Большой концерт Ольги Белецкой из Москвы и Тиграна Майтесяна из Бельгии, который прошёл в рамках международного проекта «Дни науки в ТГМПИ», подарил тамбовской публике потрясающие эмоции. Помимо того, что она услышала выступление музыкантов-виртуозов, инструменты, на которых они играли, тоже оказались уникальными.
Музыка барокко
Первое отделение, в котором выступила Ольга Белецкая, познакомило слушателей с клавирной музыкой эпохи барокко. В исполнении Ольги прозвучали произведения Бёрда, Фрескобальди, Шамбоньера и других. Имена композиторов большей части публике неизвестные, поэтому Белецкая предваряла каждое произведение небольшим рассказом.
Несмотря на молодость, Белецкая уже широко известна в музыкальных кругах. Сегодня в мире идёт волна увлечения аутентичной музыкой. А Ольга Белецкая великолепный знаток клавесина. Она многократно выступала на всероссийских и международных конференциях, посвящённых этому старинному инструменту. Участвовала в мастер-классах во Франции и Чехии. К тому же Белецкая является автором ряда публикаций в журналах и сборниках научных статей. В год окончания с красным дипломом Саратовской консерватории даже выпустила монографию «Клавесин в России». А в 2020-ом году под руководством профессора Елены Долинской защитила диссертацию на эту же тему.
Исполнительские и исследовательские интересы Белецкой нашли пересечение в концертах-лекциях, проходивших в различных залах Москвы. Вот и «Дни науки в ТГМПИ» подарили возможность тамбовчанам познакомиться не только прекрасным музыкантом, но и с не менее завораживающим рассказчиком. Ощущение было фантастическое. Будто мы в Рахманиновском зале, как в машине времени, перенеслись более чем на четыре века назад. Клавесин под руками Ольги Белецкой звучал там медитативно, что публике это чарующее состояние не хотелось прерывать очень громкими аплодисментами. Но в финале она взорвалась овациями, особенно, когда Белецкая познакомила слушателей ещё и с мастером клавесина, на котором играла.
И было чему удивляться
Мало того, что одномануальный клавесин специально привезли в Тамбов из Москвы на «Дни науки», он ещё и изготовлен русским мастером Александром Баюновым. Познакомившись с этим молодым создателем уникального инструмента, я была поражена его увлечённостью. И не только. Его биография тоже весьма неожиданна. Александр родился в Волгограде и с шести лет начал заниматься музыкой. Выучившись в музыкальной школе игре на фортепиано и гитаре, Баюнов тем не менее пошёл по стопам отца и стал учёным-химиком. Окончил химический факультет МГУ, защитил диссертацию по Фурье-спектроскопии. Правда, и игру на гитаре не забрасывал. Более того, стал делать гитары сам. Но однажды в судьбе Александра случился полный разворот: от игры на электрогитаре к увлечению барочной музыкой. Он загорелся желанием самому создать клавесин.
«Вместе с отцом, - рассказывает Александр Баюнов, - В 2014 году мы открыли мастерскую по изготовлению инструментов. Тогда-то и появился первый клавесин. Нельзя сказать, что его сложно создавать. Когда чем-то увлечённо занимаешься, процесс перестаёт быть для тебя сложным. Скорее это трудоёмкий процесс».
Из рук Баюнова сегодня выходят не только клавесины, но и барочные и ренессансные гитары, виуэлы и другие виды малых «исторических» инструментов. И они очень высоко ценятся у музыкантов. Клавесин, который услышали тамбовские зрители, выполнен мастером на основе модели немецкого инструмента неизвестного мастера начала XVII века. Он предназначен для клавирных сочинений XVI – первой половины XVII века. Этот инструмент Баюнова уже звучал в руках российских музыкантов. Среди последних проектов — участие клавесина в концерте Дюссельдорфского симфонического оркестра в Московском зале «Зарядье» в октябре 2019 года. Теперь с красотой его звучания познакомились и тамбовчане.
Скрипка Гварнери
Это было первое, но не последнее удивление публики в этот вечер. Во втором отделении её ждало ещё одно потрясающее знакомство. На этот раз со скрипачом-виртуозом Тиграном Майтесяном и скрипкой Гварнери. И состоялось оно опять же благодаря профессору Елене Долинской.
«Приглашение выступить в Тамбове получил довольно неожиданно, - признался Майтесян. – Вернувшись с гастролей, я узнал, что меня разыскивает мой учитель, профессор Елена Борисовна Долинская. На мой звонок услышал: тебя приглашают в Тамбов сыграть Метнера. Я не успею – отвечаю, - у меня ещё столько концертов. Метнера ведь ещё надо выучить, а это нешуточный композитор. Но мама Московской консерватории, так мы называем Долинскую, мне твёрдо говорит: ты должен сыграть концерт и всё. И положила трубку».
Все ученики Елены Долинской знают, если она сказала, ты обязан сделать. И это независимо от того, начинающий ты музыкант или именитый. А имя Тиграна Майтесяна известно во всём мире. Он родился в Армении. С пяти лет учился игре на скрипке. Получил классическое образование в армянской и эстонской консерваториях. Уже 20 лет живёт и работает в Бельгии, гастролирует по всему миру, руководит международными фестивалями. Аспирантуру Майтесян закончил в Московской консерватории под руководством Елены Долинской.
Сегодня профессор Майтесян преподаёт и в Бельгии, и в России. И по-прежнему почитает своего профессора Елену Долинскую. Поэтому получив приглашение и задание сыграть произведения русского композитора Метнера, 140-летие которого отмечается в этом году (этой юбилейной дате посвящены и «Дни науки» в Тамбове) Тигран Майтесян нашёл ноты и начал усиленно репетировать.
В Тамбове Майтесян должен был сыграть в дуэте с тамбовским пианистом, профессором Вадимом Галушко. Это тоже стало неожиданностью. В Европе он играет со своими концертмейстерами.
«Но я был уверен, что Вадим хороший музыкант, - говорит Тигран Майтесян. – Потому что у наших музыкантов замечательная советская школа. Все прекрасно владеют своими инструментами. Надо отдать должное Вадим великолепно справился. Мне было очень уютно и комфортно с ним играть».
А уж как публике было приятно слышать этот замечательный дуэт. Во время концерта Майтесян сыграл не только произведения Метнера, но и Чайковского, Рахманинова, и каприсы собственного сочинения. Один из каприсов он посвятил Долинской. Публика не могла не отметить мощный звук скрипача. Тигран виртуозно извлекал и тончайшие пиано, и мощнейшие форте. Как оказалось, в Тамбов он привёз уникальный инструмент - скрипку Гварнери дель Джезу 1727 года.
С 2014 года Тигран Майтесян назначен официальным экспертом струнных инструментов России на территории Европы от музея им. М. Глинки.
«Мне часто для концертов приходится брать инструмент из коллекции. До этого я играл на скрипке Амати, - прокомментировал Тигран. - В этот момент был свободна скрипка Гварнери. И я счастлив, что смог на ней играть для вас, так как очень люблю этот инструмент».