время, сколько на пульсацию тех молодых людей, которые приходят в зрительный зал».
Для театра «На Литейном» очень важно, чтобы после просмотра спектакля, зритель, особенно молодой, захотел бы взять в руки томик Тургенева «Отцы и дети» и прочитать его. И это ему удалось.
Авторы: