Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

«Богемская рапсодия» - возвращение в вечность

Культура
Фото:

Только за первый уик-энд проката в России «Богемская рапсодия» собрала больше 300 миллионов рублей, почти в десять раз превзойдя по сборам согласно данным Единой федеральной автоматизированной системы сведений о кинопрокате вышедший одновременно и широко разрекламированный фильм «Крымский мост. Сделано с любовью». Бравурной обыденности зрители предпочли историю ребят из британской рок-группы, непринужденно перевернувшей своей музыкой сами представления о музыке. Это внешне далекое оказалось очень близким. Почему? Может потому, что эта история и вся эта музыка – наша несостоявшаяся мечта...
Как бы то ни было, но не только для отечественных меломанов, а просто для людей, хоть немного к музыке неравнодушных, Queen, эта до мозга костей британская команда, является своего рода «русской народной группой» с которой по привязанности могут соперничать только вездесущие Scorpions. В отличие от этих немецких рокеров, почти прописавшихся на российской сцене, Queen в России никогда не были, и потому являются для наших фэнов некоей заоблачной легендой, почти неземной.
Фильм Брайана Сингера эту легенду мягко приземляет, рассказывая о нюансах ее восхождения на мировой рок-олимп. Нюансах человеческих и бытовых, и конечно не без акцента на проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации и трагической судьбы Фредди Меркьюри. Это вполне логично для режиссера, если учитывать, что фильм сделан в расчете на людей, почти ничего не знающих о Queen и имеющих представление о музыке группы лишь по трем-четырем всем известным песням… Увы, но при всей популярности группы в нашей стране это так, а многие даже не различают голоса ее участников, думая, что все композиции поет Фредди. На деле же все совсем не так, а ценность Queen в том, что эта команда являлась коллективной личностью и даже «лебединую песнь» Меркьюри «Show must go on» написал не он, а гитарист Брайан Мэй.
Увы, в фильме можно найти массу исторических неточностей и даже явных несоответствий. Настоящие поклонники Queen, видевшие документальные фильмы о группе, которых снято немало, конечно будут недовольны этой художественной картиной. Им явно не понравится упрощенный взгляд на события и перипетии творчества великой группы, адаптированный для массового зрителя. Это не говоря уже о подборе актеров, которые чисто внешне мало похожи на музыкантов Queen, здорово уступая им в харизматичном обаянии.
Однако все это компенсируется тем, что фильм художественный, а значит и не претендует на историческую точность. И главная его задача — хоть ненадолго попытаться погрузить прагматичного современного зрителя в романтичную атмосферу 70-80-х, отраженную в великой музыке. И эта музыка, которой фильм буквально насыщен, будоражит снова, а для многих становится настоящим открытием. По крайней мере в музыкальных магазинчиках нашего скромного Тамбова к удивлению продавцов в последние дни начали активно спрашивать и покупать компакт-диски и МР-3 с альбомами Queen. И это вовсе не заядлые фэны, у них все альбомы давно есть. Это часто даже далекие от рок-музыки люди, но почувствовавшие вкус к чему-то истинному и вечному.
К сожалению, никакой фильм не может объять необъятное. Но, на мой взгляд, главный недостаток «Богемской рапсодии» в упущении главной трагедии Queen — потерянного времени, потраченного на конъюнктурный соблазн моды. Просто Queen 70-х и Queen 80-х — это практически две разные группы. В свое первое десятилетие они, длинноволосые рокеры, разодетые в пух и прах, подняли музыкальную планку на такую высоту, что туда карабкались все, зная, что не доберется никто. Они принципиально игнорировали стандарты шоу-бизнеса, потому что создавали их сами, не прогибаясь под изменчивый мир. А в 80-е прогнулись, Фредди подстригся, отпустил усики, вместо кожаного прикида надел белую майку и превратился в консерватора. Они опомнились и смогли преодолеть разногласия лишь спустя десять лет, вернувшись на свою «дорогу к храму» с потрясающим альбомом «Innuendo». Но было уже поздно, Фредди не стало, и коллективная личность по имени Queen перестала существовать.
Но в фильме нет этого конца. А есть взрывной миг между прошлым и будущим на знаменитом благотворительном концерте «Live Aide» на стадионе Уэмбли, концерте ради жизни и утверждающем жизнь. Она, как и шоу, должна продолжаться несмотря ни на что.
Авторы: